kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Сила трения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 7 классе по теме: «Сила трения» Автор: Живаго Ольга Ивановна, учитель физики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38 г.Симферополь» Республика Крым Тема урока: Сила трения Тип урока: усвоение новых знаний, первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. Цель урока: - организовать деятельность по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности по теме «Сила трения»; развивать умения наблюдать физические явления (на примере взаимодействия тел); ввести понятие «сила трения»; - показать, как на практике применяются знания о трении; - формировать умение анализировать факты, полученные в ходе наблюдения явления. Задачи урока: - создать условия для воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям; - обеспечить формирование умений выделять главное, составлять план, вести конспект, наблюдать, развивать умение частичной поисковой деятельности, выдвигать гипотезы, анализировать и делать выводы. Оборудование: легкоподвижная тележка, деревянная гладкая доска, резиновый коврик, линейка, динамометр (2 шт.), набор грузиков. Ход урока: 1. Организационный этап. Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности к учебному занятию, раскрытие целей и задач урока, плана его проведения. 2. Актуализация опорных знаний. Вопросы: - Что характеризует сила? - К чему приводит действие силы? - Какие силы вы знаете? - Как обозначается и в чем измеряется сила? - Как называется прибор для измерения силы? - От чего зависит значение силы? - Какая сила удерживает тела на поверхности Земли? - Как зависит сила тяжести от массы тела? - При каких условиях возникает сила упругости? - От чего зависит значение этой силы? - Что называют весом тела? - В чем отличие веса тела от силы тяжести? На какие тела действует каждая сила? - Какова масса вашего тела? Чему равен ваш вес? 3. Изучение нового материала. Беседа. Рассказ учителя. Сегодня мы начинаем изучать силу трения, с действием которой нам очень часто приходится встречаться. Вопрос: - Что вы знаете о силе трения? (Слушаем ответы учащихся) Сила трения – вековечные спутники всякого механического движения (иногда вредные, а иногда просто незаменимые). Сила трения есть всегда. Всему движущемуся в воздухе «мешает» сила сопротивления воздуха, всему движущемуся в воде – сила сопротивления воды. Между коньками и льдом, между подошвами обуви и асфальтом возникают силы трения скольжения, между колесом и дорогой, между мячом и полом – сила трения качения. И даже когда тело не движется, можно обнаружить еще один вид трения – трение покоя, которое не позволяет вещам (телам) сдвигаться со своих мест под действием любого слабого толчка. С трением мы сталкиваемся на каждом шагу. Вернее было бы сказать, что без трения мы и шагу ступить не можем. Два самых главных изобретения человека – колесо и добывание огня – связаны именно со стремлением уменьшить и увеличить трение. Важность трения в своей жизни человек отобразил в разнообразных пословицах и поговорках: «Не подмажешь – не поедешь» «Пошло дело как по маслу» Демонстрация 1: С наклонной плоскости скатывается легкоподвижная тележка. Она катится по демонстрационному столу, не изменяя скорости своего тела. Если на поверхность стола постелить ткань (рассыпать песок или соль), то скорость тележки изменится и тележка остановится. Вопросы: -Почему изменяется скорость тележки в ходе опыта? - В чем выражается это воздействие? Демонстрация 2: Перевернутую вверх колесами тележку перемещаем по поверхности стола. Сила, необходимая для равномерного движения, измеряется динамометром. Затем тележку ставят на колеса и повторяют эксперимент. Вопросы: - Какие силы действовали на тележку в первом и во втором случаях? - Почему в данном опыте для одних и тех же поверхностей были получены разные значения силы трения? Вывод: Существуют разные виды силы трения. Трение качения (при равных нагрузках) меньше трения скольжения. Чтобы еще раз убедиться в этом, проведем еще один эксперимент. Демонстрация 3: Перемещаем заведомо тяжелый предмет на катках (катками могут быть обычные карандаши). Таким образом можно передвинуть даже дом во время реконструкции улиц. Демонстрация 4: На деревянную доску помещают брусок. Приподнимая край доски, демонстрируют, что брусок удерживается на доске. Вопросы: - Какой силой удерживается брусок на доске? - Как направлена эта сила? Вывод: Этот вид трения называют силой трения покоя. Вопрос: - Приведите свои примеры, в которых проявляется сила трения скольжения; сила трения покоя; сила трения качения. Вывод: Все виды трения можно систематизировать: Сухое трение: покоя, скольжения, качения. Жидкое трение: при движении тела в жидкостях или газах. Вопросы: - Приведите примеры полезного проявления силы трения. - Каким способом можно увеличить трение? - Приведите примеры вредного проявления силы трения. - Как уменьшить трение, когда это необходимо? Демонстрация 5: Присоединяем к бруску динамометр и равномерно тянем его по горизонтальной поверхности. Фиксируем показания динамометра. Вопросы: - Какие силы действуют на брусок во время движения? - К какому виду трения относится действующая на брусок сила трения? - Что можно сказать о равнодействующей сил в данном опыте? Почему? Демонстрация 6: Опыт повторяем, постепенно нагружая брусок, то есть тем самым увеличивая силу нормального давления и, следовательно, силу нормальной реакции опоры. Вопрос: - Как зависит модуль силы трения скольжения от модуля силы нормального давления? Делаем вывод. Вывод: Сила трения скольжения зависит от силы нормального давления. Демонстрация 6: Присоединяем динамометр и равномерно тянем его по горизонтальной поверхности резинового коврика. Фиксируем показания динамометра. Вопрос: Сравните полученный результат с предыдущим опытом и сделайте вывод. - Почему мы получили другие показания динамометра? Вывод: Сила трения скольжения зависит от материала соприкасающихся поверхностей. Вопрос: - Что является причиной возникновения силы трения? Вывод: Возникновение силы трения связано не только с неровностями поверхностей, но в случае очень гладких поверхностей - с преодолением молекулярных связей между соприкасающимися телами. Таким образом, сила трения имеет электромагнитную природу. Демонстрация 7: Положите деревянный брусок на стол гранью с меньшей площадью поверхности. Присоединяем динамометр и равномерно тянем брусок по горизонтальной поверхности демонстрационного стола. Фиксируем показания динамометра. Положите брусок на поверхность стола гранью с большей площадью поверхности и повторите опыт. Сравните результаты. Сделайте вывод. Вывод: Сила трения скольжения не зависит от площади поверхности соприкосновения тел. 4. Закрепление нового материала: Вопросы к классу: - Каковы причины возникновения силы трения? - Какие вы знаете силы трения? Виды силы трения. - Приведите примеры трения в окружающем нас мире. - Какие вы знаете способы уменьшения или увеличения сил трения? 5. Подведение итогов урока: Вопросы: - Какую роль в природе, быту и технике имеет сила трения? - Какие вопросы вызвали у вас затруднения? - Чему вы научились на уроке? - Что было вам интересным? 6. Домашнее задание: 1. Составьте план рассказа о силе трения. 2. Увеличение и уменьшение силы трения в быту, природе. 3. Найти пословицы и поговорки о силе трения.. 4. Написать рассказ или историю о силе трения. Литература: 1. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О.Ф.Кабардин. - М.: Просвещение, 2014. - 176с. 2. Горлова Л.А. Интегрированные уроки физики. 7 – 11 классы. Мастерская учителя физики. – Москва - «ВАКО» - 2010 3. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике. – М.: Просвещение, 1988
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сила трения" »


