kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологии диалогового взаимодействия в рамках внедрения ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке рассматривается новая технология ДВ  ,которая может быть использована при внедрении ФГОС.  Данная технология  предусматривает  использование системно-деятельного  подхода для активизации ученика на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологии диалогового взаимодействия в рамках внедрения ФГОС»

Технологии диалогового взаимодействия в рамках внедрения ФГОС

  1. Введение

  2. Основная часть

    1. Технологии диалогового взаимодействия в современном образовательном процессе.

    2. Примеры практического использования технологии диалогового взаимодействия

3. Выводы

4. Список использованной литературы



Введение.

Актуальность выбранной темы обусловлена прежде всего тем , что приоритетным направлением внедрения новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала современного образования. В связи с этим актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала. Все более значимым становится приобретение учащимися знаний в самостоятельном поиске. Проблемы , связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития предполагают поиск новых форм и методов обучения.

Цель работы: исследование влияния технологий диалогового взаимодействия на развитие познавательного интереса к предмету.

Задачи :

изучить технологии диалогового взаимодействия ;

рассмотреть практическое применение технологий диалогового взаимодействия;







Основная часть

Технологии диалогового взаимодействия в современном образовательном процессе.

Целью образования становится общекультурное ,личностное и познавательное развитие учащихся , обеспечивающее такую ключевую компетенцию , как умение учиться. Необходимо научить детей «добывать» знания в самостоятельном поиске , уметь анализировать , контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассников ,представлять доказательное решение , уметь признавать ошибки и исправлять их, уметь сотрудничать.

Достижению данной цели способствует целенаправленная организация образовательного процесса на основе инновационных технологий , различных форм сотрудничества, групповой работы, совместной деятельности детей.

Технологии диалогового взаимодействия есть средство для рационального использования и развития способностей .знаний, умений и навыков субъекта деятельности, востребованных в современном обществе. Они обеспечивают активное погружение в деятельность ,благодаря которой каждый участник совместного диалогового взаимодействия не только осознает необходимость приобретения основных умений коммуникативной деятельной личности, но и разберется в способах их развития.

Технологии , в которых чередование разговора двоих и разговора нескольких (это когда один говорит, а остальные слушают) является необходимым и достаточным условием для организации учебной деятельности, осуществляемой в четырех организационных формах ( индивидуальной парной, групповой и коллективной- работы в парах сменного состава) будем называть технологиями диалогового взаимодействия.

Технологии диалогового взаимодействия являются наиболее подходящей формой обучения и воспитания. Именно она дает возможность ученику работать в своем темпе , снимает психологические перегрузки ,а учителю позволяет больше внимания уделять творчеству и индивидуальному общению с учениками.

Свою работу я начала с применения на уроках элементов ТДВ. Это работа учащихся в парах сменного состава , при котором каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом коллектива, являясь то его учеником , обучаемым, то его учителем, то есть обучающим коллектив, то есть все обучают каждого и каждый обучает всех.

Приемы и методы ТДВ:

-взаимные диктанты в парах сменного состава;

-работа в парах сменного состава по карточкам:

-взаимообмен заданиями;

-работа с текстами;

Технологии диалогового взаимодействия могут применяться :

-при изучении нового материала;

-при закреплении пройденного материала

-при организации контроля и проверке знаний учащихся;

-при знакомстве с теоретическим курсом;

-при отработке теоретических знаний;

-при сдаче зачетов;

Каждая группа методик для сменных пар требует определенных навыков и умений как у учащихся ,так и учителя.

Эти умения я сначала вырабатывала в постоянных парах, и только после этого перевела класс на работу в парах сменного состава. При работе в парах партнеры все время говорят , в классе шумно. Поэтому моя задача на первых порах научиться слушать и слушать несколько пар, направлять работу отдельных учеников и управлять процессом в целом. У учащихся иные задачи : учиться работать в шуме ,регулировать громкость своего голоса так, чтобы партнер его хорошо слышал, а другим ученикам голос не мешал ; слушать товарища и слышать его; учиться сидеть так ,чтобы удобно было общаться друг с другом( повернуться к соседу ,сесть свободнее , передвинуть стул, положить книгу и т. д) У учащихся вырабатываются навыки социального и делового общения ,происходит усвоение изучаемого материала, формируются педагогические умения и навыки.

