СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
  Самойлова Татьяна Васильевна МОУ «СОШ № 5 г. Пугачева», Саратовская область, г. Пугачев, учитель физики
  
 
  НАЗВАНИЕ РАБОТЫ И ЕЁ КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
  Проект ученицы по теме «Интерференция света» для учащихся 9, 11 классов  
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  (Слайд № 1)
  У каждого из учащихся есть любимый предмет. У меня – физика.
  (Слайд № 2)
  О физика, любовь моя!
  Я верю, вы ее полюбите, как я.
  Она достойна королевских почестей.
  На свете нет наук, сравнимых с ней!
  (Слайд № 3)
  Считали так Эйнштейн, и Резерфорд, и Ньютон,
  А мир ценил их как достойнейших людей!
  (Слайд № 4)
  Как в математике, в ней - красота теорий,
  И стройность формул, и изящество идей,
  А глубина исканий беспредельна!
  Да разве философия сравнится с ней!
  (Слайд № 5)
  В ней океан историй и открытий,
  (Слайд № 6)
  Гармония цветов и красок волшебство,
  Поэзия души и музыка.. .в науке физике Прекрасней всяких слов!
  (Слайд № 7)
  Искал Эйнштейн у скрипки вдохновенья,
  И Кеплер слушал музыку планет,
  Ведь музыка природы - совершенство!
  А значит, есть науки лучше?
  – Нет!
  Слово «физика» в переводе с греческого означает природа. На уроках физики мы изучаем все, что нас окружает.
  Чудный дар природы вечной,
  Дар бесценный и святой.
  В нем источник бесконечный
   Наслажденья красотой!
  (Слайд № 8)
  Солнце, небо, звезд сиянье,
  Море в блеске голубом…
  Всей природы мирозданье
   Мы лишь в свете познаем!
  Я хочу рассказать вам о таком прекрасном явлении как интерференция света.
  (Слайд № 9)
  А что же такое свет?
  С давних времен на нашей планете много легенд слагалось о свете.
  Много тогда было в нем неподвластно, но свет всех манил загадкой прекрасной.
  Вот первый вопрос: Что же такое свет?
  (Слайд № 10)
  Много ученых искали ответ.
  Много открытий они совершили.
  Давайте посмотрим, что они открыли.
  (Слайд № 11)
  Прежде всего, свет - это волна,
  Электромагнитной зовется она.
  Со скоростью света ничто не сравнится,
  Триста тысяч километров в секунду промчится.
  (Слайд № 12)
  Свет переменчив, и вовсе не прост,
  Ведь у него – двойственность свойств:
  Свойства частиц, конечно, прекрасны,
  Но свойства волны ему тоже подвластны.
  (Слайд № 13)
  Мир так прекрасен, прекрасна планета!
  И тут не обошлось при помощи света,
  Ведь радугу, листья, деревья, цветы,
  Все, что в прекрасных тонах видим мы,
  Все, что для глаза красивым бывает –
  Все это свет для нас открывает!
  (Слайд № 14)
  Волновая природа света проявляет себя более отчетливо в таком явлении как интерференция.
  (Слайды № 15 – 21)
  Интерференцией световых волн называется явление, возникающее при сложении когерентных волн. В результате интерференции происходит ослабление или усиление интенсивности света в зависимости от соотношения фаз, складываемых световых волн, то есть происходит перераспределение энергии волн в пространстве. Условием интерференции волн одной и той же длины является когерентность, то есть сохранение неизменной разности фаз. Условие когерентности световых волн является совершенно необходимым, так как иначе картину интерференции наблюдать невозможно.
  (Слайд № 22)
  Легко наблюдать интерференцию механических волн. Можно одновременно возбудить две круговые волны на поверхности воды, бросив два камня.
  (Слайд № 23)
  Амплитуда колебаний среды в данной точке максимальна, если разность хода двух волн, возбуждающих колебания в этой точке, равна целому числу длин волн.
  
  Амплитуда колебаний среды в данной точке минимальна, если разность хода двух волн, возбуждающих колебания в этой точке, равна нечетному числу полуволн.
  
  Там, где мы наблюдаем светлые полосы – максимум интерференции, а там, где волны имеют темные полосы – минимум интерференции.
  (Слайд № 24)
  Интерференцию света наблюдать нелегко. Однако английский ученый Томас Юнг смог увидеть интерференцию света в тонких пленках, когда происходит сложение волн, идущих от верхней и нижней поверхности пленки.
  (Слайд № 25)
  Благодаря его открытию, мы можем наблюдать интерференцию света в мыльных пузырях.
  Горит, как хвост павлиний,
  Каких цветов в нем нет:
  Лиловый, желтый, синий,
  Зеленый, красный цвет!
  Огнями на просторе
  Играет легкий шар!
  То в нем синеет море,
  То в нем горит пожар.
  В нем столько блику было!
  Была такая спесь,
  А он – воды и мыла
  Раздувшаяся смесь!
   (Слайд № 26)
  Ничего об интерференции света не было известно немецкому химику Клеменсу Петтенкоферу, начало трудам которого положил случай. Однажды в порту Гамбурга на палубе только что пришвартовавшегося судна он увидел разложенные для просушки яркие шкурки удивительных тропических птиц. Больше всего его поразили крылья колибри, переливающиеся всеми оттенками синего цвета. У химика тотчас родилась мысль извлечь из них синий красивый пигмент и создать на его основе необыкновенно яркие краски. Двадцать лет работал настойчивый ученый: растирал птичьи перья в ступке, обрабатывал кислотами, вымачивал в спиртах и эфирах, кипятил в различных жидкостях. Но Петтенкоферу так и не удалось извлечь ни крошки пигмента.
  (Слайд № 27)
  В красочной палитре крыльев бабочек нет и малой доли красящего пигмента. Откуда же такое многоцветье? За окраску перьев птиц и крыльев бабочек ответственны два фактора: пигментация и интерференция в тонких пленках. Обычно, не имеющая на солнце окраска обусловлена наличием в клетках пигментных зерен. При изменении угла зрения такая окраска не изменяется.
  (Слайд № 28)
  Павлины и другие «цветные» птицы, помимо цвета обладают так называемой структурной окраской. Например, у павлина каждое перо или центральный стебель со множеством зубцов на каждой из сторон.
  (Слайд № 29)
  Каждый зубец состоит из слоев двумерной кристаллической структуры – прутиков меланина, связанных белком кератином.  
  (Слайд № 30)
  Количество прутиков и интервалы между ними определяют цвет отраженной световой волны (для павлинов – это зеленый, золотисто-желтый, коричневый и ярко-синий).
  (Слайд № 31)
  То же у некоторых видов бабочек: их крылья покрыты тысячами микроскопических прозрачных чешуек -зеркалец, попадая на которые свет отражается от верхней и нижней поверхностей и интерферирует.
  (Слайды № 32 – 34)
  Это явление широко применяется в технике – для нанесения просветляющих покрытий на бинокли и другие оптические устройства. На поверхность линз наносят тонкую пленку с показателем преломления меньшим показателя преломления стекла. Даваемое при этом прибором изображение делается ярче, просветляется.
  Вот такое это интересное явление – интерференция.
  (Слайд № 35)
  Физика – мать всех наук!
  Изучай ее, мой друг!
  Знаний свет войдет в твой разум
  – Просветлеет разум сразу!
  (Слайд № 36)
  Гелиус, светило наше!
  Нет тебя на свете краше!
  Ты прекрасен, спору нет,
  От того, что ты есть свет!