Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Александро-Ершинская средняя школа
Проектная задача
Тема: «Экономим бюджет семьи»
Разработала:
Янцевич Людмила Ефимовна,
учитель математики и физики
Александро – Ерша
2022
1.Паспорт
Проектная задача по __теме : «Обыкновенные дроби»________________________
| Название проектной задачи | «Экономим бюджет семьи» |
| Предмет | математика |
| Класс | 5 |
| Тип задачи | Предметная одновозрастная, творческая |
| Цели педагогические задачи (педагогический замысел) | Организовать деятельность по созданию буклета призывающего к разумному, использованию бюджета семьи в части расходов на продукты питания |
| Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача | Предметные: -умение работать с текстом; -умение работать с дробями: выполнять действия сложения, вычитания, деления, умножения; -умения применять свойство дробей; -умения решать задачи на МГ. Метапредметные: -умение вести диалог; -формирование умения извлекать информацию, представленную в разных видах, и на е основе осуществлять выбор оптимального решения. Сотрудничество учащихся в группах(коллективное-распределение деятельности) при решении общей задачи. |
| Планируемый педагогический результат | Создание буклета призывающего к разумному, использованию бюджета семьи в части расходов на продукты питания |
| Способ и формат оценивания результатов работы | Оценивание продукта на основе предложенных критерий |
1.Сюжетный замысел ПЗ.
Тема «Экономия семейного бюджета» будет актуальна всегда. Семейный бюджет - это благополучие семьи и её стиль жизни, поэтому с детства нужно знать, что бюджет нужно планировать. Экономика семейного бюджета предусматривает грамотное соотношение доходов и расходов. Большая часть семейного бюджета в каждой семье идет на приобретения продуктов питания, поэтому необходимо изучение способов и вариантов экономии денежных средств семьи в части расходов на продукты питания.
Дорогие пятиклассники! Прошу вас создать буклеты «Экономим бюджет семьи», призывающие к разумному, использованию бюджета семьи, в содержании которых должны включаться, иллюстрации, призывы. Подумайте, как вы их оформите.
2.Цель, которую должны достичь учащиеся.
Научится экономить бюджет семьи в части расходов на продукты питания, создать буклет «Экономим бюджет семьи».
3.Описание ПЗ:
-действие учащихся, поэтапно в решении проектной задачи
| Цель/задача этапа | Показатели достижения результата | Планируемые УУД |
| Организационный момент: - создание условий для самоорганизации учащихся | -включение учащихся в деловой ритм -организация учащимися рабочего места | -планирование сотрудничества со сверстниками и учителем |
| Создание проблемной ситуации, целеполагание -познакомить с описанием проектной задачи, переформулировать её в проблему | -осознана проблема; -определена учебная задача; -сформулирована цель; -спланированы действия и способы для достижения цели; -смоделирован буклет | -выделять, извлекать, анализировать информацию данную в разных формах; -выдвигать гипотезы, обосновывать; -умение сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; -самостоятельно определять цель и формулировать проблему; -выбирать средство и ресурсы для достижения цели; -осуществлять взаимный контроль. |
| Организация проведение проектной деятельности учащихся -организовать самостоятельную групповую проектную деятельность учащихся; -обеспечить методическим материалом; -договорится о критериях оценивания работ- буклетов; -распределить учащихся на группы; -обеспечить по необходимости консультацией | -распределены по группам учащиеся; -определена роль каждого учащегося в группе; -определены критерии оценки работ; -успешность выполнения проектной задачи у | -составлять план решения проблемы учебной задачи; -согласовать свои действия в группе; -планировать время на каждый этап плана; -определять степень успешности своей работы, используя критерии оценивания; -строить логическое рассуждения; -преобразовывать информацию из одной формы в другую; -выполнять различные роли в группе; -организовать деятельность группы, распределить роли и работу среди членов группы; - устанавливать связь между целью деятельности и её результатом; -осознавать и оценивать свой вклад в общий результат; -самооценка, взаимопроверка. |
| Презентация выполненной работы -организация презентации учащимися выполненных работ; -оценить, выставить баллы за работы. | -организована презентация буклетов; -оценен труд каждого учащегося группы; -заполнены карты наблюдения экспертами | -проводить самооценку учебной деятельности; -представлять продукт деятельности, в виде буклета; -слушать собеседника, задавать, уточняющие вопросы; -устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. |
| Рефлексия, подведение итого -организовать рефлексию; -установить соответствие между результатом и поставленной целью; -подвести итог урока, выставить отметки. | -подведен итог урока; -проведена рефлексия учебной деятельности; -проведен анализ результатов. | -анализировать собственную учебную и познавательную деятельность - анализировать деятельность группы. |
-задания; комментарии к заданиям
Задание№1
На данной диаграмме приведен бюджет семьи по статьям расходов. Определите долю каждой статьи в общем их объеме. Необходимо рассчитать средние значения по каждой статье расходов. На какую статью приходятся самые большие расходы семьи? Сделайте вывад.
.
Заполните таблицу:
| Статьи расходов | Доля от общего объема |
| Питание | |
| Одежда | |
| Коммунальные услуги | |
| Досуг(прочие расходы) | |
| Кредиты | |
| Транспорт | |
Задание№2 «Акция в магазине» (включает в себя №1, №2, №3)
В ближайшем магазине «Пятёрочка» в с. Дзержинское акция: можно приобрести конфеты «Raffaello», «Toffifee», кофе «Нескафе», чай «Лисма». При покупке двух и более банок кофе «Нескафе», при покупке двух и более пачек чая «Лисма», при покупке двух и более коробок конфет «Raffaello», «Toffifee» цена товара «красная» на ценнике.
45руб./30руб
210руб/140руб
225руб/150руб
180руб/120руб
№1.Каждый из Вас решил приобрести не менее двух наименований продуктов по акции ( выбор в неограниченном количестве).
1)Какую сумму денег вы заплатите? 2) Какую сумму денег вы сэкономите? 3) Какую часть денег вы сэкономите (записать в виде дроби)?
Ответ: 1)_____________2)________3)___________
Решение 1: __________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Решение 2:____________________________________________________________________ Решение 3:____________________________________________________________________
№2. « Акция: 3 по цене 2»
Спешите!!! Только в «Рождественские праздники» при покупке двух упаковок вы получаете третью в подарок.
Каждый из Вас можете купить по акции 3 упаковки любого (из приведённых в задание2) товара. 1)Во сколько рублей вам обошлась одна упаковка? 2) Какую сумму денег вы сэкономите? 3) Какую часть денег вы сэкономите (записать в виде дроби)?
Ответ: 1)_____________2)________3)___________
Решение 1: __________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Решение 2:_________________________________________________________________ Решение 3:__________________________________________________________________
№3. 1)Сколько коробок конфет«Toffifee» по акции «3 по цене 2» может купить на 720 рублей 2) Какую сумму денег вы сэкономите? 3) Какую часть денег вы сэкономите (записать в виде дроби)?
Ответ: 1)_____________2)________3)___________
Решение 1: __________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Решение 2:_________________________________________________________________ Решение 3:__________________________________________________________________
Задание 3.
Средняя статистическая семья( 4 человека) в течении недели приобретает набор продуктов.(указанных в таблице). Подумайте, от каких продуктов могла бы отказаться ваша семья, не в ущерб здоровью.
Какую сумму денег вы сэкономите? Какую часть денег вы сэкономите (записать в виде дроби)? Сделайте вывод в соответствии вашей цели.
| Название продукта | Количество (шт; кг; л) | Общая стоимость | Не нужно покупать | Экономия |
| хлеб | 7шт. | 280 | | |
| сок | 3л | 240 | | |
| творог | 2шт | 140 | | |
| котлеты | 15шт | 900 | | |
| сосиски | 1кг | 286 | | |
| молоко | 3л | 180 | | |
| гречка | 1кг | 74 | | |
| шоколад | 1шт | 90 | | |
| конфеты | 1кг | 250 | | |
| макаронные изделия | 2шт | 120 | | |
| сахар | 2кг | 120 | | |
| мясо | 1кг | 300 | | |
| колбаса | 1шт | 420 | | |
| чипсы | 2шт | 240 | | |
| мороженое | 4шт | 200 | | |
| пельмени | 3кг | 1200 | | |
| растительное масло | 1л | 100 | | |
| сливочное масло | 0,5кг | 250 | | |
| печенье | 2кг | 360 | | |
| лимонад | 2шт | 164 | | |
| кефир | 2шт | 156 | | |
| Йогурт | 8шт | 448 | | |
| яблоки | 2кг | 160 | | |
| майонез | 1шт | 92 | | |
| кетчуп | 1шт | 120 | | |
| капуста | 2кг | 140 | | |
| ИТОГО | 7120рублей | | |
Задание 4. Рассмотрите внимательно весь пакет материала и найдите еще варианты экономии семейного бюджета при расходе на продукты питания.
Сделайте вывод______________________________________________________________
Задание 5. Создайте буклет «Экономим бюджет семьи», призывающий к разумному, использованию бюджета семьи в части расходов на продукты питания, в содержании которого должны включаться, иллюстрации, призывы.
- оценочный лист для детей
Лист самооценки Дата__________
Фамилия _________________Имя_____________________
Цель______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| № | Критерии | | | |
| отлично | хорошо | Я могу |
| 1 | Я участвовал в формировании проблемы, цели | | | |
| 2 | Я высказывал свои предположения по данной проблеме | | | |
| 3 | Я участвовал в поиске информации для достижения цели | | | |
| 4 | Я помогал делать выводы и заключения | | | |
| 5 | Я помогал своей группе в выборе правильных решений | | | |
| 6 | Я с уважением выслушивал предложения и идеи своих одноклассников | | | |
| 7 | У меня не возникло трудностей с работой по диаграмме | | | |
| 8 | У меня не возникло трудностей с заданием «Акция в магазине» | | | |
| 9 | У меня не возникло трудностей при работе с таблицами. | | | |
| 10 | Я активный участник группы при создании буклета | | | |
| 11 | Я презентовал буклет «Экономика семейного бюджета» | | | |
| 12 | Я могу поделиться полученными знаниями с родителями | | | |
| 13 | Я могу применять полученные знания самостоятельно, при этом экономя семейный бюджет. | | | |
| итого | | | |
| отметка | | | |
Критерии: «5»- 7-13 «Отлично» и нет-«Я могу»
«4»- 1-3-«Я могу», «хорошо» + «Отлично»-10-12
«3»-4-6-«Я могу», «хорошо» + «Отлично»-7-9
«2»-7-13-«Я могу», «хорошо» + «Отлично»-5-1
- экспертный лист для наблюдателя
Экспертный лист для ____________Дата___________________Группа___________
Ф.И.О. эксперта________________________________________________________
Тема проектной задачи: «Экономим бюджет семьи» в 5 классе
Критерии: 0- не продемонстрировал умения;
частично продемонстрировал;
2- овладел умением
| УУД | Критерии оценивания | № учащегося группы |
| №1 | №2 | №3 |
| Регулятивные | -сразу включается в коллективную работу- | | | |
| -удерживает задачу, не отвлекался, действовал в соответствии с ней | | | |
| -исправляет ошибку самостоятельно, при обнаружении | | | |
| -производит корректировку в работу группы | | | |
| - участвует в планировании действий по решению задачи | | | |
| -оценивает свою работу адекватно. | | | |
| Познавательные | -строит простые логические рассуждения | | | |
| -преобразовывает информацию из одной формы в другую | | | |
| -умеет осознанно переносить полученные знания в нестандартную задачу | | | |
| Коммуникативные | -умеет формулировать и аргументировать свои суждения | | | |
| -владеет умениями сотрудничества(умеет слушать и договариваться с другими членами группы) | | | |
| Личностные | -поведение адекватно( не сердится, не отказывается от сотрудничества, не повышает голос) | | | |
| -оказывает при необходимости помощь другим членам группы | | | |
| - умеет рать на сея ответственность за всю группу(отвечает от группы) | | | |
Формат правильных ответов с критериями
Задание№1
Заполните таблицу:
| Статьи расходов | Доля от общего объема |
| Питание | |
| Одежда | |
| Коммунальные услуги | |
| Досуг(прочие расходы) | |
| Кредиты | |
| Транспорт | |
.Вывод: самые большие расходы из бюджета семьи идут на питание.
Критерии оценивания задания 1:
1.Определена доля статей расходов от общей доли и сделан вывод самостоятельно учащимся группы - «отлично»
2. Определена доля статей расходов от общей доли и сделан вывод с помощью учащихся группы - «хорошо»
3. Определена доля статей расходов от общей доли и сделан вывод с помощью учащихся другой группы или учителя - «Мы сумеем»
Задание2
№1 Ответы могут быть разные так как учащиеся самостоятельно выбирают набор продуктов (эксперт должен обладать вычислительными навыками )
№2 Ответы на вопросы-1) и 2) могут быть разные так как учащиеся самостоятельно выбирают набор продуктов (эксперт должен обладать вычислительными навыками ),
ответ на 3) у всех одинаков
№3 1)6; 2)360; 3)
Критерии оценивания задания 2
№1 ; №2 и №3
| № | | критерии |
| 1 | «отлично» | самостоятельно учащимся группы | -составлен правильно набор продуктов; - дан верный ответ на вопрос 1-3; - приведено решение, подтверждающее полученный ответ на вопрос 2-3 | |
| 2 | «хорошо» | с помощью учащихся группы | |
| 3 | «Мы сумеем» | с помощью учащихся другой группы или учителя | |
Задание3 Ответы могут быть разные так как учащиеся самостоятельно выбирают набор продуктов, которые может исключить их семья из данного набора продуктов на неделю. (эксперт должен обладать вычислительными навыками )
Критерии оценивания задания 3
| № | | критерии |
| 1 | «отлично» | самостоятельно учащимся группы | -исключен правильно набор продуктов, не во вред здоровью; -посчитана сумма сэкономленных денег; - найдена часть сэкономленных денег от общей суммы затраченной на продукты. | |
| 2 | «хорошо» | с помощью учащихся группы | |
| 3 | «Мы сумеем» | с помощью учащихся другой группы или учителя | |
Приложение к проектной задаче: http://mouaersha.ucoz.ru/metodizeska/spravochnyj_material.zip
Список источников информации:
1.Учебник «Математика»,5 класс, автор Мерзляк А. Г.
2.Ресурсы сети Интернет