kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проведение лабораторных работ по физике

Нажмите, чтобы узнать подробности

выступление на заседании педсовета по теме " Лабораторные работы по физике по ФГОС"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проведение лабораторных работ по физике»

Методика проведения лабораторно-практической работы.

Метод фронтальных лабораторных работ на практике реализуется через различные методические приемы, которые по характеру деятельности учителя и учащихся разделяют на репродуктивные, иллюстративные, частично поисковые, или эвристические.

1. Репродуктивный прием предусматривает воспроизводящую деятельность учащихся по образцу действий учителя, которому принадлежит основная роль. Он организует и направляет всю работу учащихся: проводит подготовку оборудования, объясняет и показывает способ выполнения работы, дает четкие и ясные задания и пояснения, своевременно оказывает помощь слабым учащимся, обобщает полученные результаты работы, контролирует и оценивает их знания и умения. Репродуктивный прием выполнения лабораторных работ особенно эффективен при отработке экспериментальных умений,  так как их формирование требует многократных действий по образцу.

Такой прием неизбежен при выполнении первых лабораторных работ в 7 классе, когда у учащихся еще нет необходимых умений их выполнения. Примером таких лабораторных работ в 7 классе являются:  «Измерение объема жидкости с помощью мензурки», «Измерение массы тела при помощи рычажных весов». Репродуктивный прием не способствует развитию мышления учащихся, и частое его применение приводит к формализму их знаний и умений.

2. Иллюстративный прием выполнения лабораторных работ – это такой прием, когда работа сопровождает объяснение учителя, иллюстрирует его. При этом приеме значительную роль играет воспроизводящая деятельность учащихся. Деятельность учителя же сводится к устному руководству выполнения работ, показу отдельных образцов действий учащихся. Иллюстративным приемом часто выполняют такие работы, на которых отдельные элементы фронтального оборудования применяются в качестве раздаточного материала. В данном случае лабораторный эксперимент не является источником новых знаний для учащихся, а служит иллюстрацией к уже известным явлениям и закономерностям. Выполнение работ по подробным инструкциям приводит к формированию знаний и экспериментальных умений на уровне воспроизведения.

3. Частично-поисковый (эвристический) прием выполнения лабораторных работ характеризуется более активной познавательной деятельностью учащихся, когда им дается только тема работы и план ее выполнения, а результат ее не известен: они должны получить его самостоятельно. При этом учитель руководит практическими действиями учащихся, направляет их мыслительную деятельность на анализ полученных из опыта результатов и на формирование нового, ранее неизвестного знания. Эвристическим приемом можно выполнять лабораторные работы лишь в тех случаях, когда у учащихся уже сформированы необходимые экспериментальные умения. Например, при выполнении лабораторных работ по электричеству учащиеся должны уметь собирать электрические цепи, обращаться с измерительными  приборами.

4. Исследовательский прием выполнения лабораторных работ характеризуется наибольшей познавательной самостоятельностью учащихся, когда они получают от учителя только тему работы, а пути ее выполнения разрабатывают сами и самостоятельно проводят измерения, обрабатывают результаты и делают выводы. Функция учителя в этом случае заключается лишь в контроле за действиями учащихся. При этом возможен коллективный поиск поставленной задачи. Например, при выполнении в 11 классе лабораторной работы «Наблюдение и интерференции и дифракции света» учитель вначале предлагает учащимся высказать свои соображения о возможных способах наблюдений указанных явлений. Учащиеся обычно предлагают несколько вариантов выполнения работы, которые коллективно выполняются.

В тех случаях, когда нужно охватить исследованием возможно больший объем материала в сравнительно короткое время, лабораторные работы можно проводить в форме дифференцированных заданий. При этом класс делят на две или три группы (например, по рядам столов в классе) и каждая группа выполняет только одно задание. По окончании работы поочередно обсуждают результаты, полученные  каждой из групп, подводят общий итог. Успех выполнения лабораторных работ по описываемой методике зависит от двух обстоятельств:

     учащиеся должны хорошо знать тот теоретический материал, который будет использоваться при выполнении данной лабораторной работы;

     владеть необходимыми экспериментальными умениями и навыками.

Поэтому перед выполнением лабораторных работ исследовательским приемом следует проверить (если нужно, восстановить) знание теории и сформированность необходимых экспериментальных умений.

 

Не один из рассмотренных приемов выполнения лабораторных работ нельзя считать универсальным, пригодным для решения любых дидактических задач. Каждый прием имеет свои специфические особенности и приводит к положительным результатам в определенных условиях и решении тех или иных учебно-воспитательных задач.

 

Планирование лабораторных работ.

Для выполнения фронтальных лабораторных работ предусматривается использование специальных (лабораторных) приборов. Подготовка до выполнения работ начинается из создания соответствующей материальной базы - подбору необходимых приборов с таким расчетом, чтобы с одним набором работало 2 ученика. Выполнение фронтальных лабораторных работ проводится «парами», которые формируются таким образом, чтобы обеспечить высокую эффективность работы каждого ученика.

Накануне выполнения фронтальной лабораторной работы учитель сообщает ученикам тему работы и объем материала, который необходимо повторить для ее выполнения.

Занятие начинается из вступительного слова учителя и соответствующего инструктажа относительно выполнения работы (в зависимости от выбранного метода выполнения инструктаж будет носить разный характер и объем рассматриваемых вопросов). Учитель проводит также короткий инструктаж учеников по технике безопасности при выполнении данной работы и делает соответствующие записи в «Журнал инструктажа по технике безопасности», который содержится в кабинете физики.

Состав и содержание лабораторных работ должно соответствовать требованиям Государственных образовательных стандартов.

Состав заданий для лабораторной работы должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть качественно выполнены большинством учащихся. Поэтому при выборе содержания и объема лабораторных работ следует исходить из сложности учебного материала.

При планировании лабораторной работы теоретические знания играют не последнюю роль. Ведь если нет представления о том, для каких целей выполняется данная работа, какое оборудование будет использоваться, то вряд ли получится сделать её правильно.  Учителю необходимо создать базу тематических контрольных вопросов для подготовки учащихся  к выполнению данной работы. Задания по подготовке к лабораторным работам могут содержать:

         аналитические вопросы, организующие мотивацию и целеполагание, процесс постановки осознанных исследовательских целей своей работы, осмысление и принятие плана по достижению своих целей,

         текст расчетных задач, содержащих теоретические вопросы, дающие учащимся возможность формировать способности к рефлексии результатов своей деятельности.

Например, при проведении в 7 классе лабораторной работы по теме «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» предлагаются следующие тренировочные вопросы и задания:

1.  продолжите предложения

       Сила – это…

       Сила упругости – это…

       Деформация – это…

2. Запишите формулы

       Второго закона Ньютона…

       Закона Гука…

3. Выполните перевод величин

     1 кН =__________ Н                                  

     25000 Н =__________ кН

 

Кроме самостоятельной работы учащихся, необходим и инструктаж учителя, а также совместное обсуждение выполняемой работы.

Для каждой лабораторной работы необходимым условием является составление отчета. Составление отчетов имеет важное значение для формирования у учащихся обобщенных умений по описанию физического эксперимента, проверки выполнения лабораторных работ и оценки знаний и умений учащихся.

Составление краткого письменного отчета в процессе выполнения лабораторной работы часто затрудняет учащихся, и на записи, как правило, затрачивается непроизводительно много времени в ущерб экспериментальной работе. В ряде случаев учащиеся включают в  содержание отчета такие мало нужные материалы, как перечень всего оборудования или подробное описание процесса составления установок. Например: «... взяли штатив, закрепили на нем лапку, а в лапку зажали колбу, в которую залили немного воды» и т. д. Это объясняется тем, что некоторые учителя предъявляют завышенные требования к отчету, а его внешние, формальные качества часто определяют отметку за выполнение лабораторной работы.

Форма и содержание отчета зависит от вида лабораторной работы. Поэтому учителю необходимо показать на примерах,  как надо составлять отчеты о различных видах лабораторных работ, чтобы рационализировать записи и оставить больше времени на выполнение эксперимента.

При измерении физических величин, выяснении функциональных зависимостей между величинами, изучении законов в отчете в большинстве случаев достаточно иметь:

            название лабораторной работы;

            перечень основного оборудования (измерительных и других приборов);

            краткое описание способа измерения и измерительной установки, сопровождаемое схематическим чертежом, рисунком, схемой и расчетными формулами;

            запись результатов измерений, вычислений и вывод.

При описании способа измерения целесообразно выделять вид измерения, средства измерения, явления и процессы, происходящие в измерительной установке, исходные закономерности, на основе которых выводится расчетная формула.

Результаты измерений и вычислений целесообразно записывать в виде таблиц, форму которых полезно предварительно обсудить с учащимися. Это особенно полезно делать на начальном этапе обучения учащихся составлению отчета. Кроме табличной, часто бывает полезна свободная форма записи результатов измерений.

В некоторых работах результаты измерений представляют в виде графика. Графики вычерчивают в прямоугольной системе координат на клетчатой бумаге с помощью чертежных инструментов. На осях координат указывают условные обозначения отложенных величин и их размерности. Нанесенные координатные точки соединяют между собой не ломанной линией, а плавной кривой, которая должна проходить в границах погрешностей отдельных измерений.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проведение лабораторных работ по физике

Автор: Шунина Любовь Михайловна

Дата: 11.02.2020

Номер свидетельства: 539216

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. "
    ["seo_title"] => string(102) "mietodika-proviedieniia-laboratornykh-rabot-po-fizikie-s-ispol-zovaniiem-informatsionnykh-tiekhnologii"
    ["file_id"] => string(6) "234889"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443543730"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Методические указания при проведении лабораторных работ по дисциплине ФИЗИКА Раздел «Электричество»"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskiie_ukazaniia_pri_proviedienii_laboratornykh_rabot_po_distsiplinie_"
    ["file_id"] => string(6) "414540"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1494517731"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Методические указания по проведению лабораторных работ по курсу apbrbb "
    ["seo_title"] => string(79) "mietodichieskiie-ukazaniia-po-proviedieniiu-laboratornykh-rabot-po-kursu-apbrbb"
    ["file_id"] => string(6) "222035"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435776402"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(241) "Методические указания для проведения лабораторных работ   по специальности: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"
    ["seo_title"] => string(147) "mietodichieskiie-ukazaniia-dlia-proviedieniia-laboratornykh-rabot-po-spietsial-nosti-08-02-01-stroitiel-stvo-i-ekspluatatsiia-zdanii-i-sooruzhienii"
    ["file_id"] => string(6) "288094"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454584992"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(275) "Урок-лабораторная работа по физике по теме "Изучение закона Ома" ( с использованием мультимедийных средств сопровождения образовательного процесса ) "
    ["seo_title"] => string(160) "urok-laboratornaia-rabota-po-fizikie-po-tiemie-izuchieniie-zakona-oma-s-ispol-zovaniiem-mul-timiediinykh-sriedstv-soprovozhdieniia-obrazovatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "161424"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422211333"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1460 руб.
2240 руб.
1530 руб.
2350 руб.
1640 руб.
2520 руб.
1370 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства