kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игра эрудитов. Физический лабиринт.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету физика. Определить уровень подготовки учащихся по данному предмету.

Задачи:

Образовательные:

  • Повторить учебный материал по основным разделам общей физики.
  • Выявить межпредметные связи физики с биологией, географией, экологией, математикой.

Воспитательные:

  • Продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке;
  • Продолжить работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказывать свою точку зрения и выслушивать точку зрения  товарища, умение уважительного отношения к мнению других и т. п.)

Развивающие

  • Продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов эксперимента;
  • Продолжить развитие мышления, творческих  исследовательских способностей учащихся.

Методы обучения:

  • Словесные: беседа
  • Наглядные: видео, интерактивные модели
  • Практические: физический эксперимент

Межпредметные  связи:  биология, математика, география, экология.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игра эрудитов. Физический лабиринт. »







Игра эрудитов.

ФИЗИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТ

(интегрированный урок-игра )

























Цель урока: Способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету физика. Определить уровень подготовки учащихся по данному предмету.



Задачи:

Образовательные:

  • Повторить учебный материал по основным разделам общей физики.

  • Выявить межпредметные связи физики с биологией, географией, экологией, математикой.

Воспитательные:

  • Продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке;

  • Продолжить работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказывать свою точку зрения и выслушивать точку зрения товарища, умение уважительного отношения к мнению других и т. п.)

Развивающие

  • Продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов эксперимента;

  • Продолжить развитие мышления, творческих исследовательских способностей учащихся.

Методы обучения:

  • Словесные: беседа

  • Наглядные: видео, интерактивные модели

  • Практические: физический эксперимент

Межпредметные связи: биология, математика, география, экология.





Игра эрудитов. (слайд из презентации №1)



ФИЗИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТ

Люди никогда не обнаруживали

большего остроумия чем

в изобретении игры.

Г.Лейбниц

(слайд из презентации №2)

















О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух, и опыт – сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг, и случай – бог изобретатель.

М. Ломоносов.

I.

Представление членов жюри.

II.

Представление команд.

(Название, эмблема, девиз).

Максимальная оценка 3 балла (слайд из презентации №3).

III.

Разминка.

Конкурс загадок.

Условия конкурса: Участники должны дать правильный ответ после того как ведущий задаст вопрос. Команда, правильно ответившая первой, получает 1 балл (слайд из презентации №4) .

- Стучит, гремит, вертится, ничего не боится. Ходит весь век, а не человек. (Часы).

- Языка нет, а правду скажет. (Зеркало).

- Мигнет, моргнет, в пузырек нырнет, в пузырек под потолок – ночью в комнате денек. (Лампочка).

- Я под мышкой посижу и что делать укажу: или уложу в кровать, или разрешу гулять. (Термометр).

- Чудо-птица, алый хвост, прилетела в стаю звезд. (Ракета).

- Хоть весь день гоняйся за ней - не поймаешь. (Тень).

- В тихую погоду нет нас нигде, а ветер подует – бежим по воде. (Волны).

- Крашеное коромысло над рекой повисло. (Радуга).

- Летит огненная стрела, ни кто ее не поймает. (Молния).

- Чего в комнате не видишь? (Воздуха).

- Весь я сделан из железа, у меня ни ног, ни рук. Я по шляпку в доску влезу, а по мне все стук и стук. (Гвоздь).

- То, как арбузы, велики, то, словно яблоки, мелки. Они не могут говорить, но могут всё определить. (Гири).

- Дороги есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя, луга есть – косить нельзя, реки, моря есть – плавать нельзя. (Географическая карта).

- Стоит дуб, на дубу двенадцать ветвей, на каждой ветви четыре поросли, на каждой поросли по семь желудей. (Год).

- Он и летом и зимой между небом и землей. Хоть всю жизнь к нему иди, он все будет впереди. (Горизонт).

- На дворе переполох: с неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина – у нее теперь ангина. (Град).

- Сперва – блеск, за блеском – треск, за треском – плеск. (Молния, гром, дождь).

IV.

Мистер Икс

Условия конкурса: Командам поочередно предлагается догадаться о каком ученом идет речь в приведенных ниже описаниях. Текст разбит на 3 части. Если команда дает правильный ответ после прослушивания 1-ой части, то получает 3 балла, после прослушивания 2-х частей – 2 балла, 3-х частей – 1 балл. Если команда не имеет ответа, то соперники могут предложить свой вариант ответа и получить 1 балл (слайд из презентации №5).