Учебный процесс при ТДВ организуется с учетом таких моментов :

- каждый учащийся должен систематически излагать другому тему;

-каждому должна предоставляться возможность знать все ,что знают остальные и передавать другому все , что он знает;

-каждый учащийся должен быть подключен к организации и управлению работой учебной группы.

Работа в паре постоянного или сменного состава позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Он учится общению , ведению диалогов. В конце блока учащиеся сдают зачет , который имеет теоретическую и практическую часть.

При коллективной форме обучения изложение материала учителем теряет прежнее значение. Учащийся изучает материал ,работая в постоянной паре или в парах сменного состава.



Практическое применение технологий диалогового взаимодействия.

Чтобы любой урок был направлен на развитие творческих способностей учащихся и реализовывал их в полной мере ,я ориентируюсь на следующие принципы:

-использование инновационных педагогических технологий для максимального раскрытия личности каждого ребенка;

- постоянное использование деятельного подхода в обучении, создание ситуации успеха для каждого ученика;

-принцип принятия «другого» Взгляд на ученика как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.

Урок сегодня – это не заведомо знакомая схема, он у каждого учителя свой. Теперь один урок не похож на другой. В каждом из есть поиск нового, встречи со старым знанием , совместное и индивидуальное осмысление , осознание новой информации кропотливая индивидуальная, парная и групповая работа по ее освоению , превращению в собственное знание. Благодаря организации индивидуально- коллективной работы вырос воспитательный потенциал урока.

Дети не перестают удивляться необходимости форм урока: они заинтересованно включаются в предлагаемую деятельность, рассуждают ,думают, спорят между собой, доказывают свою точку зрения, отстаивают свои позиции, при этом каждый учится слушать и слышать другого, приобретая навыки оратора и, развивая в себе способность , быть собеседником. Вместо чувства страха быть непонятым , неуслышанным , страха допустить ошибку , у ребенка появляется уверенность в себе и своих возможностях.

Предлагаю ,как образец , алгоритм работы с текстом в сменных парах.

  1. Получить текст.

  2. Подготовить к работе тетрадь

  3. Если считаешь для себя необходимым . то прочитай текст.

  4. Назови товарищу тему и скажи , какую работу в паре вы должны выполнить

-Выделить абзац , озаглавить его , выполнить указанные действия для его усвоения

- Выделить абзац , озаглавить его и самим решить , какие действия надо осуществить для его усвоения

5. Прочитать про себя абзац 1. Пересказать себе. Озаглавить (составить вопрос) и записать в тетрадь.

6. Прочитать вслух абзац 1 и пересказать друг другу (по очереди). Обсудить название (вопрос абзаца)

7.Прочитать вслух абзац 2 , пересказать себе , озаглавить.

8. Прочитать друг другу вслух абзац 2. Пересказать друг другу абзацы 1и 2. Обсудить заглавие абзаца 2 и т. д

9 Пересказать весь текст

















Как работает ученик с новым партнером?

В новой паре решают ,кто сначала изучит тему ,а кто поможет. Они изучали другой материал и о теме друг друга не знают .Поэтому должны друг друга познакомить с тем ,что они изучают .Для этого они называют тему и пересказывают содержание абзаца , который усвоили . работая в первой паре. При этом пользуются не текстом, а лишь записями в тетради. У учащихся могут возникнуть вопросы, отвечают на них , а затем работают по алгоритму. Когда происходит встреча с третьим партнером , то сначала перескажут друг другу содержание первых двух абзацев , ответят на вопросы. И только после этого они приступают к изучению следующей порции материала. Четвертому сначала расскажут содержание первых трех абзацев и т. д.

Учет работы.

На период изучения этих тем в классе вывешивается листок учета .который помогает учитывать работу каждого на данном уроке и видеть ход изучения всех тем в классе. Проверка знаний может быть устной ,письменной , в виде тестов, итоговой контрольной и т. д. Наиболее интересным представляется такая форма обобщения как синквейн . Термин появился от французских мастерских . Синквейн – это стихотворение в прозе . Оно состоит из пяти фраз

  1. Название

  2. Три прилагательных, описывающих объект

  3. 2-3 глагола , характеризующих основные действия

  4. Предложение, показывающее суть описываемого объект

  5. Ассоциация

Покажу на примере ТДВ

  1. Технология диалогового взаимодействия.

  2. Личностно-ориентированная , творческая, деятельная.

  3. Развивает, воспитывает, взаимодействует.

  4. Активно учит и развивает каждого во взаимодействии.

  5. Самореализация!

Разновидностью проблемного метода является – мастерская. Это новый способ организации деятельности учеников . В ходе мастерской дети сами добывают и отрабатывают предметные знания. Обучаются осознавать свои различные психические состояния, учатся ими управлять. Развивается креативное мышление, воображение ,интерес к предмету. Учащиеся ,сами, открыв какие- то истины, лучше их запоминают и могут лучше применять их в жизни. Мастерскую создать нелегко , но за этой формой обучения –будущее.



Выводы по курсовой работе.

Хочется отметить сделаны первые шаги по технологии диалогового взаимодействия. О больших результатах и показателях говорить еще рано, есть .много нерешенных проблем. В корне меняется деятельность учеников и деятельность педагога. На коллективных занятиях каждый ученик становится учителем. Конечно, это происходит не мгновенно ,но происходит обязательно, как только ученики начинают работать в парах сменного состава. Все обучают всех. При групповом способе обучения учитель все делает сам , при коллективном все делает коллектив. У учителя наконец ,появляется время для изучения новейших достижений науки, методики, передового опыта, что способствует пополнению личного портфолио учителя.

Работать по новой технологии нелегко, приходиться не только преодолевать сложившийся стереотип , но и приобретать новый опыт.

По итогам работы по ТДВ отмечается :

-повышение качества знаний, умений и навыков учащихся по отдельным темам

- развитие познавательного интереса к предмету

-отношение учащихся к учебе изменилось в положительную сторону

-дети стали более дружными , общительными , культурными.

Систематическая работа по ТДВ будет способствовать развитию надпредметных ( общеучебных) умений учащихся;

-Деятельностные умения (работать по алгоритму, планировать свою деятельность , располагаться в пространстве)

-Коммуникативные умения (быть толерантным, налаживать контакт с партнером, слышать и слушать собеседника)

-Интеллектуальные умения ( анализировать, сравнивать, выбирать, работать с книгой, анализировать прожитое)

Новый век требует новой личности : свободной, высоко развитой интеллектуально, способной самостоятельно принимать решения.

Хочу закончить словами М.М .Бахтина

Жизнь по природе своей диалогична,

Жить – значит участвовать в диалоге,

Вопрошать ,ответствовать, соглашаться,

В этом человек участвует весь,

Глазами, губами, руками,

Душой ,духом , всем телом , поступками……



Список использованной литературы:



нелегко, но за такой формой обучения ,на мой взгляд, будущее.



10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологии диалогового взаимодействия в рамках внедрения ФГОС

Автор: Пальчикова Елена Анатольевна

Дата: 12.11.2016

Номер свидетельства: 358088

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "«Воспитание патриота и гражданина: опыт краеведческой работы вожатой ДОО «Истоки» "
    ["seo_title"] => string(85) "vospitaniie-patriota-i-ghrazhdanina-opyt-kraieviedchieskoi-raboty-vozhatoi-doo-istoki"
    ["file_id"] => string(6) "133695"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416569087"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация на тему: Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiianatiemudukhovnonravstviennoievospitaniiemladshikhshkolnikovnaurokakhorkse"
    ["file_id"] => string(6) "305834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457991909"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Доклад "Методы и формы организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС""
    ["seo_title"] => string(77) "doklad_metody_i_formy_organizatsii_vneurochnoi_deiatelnosti_v_usloviiakh_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "632962"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1685665816"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1250 руб.
2090 руб.
1270 руб.
2110 руб.
1340 руб.
2240 руб.
1270 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства