Тема урока: «Колебания и волны», предмет «Физика, география», 9 класс,
  авторы учебников: Физика - А.В. Перышкин, Е.М.Гутник,
   География - Т.П.Герасимова, базовый уровень.
  
 
  При изучении данной темы возможно использование нескольких ЦОРов, представленных в единой коллекции цифровых ресурсов: http://school-collection.edu.ru
  Используемые ЦОРы:
  
 
         | № ЦОРа | Пункт плана урока | Название ЦОРа | Вид | Объём | Адрес | 
  | 133560 | Понятие механических волн | Волны | Гипертекст, анимация | 59Кб | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bb0e4f74-e0ec-4754-bcad-800ff07fcdc7/mech7.htm | 
  | 130307 |  Литосфера и волновые процессы. Землетрясения |  Карта крупнейших землетрясений. 
 | Иллюстрация | 104Кб | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f29-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/index.htm | 
  | 130805 | Последствия землетрясения | Последствия землетрясения в Калифорнии | Иллюстрация | 94Кб |  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/606f3f27-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/ 
 | 
  | 130804 | Последствия землетрясения | Последствия землетрясения в Турции | Иллюстрация | 80Кб |  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/606f3f26-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/?interface=catalog 
 | 
  | 130808 | Гидросфера и волны | Последствия моретрясения и цунами | Иллюстрация | 129Кб |  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/606f3f30-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/?interface=catalog 
 | 
  | 124119 | Виды волновых движений воды в океане | Приливы | Иллюстрация | 232Кб | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/54826ee4-8f4d-4049-9b27-64a7dc1135b0/9_242.jpg | 
  | 130799 | Атмосфера и волновые процессы | Гроза | Иллюстрация | 52Кб | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f21-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/index.htm | 
  | 130289 | Атмосфера и волновые процессы | Правила поведения во время грозы |  Чертеж, график, схема | 111Кб | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/576027bc-dfc7-4318-aff8-543fd186a9c0/Pri_groze.jpg | 
 
  Данные ЦОРы позволяют сформировать у учащихся более полное представление об изучаемой теме.
  Для работы с ЦОРами в виде анимации необходимо установить программу Flash Player:
  http://school-collection.edu.ru/programs/view/
  Проведение уроков с применением ЦОРов рекомендуется проводить по следующим моделям:
  Модель 1 – один компьютер в классе. Сеть Интернет.
  Модель 2 – компьютерный класс. Сеть Интернет.
  Модель 3 – доступ ученика к компьютеру и сети Интернет во вне урочное время.
  Считаю, что для проведения данного урока целесообразно использовать модель 1.
  Используемое оборудование: компьютер и проектор, физическая карта полушарий, волновая машина.  
  Педагогически целесообразный вариант урока – интегрированный (физика и география).
  Цель урока: развитие межпредметных связей путем объяснения природных явлений, изученных в курсе географии, с точки зрения физики.
  Учебно-воспитательные задачи: расширение кругозора учеников, закрепление навыков практического применения законов физики, развитие внимания учеников, умения правильно говорить, формирование умения работать в группах.
  Тип урока: комбинированный.
  Форма работы: индивидуально-групповая.
  
 
  Подготовительный этап урока
  
 
  Учащихся объединяют в группы по 4-5 человек по интересам или по рекомендации педагога. За неделю учитель знакомит ребят с темой урока, предлагает темы сообщений. На стенде в кабинете вывешивают вопросы и список литературы для подготовки.
  
 
  План урока
  -  Введение   
-  Тема «Литосфера и волновые процессы»   
-  Тема «Гидросфера и волны»   
-  Тема «Атмосфера и волновые процессы»   
-  Подведение итогов урока   
 
 
  Содержание урока
  
 
  -  Вступительное слово учителя о теме и цели урока. 
 
 
  -  Активизация внимания учащихся — с помощью загадок. Демонстрация презентации учителя (слайд №3-6) 
 Загадки
   Сначала — блеск,
   За блеском — треск,
  За треском — плеск.
  (Молния, гром, дождь.)
  Никто его не видывал, А слышать всякий слыхивал. Без тела, а живет оно, Без языка — кричит.
  (Эхо.)
  Все описать не хватит слов, Весь город перекошенный. Тут обрушение домов, И транспорт покореженный, И люди в панике бегут, Всех охватила спешка, С квартир на улицу скорей, Нельзя секунды мешкать.
  (Землетрясение.)
  Учитель. Что объединяет эти явления?  
  Ученики. Волны.
  Учитель. Какие волны?
  Ученики. Механические волны - поперечные и продольные.
  (ЦОР №133560, который используется учителем для иллюстрации поперечных и продольных волн, изменяя параметры волны).  
   Учитель. В каких средах возникают волны в природе? Скажите это на языке физики. И в каких сферах возникают — скажите это на языке географии.  
  (В ходе беседы появляется схема, слайд презентации №7)
  
 
  
 
  
 
  
 
  Волны
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  3. Тема «Литосфера и волновые процессы».
  Заслушали сообщение «Природа землетрясений» с демонстрациями:
  -  волновых процессов с помощью волновой машины, 
-  шкалы землетрясений MSK (до 12 баллов) и шкалы Рихтера (до 9 баллов). 
 (Слайд презентации №8)
  В этом докладе, в частности, говорилось, что землетрясения — это колебания Земли, вызванные прохождением сейсмических волн, вызванных каким-либо источником.
  Сейсмические колебания создают три типа упругих волн: (слайд презентации №10, 11)
  объемные волны; они первичные и продольные. Это быстрые волны. Они, распространяясь в породах, попеременно создают в них сжатие или разрежение (сжимают и растягивают их);
  вторичные волны; они поперечные и более медленные. При своем распространении сдвигают частицы вещества в стороны под прямым углом к направлению своего движения;
  поверхностные волны; распространяются медленнее объемных волн.
  Из очага землетрясения волны расходятся в разные стороны по земной коре (рис. 1 — упрощенная схема).
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Затем были получены ответы на следующие вопросы:
  • Где на Земле наиболее часто происходят землетрясения?
  (Используя ЦОР №130307, который демонстрирует учитель, учащиеся отвечают, где на Земле происходят землетрясения).
  (Ответ: «Тихоокеанское огненное кольцо».)
  Учитель, показывая ЦОР № 130805, 130804, рассказывает о  последствиях землетрясений.
  • Где лучше строить дом в Японии: на скале, земле, на болоте или берегу реки?
  • Из чего лучше строить дом: из стали, дерева, кирпича, глины?
  Учитель. Обоснуйте свои ответы с точки зрения физики.  
  
 
  
 
  4. Работа команд с карточкой-заданием №1
  Карточка-задание №1
  Ответьте на вопросы и выполните задания.
  • Какое движение называется колебательным?
  • Что такое частота, амплитуда, период колебаний?
  • Назовите единицы измерения этих величин,
  • Составьте формулы, характеризующие колебательное движение, с помощью арифметических знаков и букв, обозначающих физические величины:
  к, Т, v, v, к, m,
  —, +, =, х,/
  (Варианты ответов: к = vt, к = v/v,
  Т = 1/v , v = к/Т, v = kv.)
  • Какие волны называются продольными?
  • Какие волны поперечные?
  -  В каких средах распространяются а) продольные волны и б) поперечные? 
-  В чем заключаются необходимые условия возникновения волн? 
-  Происходит ли в бегущей волне перенос энергии? 
-  Может ли заметить землетрясение сейсмограф, находящийся на корабле в открытом море? 
-  Замечено, что некоторые домашние животные перед сильным землетрясением ведут себя беспокойно. Как вы объясните это? 
-  Какие волны возникают при землетрясении: продольные или поперечные? 
-  Если принять, что средняя скорость продольных волн в Земле составляет 10 км/с, каково приблизительно время пробега такой волны с одной стороны Земли до другой? 
 
 
  5. Тема «Гидросфера и волны».
  Заслушали вначале сообщение «Грозные цунами и их причины».
  Во время прочтения сообщения преподаватель демонстрирует ЦОР №130808 «Последствия моретрясения и цунами».
  Вот краткое содержание этого доклада.
  1896 год. Япония, остров Хонсю. 15 июня тысячи людей веселились на улицах по случаю праздника. Вдруг люди стали ощущать далекие подземные толчки; море ушло дальше от берега, чем при обычном отливе. В 20 часов послышались свист и шипение, словно паровозы приближались на всех парах. Затем — грохот, и океан обрушил 7 цунами высотой до 35 м с интервалами 7-30 мин. Когда вода ушла, обнаружилось, что 27 тыс. человек погибли, сотни тысяч ранены. Все прибрежные селения на 800 км окрест прекратили свое существование.
  Более страшное бедствие произошло 26 декабря 2004 г. в Юго-Восточной Азии; это была одна из самых страшных катастроф. Землетрясение и цунами унесли жизни около 300 тыс. человек!
  Как избежать жертв и предсказать цунами? Ни океанологам, ни географам, ни сейсмологам, ни физикам не удалось порознь «завладеть» секретом возникновения цунами. Только вместе, изучая нашу планету как единый объект, они в 1969 г. на международном симпозиуме вскрыли причину цунами.
  Волны цунами — порождение подводных землетрясений, извержений вулканов. Под действием последних литосферные плиты под океаном могут раздвигаться, и между ними образуются «провалы». Когда же плиты надвигаются друг на друга, они перемещают крупные части океанического дна. Все это вызывает перемещение крупных масс воды и порождает серию волн.
  Начало этого явления можно сравнить с тем, что происходит, когда со дна ванны, наполненной водой, вытащить пробку. Вода «проваливается», и образуется «яма». Стоит вставить пробку на место, вода, устремляясь в «яму» и, встретив преграду, создает заметное волнение.
  Вода в океане при смещении дна устремляется вниз, а затем при землетрясении, которое «ударяет» вверх из глубины, действует как огромный поршень. Водяная волна как бы выскакивает на поверхность и порождает волны-цунами, которые побегут во все стороны.
  
  Одна из возможных схем возникновения цунами в упрощенном варианте показана
  на рисунке. (Демонстрация слайда №12)
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
   Далее заслушали краткую информацию «Другие виды волновых движений воды в  
  океане».
  В ней говорилось о приливах и отливах, ветровых волнах.
  Ребятам предлагается для просмотра ЦОР № 124119, где они узнают, как влияет Луна на образование приливов.
  Состоялась демонстрация шкалы Бофорта — для оценки силы ветра.
  
 
  6. Работа команд с карточкой-заданием № 2.
  Карточка-задание № 2
  1.Вам дано изображение волны (рис. 4).
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  • Вспомните, что такое длина волны, что такое высота волны, амплитуда колебания, подошва волны, и пометьте их на рисунке.
  • Решите кроссворд-лесенку  (его схема – на рис. 5). (Использование слайда презентации №14-19)
  Вопросы
  -  П ериодические колебания уровня моря, вызванные притяжением Луны и Солнца — их часть. ериодические колебания уровня моря, вызванные притяжением Луны и Солнца — их часть.
 
-  Время, за которое совершается одно полное колебание. 
-  Максимальное смещение частиц от положения равновесия . 
-  Наивысшая точка волны. 
 5.Число полных колебаний за 1 с.
  (Ответы. 1 — прилив. 2 — период. 3 —амплитуда. 4 — гребень. 5 — частота.)
  
 
  Решите задачи
  -  Частота колебаний в волне 1000 Гц, а длина волны 2 мм. Определите скорость распространения волны. 
-  Скорость распространения волны цунами 800 км/ч. На какое расстояние она распространится за четверть часа? 
 
 
  7. Тема «Атмосфера и волновые процессы».
  Заслушали сообщения: «География гроз», «Причины волновых процессов в воздушном  
  океане».  
  Учитель показывает ЦОР № 130799, где представлены картинки грозы.
  Опираясь на ЦОР № 130289, учитель знакомит ребят с правилами поведения во время грозы.
  
 
  8. Работа команд с карточкой - заданием № 3.
  Карточка-задание № 3
  Ответьте на вопросы о звуковых волнах. (Слайд презентации №20)
  -  Могут ли звуковые волны распространяться в безвоздушном пространстве? 
-  От чего зависит громкость звука? 
-  Почему инфразвук издревле считается сигналом опасности? 
-  Почему во время грозы сначала видим молнию, а лишь потом слышим звук? 
-  Чем объяснить эффект лучшего распространения крика голосом, если сложить ладони у рта рупором или воспользоваться мегафоном? 
-  Почему те, кто живет у воды, часто слышат голоса из лодок, находящихся очень далеко? 
 
 
  9. Заключение
  Учитель. Мир можно считать царством разных колебаний и волн. Одни мчатся со скоростью света, другие движутся значительно медленнее. Череда холмов на равнине — это как бы застывшие волны. Волны «гуляют» по морю и звучат в атмосфере. Волны могут вызывать стихийные бедствия, но могут, когда они спокойные или мелодичные, успокоить и убаюкать человека. Мир полон больших и маленьких волн. Наш урок помог вам в этом убедиться.
  Подведение итогов соревнования команд. Для оценок работ учащихся используем такой принцип.
  За отгадку загадки — 1 балл, за доклад — 3—5 баллов, за правильный ответ на вопрос — 1—3балла (в зависимости от сложности вопроса), расшифровка схемы волны – 2 балла, решение задачи – 3-4 балла.
  
 
  Методические пояснения
  -  Карточку-задание даем на определенное время. 
-  Если ученики не могут дать ответ, задание или вопрос снимается и отвечает учитель. 
-  Урок проводят два учителя. Один — ведет урок, другой занят проверкой работ и подведением итогов. 
-  Требования к сообщениям (докладам) учащихся: сообщения должны быть интересными, научно обоснованными, по возможности краткими. Рекомендуется подобрать иллюстративный материал. 
 
 
  ЛИТЕРАТУРА
  Боят Б. Землетрясения. — М., 1981. Зубов В.И. Природная катастрофа в Юго-Восточной Азии и литосферные плиты Земли/ / География в школе. — 2005. — № 4. Р а к и н А. Волны большие и маленькие. — М., 1985.
  Святловский А.Е. Цунами не будет неожиданным. — Л.: Гидрометеоиздат, 1973. С у о р ц Кл.Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений. — М.: Наука, 1987.
    7