Задание №1.

Центральное место в творчестве этого ученого занимают работы в области атомистики и кинетической теории.

Диапазон научных интересов этого человека был исключительно широк, его без преувеличения называли энциклопедистом. Совместно с профессором Г.Рихманом он изучал атмосферное электричество, имел заслуги в развитии астрономии и астрономической оптики.

Этот «мистер Х» родился 19 ноября 1711 г. В семье крестьянина-помора в деревушке, расположенной недалеко от Архангельска. С детства стремился к знаниям. Учился в первых русских учебных заведениях.

Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов (слайд из презентации №6).



Задание №2.

Он родился 14 июля 1736 г. во Франции. Вопрос о том, как взаимодействуют электрические тела, интересовал ученых издавна. Но честь обоснования этого закона принадлежит этому «мистеру Х», инженеру и физику.

Основой в работе по электричеству и магнетизму стал прибор – крутильные весы.

В честь этого «мистера Х» названа единица количества электричества.

Ответ: Шарль Огюстен Кулон (слайд из презентации №7).

V.

Физика живого

Условия конкурса: Каждой команде предлагается по 2 задания, в которых описаны биологические процессы, протекающие в живых организмах. Необходимо объяснить с позиции физики данные явления. На подготовку к ответу дается 2 минуты. Максимальная оценка за каждое задание 2 балла (слайд из презентации №8).





Задание №1.

Все птицы – теплокровные животные. Температура тела у них постоянна и выше, чем у млекопитающих ( примерно 42о С, а у некоторых видов до 45,5о С). Тело покрыто перьями, а передние конечности превратились в орган полета – крылья. Какую роль играет сезонное изменение длины и густоты оперения?(слайд из презентации №9)

Ответ: Таким образом, регулируется температура тела.



Задание №2.

Некоторые рыбы, например, хаулидовые и рыбы-мичманы, снабжены светящимися органами, которые они могут зажигать и гасит в зависимости от обстановки. Для чего этим рыбам такая светомаскировка?(слайд из презентации №10).

Ответ: Днем, когда пронизывающие воду солнечные лучи делают заметными их силуэты снизу, рыбы «включают фары», направленные в глубину, визуально растворяя свои очертания. Такая биолюминесценция связана с химической реакцией, происходящей в тканях.



Задание №3.

В самые сухие и жаркие дни пчелы на верхних стенках в улье развешивают капельки воды. Каково их назначение?(слайд из презентации №11)

Ответ: При испарении воды температура в улье понижается, а влажность воздуха повышается.



Задание №4.

Ёж-рыба длиной до 90 см – самый крупный вид семейства двузубых, близкого к иглобрюхим. Водятся все они в тропиках. Какую тактику применяют эти рыбы в целях безопасности?(слайд из презентации №12)

Ответ: При малейшем намеке на опасность ёж-рыба превращается в мяч, покрытый острыми шипами. Эти шипы – видоизмененные чешуи, обычно прижатые к телу, но встающие дыбом, когда оно раздувается.

VI.

Конкурс капитанов

Условия конкурса: В конкурсе принимают участие только капитаны. Конкурс состоит из 3-х этапов (слайд из презентации №13).

Этап №1: Разминка.

Задание: Расположите следующие физические понятия в логической последовательности от общего к частному:

Условия: Время выполнения задания 1 минута, максимальная оценка 2 балла (слайд из презентации №14)

- неметалл, вещество, кислород;



- измерительный прибор, динамометр, прибор;



- сила, сила тяжести, сила всемирного тяготения;



- сила трения, сила, электромагнитная сила;

Этап №2: Физика неживого.

Условия: Необходимо дать объяснение физических явлений в приведенных ниже текстах. Время выполнения задания 2 минуты. Максимальная оценка 2 балла. Задания поочередно получает каждый капитан. Если капитан дал неправильный ответ, то соперник имеет право предложить свой вариант ответа и получить за него свои 2 балла (слайд из презентации №15).

Задание №1.

Динарские горы, расположенные на восточном побережье Адриатического моря, являются классическим примером карстовых пещер. В пещере и днем и ночью темно. Уникальные земноводные, живущие в пещерах, пауки, скорпионы и даже рыбы лишены органов зрения. Почему?(слайд из презентации №16)

Ответ: Они адаптировались к темноте.



Задание №2.

Магнитогорск, Новокузнецк, Норильск, Череповец, Нижний Тагил являются самыми экологически неблагополучными городами России. Тяжелая промышленность отравляет атмосферу этих городов. Людям приходится вдыхать отравленный воздух, потреблять загрязненную пищу и воду, работать во вредных условиях. Как ядовитые вещества попадают в пищу, воздух, воду и распространяются на большие расстояния? (слайд из презентации №17)

Ответ: Вследствие диффузии и конвекции.

Задание №3.

Какой континент на Земле самый пожароопасный, и почему?(слайд из презентации №18)

Ответ: Австралия. Из за большого количества лесов и жаркого климата.

VII.

Физическая цепочка

Условия конкурса: Команда должна за 3 минут составить цепочку слов, каждое из которых начинается на последнюю букву предыдущего термина для заданного слова. Каждое слово оценивается 0.5 балла (слайд из презентации №19).

Вольт, ток.

VIII.

Домашнее задание - Пантомима.

Условия конкурса: Каждая команда подготовила пантомиму физического явления по 3-м темам: Электричество, Механика, Молекулярно-кинетическая теория. Участники команды показывают пантомиму, а соперники определяют какое физическое явление представлено. На обсуждение команде соперников дается 2 минуты. Максимальная оценка 2 балла (слайд из презентации № 20).



IX.

Домашнее задание – Физические опыты.

Условия конкурса: Команда представляет физический эксперимент, а команда соперников должна дать физическое объяснение увиденному. Максимальная оценка 2 балла. Время обсуждения 2 минуты (слайд из презентации №21).



  • К надутому до размеров кулака воздушному шарику прижимают два пластиковых стаканчика. После этого шарик надувают до нормальных размеров, стаканчики отпускают, но они прилипают к шарику.

Почему прилипают стаканчики?



  • Показывают два одинаковых стеклянных стакана. Зажигают свечу, помещают ее в стакан. Вырезают из газеты прокладку с круглым внутренним отверстием, смачивают ее в воде, накладывают ее на стакан со свечей и ставят сверху второй, перевернутый стакан. Когда свеча потухнет, плотно прижимают верхний стакан к нижнему. Через 1-2 мин осторожно поднимают всю «сборку» за верхний стакан.

Почему прилипает нижний стакан?



  • Если бросить на стол монетку с небольшой высоты, то иногда она подпрыгивает достаточно долго, а иногда успокаивается практически сразу.

Почему?

X.

Конкурс. Блицтурнир.

Условия: Каждому капитану предлагается ответить на вопросы в течение 30 секунд. За каждый правильный ответ капитан получает 0.5 балла.

- Как изменяется внутренняя энергия колеса при движении автомобиля? (Увеличивается)

- Какая обувь больше подходит, что бы ни мерзли ноги: Просторная или тесная? (Просторная)

- Какие почвы прогреваются солнечными лучами лучше: светлые или черноземы? (Черноземы)

- Можно ли термос использовать для хранения холодных напитков, льда, мороженого? (Да)

- Какую скорость показывает спидометр автомобиля?

- В каких случаях вес тела численно равен силе тяжести?

- Какую форму имеет крупная капля дождя при падении в безветренную погоду?

- Кто чаще машет крыльями – муха или жук?

- В какой воде быстрее растворится соль – в горячей или холодной?

- Может ли КПД двигателя быть больше 100%?

- Что в переводе с латинского означает слово «вакуум»?

- Где масса тела больше – на полюсе или на экваторе?

- При распиливании бревна, какой предмет нагреется больше – пила или дерево?

- Какая сила является проявлением силы всемирного тяготения на земле?



XI.



Подведение итогов и награждение участников игры

(слайды из презентации №22,23,24)







Приложение к игре эрудитов «ФИЗИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТ»





















Список используемой литературы:

А. И. Сёмке. Игры на уроках физики и после. Москва. «Чистые пруды» 2007 год.

К. А. Коханов. Экспериментальные физические загадки. Москва. «Чистые пруды» 2007 год.

С. Н. Крюков. Физика: третий вопрос в экзаменационных билетах. Москва. «Чистые пруды» 2007 год.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Игра эрудитов. Физический лабиринт.

Автор: Седова Лариса Валентиновна

Дата: 19.09.2015

Номер свидетельства: 231792


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1660 руб.
2770 руб.
1410 руб.
2350 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1270 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства