Муниципальное образовательное учреждение
 лицей №86 г. Ярославля
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Первый урок в 8 классе по физике УМК Перышкин А.В.  
  «Тепловое движение. Температура.»
 
 
 Бойденко Мария Владимировна, учитель физики
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 г. Ярославль
 2015г.
 
 
 Первый урок в 8 классе по физике УМК Перышкин А.В.  
  «Тепловое движение. Температура.»
  Бойденко Мария Владимировна, учитель физики
 Цели урока:  
  познакомить обучающихся с понятиями «тепловое движение», «температура», рассмотреть устройство, принцип действия термометра, правила измерения температуры жидкости лабораторным термометром;
 развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, продолжить формировать умение работать с текстом, проводить измерения;
 воспитывать внимание, умение  контролировать свои действия, умение работать в парах.
 Оборудование:  
 проектор, экран, компьютер, текст интеллектуальной разминки «Согласен - не согласен» (приложение 1),текст «Термометр» ( приложение 2), термометр лабораторный, стакан с горячей водой (на каждую парту).
 Ход урока:
 1.Организационный момент: инструктаж по технике безопасности в кабинете физики.
 2. Актуализация знаний.
  Учитель: В прошлом году мы начали изучение физики. Давайте вспомним, что изучает эта наука.  
 Какие физические явления вы видите на слайде? ( слайд 2)  
  Ученики называют физические явления.
  Учитель: В 7 классе мы в основном говорили о механических явлениях. А в этом году будем изучать тепловые, электрические, магнитные и световые явления. И чтобы двигаться дальше, давайте проведем интеллектуальную разминку. Возьмите лист интеллектуальной разминки (Приложение 1). В тетради запишите два слова «да» и «нет». Номера утверждений, с которыми вы согласны запишите рядом с « да», не согласны – рядом с «нет». На работу вам -5 минут.
  Учитель: Проверим ваши ответы. (слайд 3)
 Как вы думаете - с изучения каких физических явлений мы с вами начнем? Подсказка: прочитайте первые буквы утверждений, с которыми вы согласились. Получилось слово «тепло».
 Ученики отвечают, что это тепловые явления.
 Учитель: Верно. Запишите тему урока (слайд 4)
 3. Изучение нового материала.
  Учитель: Приведите примеры тепловых явлений. Какие изменения позволяют нам отнести эти явления к тепловым?  
  Ученики приводят примеры, высказывают предположения.
  Учитель: Итак, давайте запишем определение (слайд 5): Тепловыми называют явления, связанные с изменением температуры или агрегатного состояния вещества.
 Все вещества состоят из огромного числа частиц. Эти частицы движутся по сложным траекториям, в разных направлениях, стакиваются друг с другом. В результате столкновений они изменяют свою скорость и продолжают движение (слайд 6). Такое беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела, называют тепловым.
  Сравните это движение с механическим движением. Какие особенности имеет тепловое движение?
  Ученики называют такие особенности как беспорядочность движения, большое число частиц и зависимость интенсивности этого движения от температуры; отмечают, что тепловое движение более сложное.
  Учитель: говоря о тепловых явлениях, мы часто употребляем слово «температура». Что вы знаете о температуре?
  Ученики называют единицу измерения температуры, обозначение температуры, прибор для измерения температуры.  
  Учитель: Попробуем дать определение этой физической величине. Часто мы говорим о температуре тела, используя слова «горячий», «холодный». Слова «холодный», «горячий» обозначают различную степень нагретости тел или температуру. Но наши ощущения могут нас обманывать. Если вы прикоснетесь одной рукой к крышке парты, а другой к металлической ножке той же парты, то ножка парты покажется холоднее. Но это не так. Их температуры одинаковы и равны температуре воздуха в классе. Чтобы дать более точное определение температуры, вспомним, что диффузия при более высокой температуре происходит быстрее. Значит скорость движения частиц и температура связаны между собой. При повышении температуры скорость движения частиц увеличивается. Различные молекулы имеют разные массы. Движущиеся тела обладают кинетической энергией. Значит, температура и кинетическая энергия связаны между собой. зависит от температуры. Поэтому можно сказать, что температура – это физическая величина, являющаяся мерой кинетической энергии частиц вещества (слайд 7). Запишите эти определения в тетрадь.  
  Измеряют температуру термометром (слайд 8). Существуют разные виды термометров. Мы на уроках будем пользоваться спиртовым жидкостным термометром. Принцип его действия основан на расширении жидкости при нагревании. В зависимости от вида жидкости различают спиртовые и ртутные термометры. Ртуть ядовита и в сейчас широко распространены спиртовые термометры. Основные части термометра: шкала, стеклянная колба с подкрашенным спиртом с узкой запаянной трубкой, корпус. Термометр можно использовать в определенном диапазоне температур. Поэтому прежде, чем приступить к измерениям, нужно посмотреть, какие максимальную и минимальную температуры можно им измерять. И не забыть определить цену деления шкалы прибора.
  Существуют правила пользования термометром (слайд 9).
  1.Определить пределы измерения и цену деления шкалы прибора.
  2.Поместить термометр в жидкость и подождать некоторое время пока его температура не будет изменяться.
  3.Снять показания, не вынимая термометр из среды .
  А когда появился первый термометр? И какие температурные шкалы существуют? Прочитайте текст «История изобретения термометра» и выполните задания (слайды 10,11,12)
  Ученики выполняют задания, правильность выполнения проверяют по слайдам 13,14,15.  
  4. Выполнение лабораторного опыта.
  Учитель: А теперь поработаем с термометром и выполним лабораторный опыт «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» (слайды 16,17). Запишите название опыта в тетрадь.
  Цель: исследовать изменение температуры воды.
  Оборудование: термометр, стакан лабораторный с горячей водой.
  Ход работы:
  -  Определите пределы измерения и цену деления термометра. Запишите эти значения в тетрадь. 
 2. Опустите термометр в воду и записывайте его показания через 1 минуту. Сделайте 5 измерений. Запишите их в виде таблицы.
  3. По полученным данным постройте график зависимости температуры воды t от времени τ.
  4. Сделайте вывод: Постоянна ли скорость остывания воды? Можно ли назвать конечную температуру воды?
  После выполнения опыта предложить 2-3 учащимся прочитать вывод (ответы на вопросы),
  5. Домашнее задание.  
  Запишем домашнее задание: §1, ответить на вопросы 1-4, по желанию
  создать свою температурную шкалу или подготовить сообщение о  
  видах термометров.
 Используемые источники:
  - Физика 8 класс. Перышкин А. В.-М. :Дрофа,2013-191с. 
- Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 8 класс, изд. "ВАКО", Москва, 2005 г,336 с.