Установление межпредметных связей 
в учебном  процессе – важная и
 сложная задача, значение которой
 особенно возрастает в плане
 требования комплексного подхода
 в обучении и воспитании школьников.
         Обучение физике будет более успешным, если школьники почувствуют необходимость учебных знаний, с интересом воспримут изучаемые явления и законы, если ощутят себя участниками процесса познания и используют апостериорный подход. Все это облегчается при учете знаний, полученных на занятиях по другим учебным дисциплинам.
        Науки дифференцированы, но ученых в их служении истине объединяют общие принципы познания природы. Многие крупнейшие достижения человеческого разума последнего времени обусловлены переносом результатов теоретических и экспериментальных исследований из одной области науки в другую. Поэтому в учебном процессе  и важна роль межпредметных  связей. При использовании исключается формализм при изучении материала.
        Использование информации, полученной при изучении других учебных  предметов, способствует развитию не только познавательного интереса, но и кругозора, более глубокого понимания материала.
       Учащиеся  с удовольствием обосновывают физические закономерности знаниями и примерами из биологии, географии, истории и т.п.
        Можно предложить ряд межпредметных вставок в уроки по некоторым вопросам:
	- 9 класс: «Относительность движения» - можно предложить заслушать отрывок из стихотворения М.В.Ломоносова, ранее изучавшемся на уроках литературы:
           Случились вместе  два Астронома в пиру
           И спорили весьма между собой в жару.
           Один твердил: «Земля, вертясь, круг Солнца ходит»,
           Другой – что «Солнце все с собою планеты водит»;
           Один Коперник был, другой был Птолемей.
           Тут повар спор решил усмешкою своей.
           Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь?
           Скажи, как ты о сем сомнении рассуждаешь?»
           Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
           Я правду докажу на Солнце не бывав.
            Кто видел простака из поваров такого,
            Который бы вертел очаг вокруг жаркого?» 
 
Потом задать вопросы:
	- Чему посвящен спор?
- Чью точку зрения разделяет автор?
- Как вы представляете себе движение Солнца, Земли, планет?
- Почему учение Коперника было запрещено церковью?
   Выслушав и обсудив ответы, можно плавно перейти к объяснению схем мироздания по Птолимею и по Копернику.
            
                                    Просмотр содержимого документа
                                                    
                    «семинар учителей физики выступление Творческие межпредметные связи Трубичкина Л.С.»
                            
            
                                                              Августовские совещания секция: « Физики»
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Тема: «Творческие межпредметные конференции, семинары»
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Подготовила: Трубичкина Л.С., учитель физики Кайрактынской СОШ.
  2014 год.
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
  Установление межпредметных связей в учебном процессе – важная и
  сложная задача, значение которой
  особенно возрастает в плане
  требования комплексного подхода
  в обучении и воспитании школьников.
  
 
  
 
  Обучение физике будет более успешным, если школьники почувствуют необходимость учебных знаний, с интересом воспримут изучаемые явления и законы, если ощутят себя участниками процесса познания и используют апостериорный подход. Все это облегчается при учете знаний, полученных на занятиях по другим учебным дисциплинам.
  
 
  Науки дифференцированы, но ученых в их служении истине объединяют общие принципы познания природы. Многие крупнейшие достижения человеческого разума последнего времени обусловлены переносом результатов теоретических и экспериментальных исследований из одной области науки в другую. Поэтому в учебном процессе и важна роль межпредметных связей. При использовании исключается формализм при изучении материала.  
  
  Использование информации, полученной при изучении других учебных предметов, способствует развитию не только познавательного интереса, но и кругозора, более глубокого понимания материала.
  
 
  Учащиеся с удовольствием обосновывают физические закономерности знаниями и примерами из биологии, географии, истории и т.п.
  
  Можно предложить ряд межпредметных вставок в уроки по некоторым вопросам:  
    Случились вместе два Астронома в пиру
  И спорили весьма между собой в жару.
  Один твердил: «Земля, вертясь, круг Солнца ходит»,
  Другой – что «Солнце все с собою планеты водит»;
  Один Коперник был, другой был Птолемей.
  Тут повар спор решил усмешкою своей.
  Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь?
  Скажи, как ты о сем сомнении рассуждаешь?»
  Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
  Я правду докажу на Солнце не бывав.
  Кто видел простака из поваров такого,
  Который бы вертел очаг вокруг жаркого?»  
  
 
  Потом задать вопросы:
  -  Чему посвящен спор? 
-  Чью точку зрения разделяет автор? 
-  Как вы представляете себе движение Солнца, Земли, планет? 
-  Почему учение Коперника было запрещено церковью? 
 Выслушав и обсудив ответы, можно плавно перейти к объяснению схем мироздания по Птолемею и по Копернику.
  
 
  
 
   
 
 
  -  Какую зависимость представляет данное уравнение? 
 
 
  -  Как линейная зависимость y = f(x) выглядит графически? 
 
 
  После этого можно попросить сравнить «математическое» уравнение y=2+4x и «физическое» x=x+vt, выражающее закономерность изменения координаты при равномерном движении. Вспомнив алгебру ученики сами приходят к выводу, что выражение: x=x+vt – линейная функция, что время t служит аргументом, а х (координата) – функцией.
  И далее не учитель, а ученики записывают на доске частные случаи общей закономерности: равномерное прямолинейное движение при:  
  а) х=0; б) х0; в) хv 
  А затем строят графики и характеризуют каждую разновидность движения.
  
 
   -  При изучении простых механизмов и машин показываю таблицу по истории с египетскими пирамидами и предлагаю ученикам рассказать об их строительстве. Напоминаю также о метательных машинах, использованных при отпоре татар в 1238 году у города Козельска, что в Калужской области, показываю иллюстрации. Учащиеся называют используемые приспособления, собирают их модели из имеющихся деталей, приводят в действие и поясняют принцип работы. Рассмотренный пример – из блока связи «физика – история». 
 
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Аналогичные примеры можно рассмотреть в связи:
  
 
  
 
  
 Физика
 Физика
  


 
  География химия биология русский язык  
  
 
  
 
  Основы безопасности жизнедеятельности
  
 
  
 
  Я предложила лишь несколько « линий», то есть направления, межлредметных связей. Хотелось подчеркнуть что таких «линий» много и все они могут быть раскрыты, эта работа важна, и поэтому заслуживает внимания педагога.  
  
 
  
 
  
 
  Литература.
  -  В.М.Дуков «Исторические образы в курсе физики средней школы» 
-  Н.В.Малахов « Меж предметные связи в формировании картографических знаний »   
 
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
                                                  
         
            
            
                                    Просмотр содержимого презентации
                                                    
                    «семинар учителей физики выступление Творческие межпредметные связи Трубичкина Л.С.»