Конспект урока в 7 классе по теме: «Сила трения»

Автор: Живаго Ольга Ивановна, учитель физики

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38 г.Симферополь»

Республика Крым

Тема урока: Сила трения

Тип урока: усвоение новых знаний, первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Цель урока:

- организовать деятельность по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности по теме «Сила трения»; развивать умения наблюдать физические явления (на примере взаимодействия тел); ввести понятие «сила трения»;

- показать, как на практике применяются знания о трении;

- формировать умение анализировать факты, полученные в ходе наблюдения явления.

Задачи урока:

- создать условия для воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям;

- обеспечить формирование умений выделять главное, составлять план, вести конспект, наблюдать, развивать умение частичной поисковой деятельности, выдвигать гипотезы, анализировать и делать выводы.

Оборудование: легкоподвижная тележка, деревянная гладкая доска, резиновый коврик, линейка, динамометр (2 шт.), набор грузиков.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности к учебному занятию, раскрытие целей и задач урока, плана его проведения.

  1. Актуализация опорных знаний.

Вопросы:

- Что характеризует сила?

- К чему приводит действие силы?

- Какие силы вы знаете?

- Как обозначается и в чем измеряется сила?

- Как называется прибор для измерения силы?

- От чего зависит значение силы?

- Какая сила удерживает тела на поверхности Земли?

- Как зависит сила тяжести от массы тела?

- При каких условиях возникает сила упругости?

- От чего зависит значение этой силы?

- Что называют весом тела?

- В чем отличие веса тела от силы тяжести? На какие тела действует каждая сила?

- Какова масса вашего тела? Чему равен ваш вес?

3. Изучение нового материала.

Беседа.

Рассказ учителя.

Сегодня мы начинаем изучать силу трения, с действием которой нам очень часто приходится встречаться.

Вопрос:

- Что вы знаете о силе трения? (Слушаем ответы учащихся)

Сила трения – вековечные спутники всякого механического движения (иногда вредные, а иногда просто незаменимые). Сила трения есть всегда. Всему движущемуся в воздухе «мешает» сила сопротивления воздуха, всему движущемуся в воде – сила сопротивления воды. Между коньками и льдом, между подошвами обуви и асфальтом возникают силы трения скольжения, между колесом и дорогой, между мячом и полом – сила трения качения. И даже когда тело не движется, можно обнаружить еще один вид трения – трение покоя, которое не позволяет вещам (телам) сдвигаться со своих мест под действием любого слабого толчка.

С трением мы сталкиваемся на каждом шагу. Вернее было бы сказать, что без трения мы и шагу ступить не можем. Два самых главных изобретения человека – колесо и добывание огня – связаны именно со стремлением уменьшить и увеличить трение. Важность трения в своей жизни человек отобразил в разнообразных пословицах и поговорках:

«Не подмажешь – не поедешь»

«Пошло дело как по маслу»

Демонстрация 1: С наклонной плоскости скатывается легкоподвижная тележка. Она катится по демонстрационному столу, не изменяя скорости своего тела. Если на поверхность стола постелить ткань (рассыпать песок или соль), то скорость тележки изменится и тележка остановится.

Вопросы:

-Почему изменяется скорость тележки в ходе опыта?

- В чем выражается это воздействие?

Демонстрация 2: Перевернутую вверх колесами тележку перемещаем по поверхности стола. Сила, необходимая для равномерного движения, измеряется динамометром. Затем тележку ставят на колеса и повторяют эксперимент.

Вопросы:

- Какие силы действовали на тележку в первом и во втором случаях?

- Почему в данном опыте для одних и тех же поверхностей были получены разные значения силы трения?

Вывод: Существуют разные виды силы трения. Трение качения (при равных нагрузках) меньше трения скольжения. Чтобы еще раз убедиться в этом, проведем еще один эксперимент.

Демонстрация 3:

Перемещаем заведомо тяжелый предмет на катках (катками могут быть обычные карандаши). Таким образом можно передвинуть даже дом во время реконструкции улиц.

Демонстрация 4:

На деревянную доску помещают брусок. Приподнимая край доски, демонстрируют, что брусок удерживается на доске.

Вопросы:

- Какой силой удерживается брусок на доске?

- Как направлена эта сила?

Вывод:

Этот вид трения называют силой трения покоя.

Вопрос:

- Приведите свои примеры, в которых проявляется сила трения скольжения; сила трения покоя; сила трения качения.

Вывод:

Все виды трения можно систематизировать:

Сухое трение: покоя, скольжения, качения.

Жидкое трение: при движении тела в жидкостях или газах.

Вопросы:

- Приведите примеры полезного проявления силы трения.

- Каким способом можно увеличить трение?

- Приведите примеры вредного проявления силы трения.

- Как уменьшить трение, когда это необходимо?

Демонстрация 5:

Присоединяем к бруску динамометр и равномерно тянем его по горизонтальной поверхности. Фиксируем показания динамометра.

Вопросы:

- Какие силы действуют на брусок во время движения?

- К какому виду трения относится действующая на брусок сила трения?

- Что можно сказать о равнодействующей сил в данном опыте? Почему?

Демонстрация 6:

Опыт повторяем, постепенно нагружая брусок, то есть тем самым увеличивая силу нормального давления и, следовательно, силу нормальной реакции опоры.

Вопрос:

- Как зависит модуль силы трения скольжения от модуля силы нормального давления? Делаем вывод.

Вывод:

Сила трения скольжения зависит от силы нормального давления.

Демонстрация 6:

Присоединяем динамометр и равномерно тянем его по горизонтальной поверхности резинового коврика. Фиксируем показания динамометра.

Вопрос:

Сравните полученный результат с предыдущим опытом и сделайте вывод.

- Почему мы получили другие показания динамометра?

Вывод: Сила трения скольжения зависит от материала соприкасающихся поверхностей.

Вопрос:

- Что является причиной возникновения силы трения?

Вывод: Возникновение силы трения связано не только с неровностями поверхностей, но в случае очень гладких поверхностей - с преодолением молекулярных связей между соприкасающимися телами. Таким образом, сила трения имеет электромагнитную природу.

Демонстрация 7:

Положите деревянный брусок на стол гранью с меньшей площадью поверхности. Присоединяем динамометр и равномерно тянем брусок по горизонтальной поверхности демонстрационного стола. Фиксируем показания динамометра.

Положите брусок на поверхность стола гранью с большей площадью поверхности и повторите опыт. Сравните результаты. Сделайте вывод.

Вывод:

Сила трения скольжения не зависит от площади поверхности соприкосновения тел.

4. Закрепление нового материала:

Вопросы к классу:

- Каковы причины возникновения силы трения?

- Какие вы знаете силы трения? Виды силы трения.

- Приведите примеры трения в окружающем нас мире.

- Какие вы знаете способы уменьшения или увеличения сил трения?

5. Подведение итогов урока:

Вопросы:

- Какую роль в природе, быту и технике имеет сила трения?

- Какие вопросы вызвали у вас затруднения?

- Чему вы научились на уроке?

- Что было вам интересным?

6. Домашнее задание:

1. Составьте план рассказа о силе трения.

2. Увеличение и уменьшение силы трения в быту, природе.

3. Найти пословицы и поговорки о силе трения..

4. Написать рассказ или историю о силе трения.

Литература:

1. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О.Ф.Кабардин. - М.: Просвещение, 2014. - 176с.

2. Горлова Л.А. Интегрированные уроки физики. 7 – 11 классы. Мастерская учителя физики. – Москва - «ВАКО» - 2010

3. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике. – М.: Просвещение, 1988

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Сила трения"

Автор: Живаго Ольга Ивановна

Дата: 06.01.2015

Номер свидетельства: 150855

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока "Сила трения. Трение покоя""
    ["seo_title"] => string(41) "konspekt_uroka_sila_treniia_trenie_pokoia"
    ["file_id"] => string(6) "567658"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1608303452"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "План - конспект урока в 7 классе на тему: Сила трения. "
    ["seo_title"] => string(55) "plan-konspiekt-uroka-v-7-klassie-na-tiemu-sila-trieniia"
    ["file_id"] => string(6) "203035"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1429377844"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект урока по теме "Сила трения" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sila-trieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102195"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402486094"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока  по физике "Сила трения" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-po-fizikie-sila-trieniia"
    ["file_id"] => string(6) "246685"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446442652"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока по физике на тему: Сила трения "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-po-fizikie-na-tiemu-sila-trieniia"
    ["file_id"] => string(6) "182911"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425645486"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1410 руб.
2350 руб.
1270 руб.
2110 руб.
1250 руб.
2090 руб.
1580 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства