kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная программа «азбука экологии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа образовательного курса «Азбука экологии» разработана для обучения школьников 6–9-х классов. Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей школьного возраста, развивая экологический аспект современной культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа «азбука экологии»»

Министерство образования и науки Калужской области

ГАПОУ КО «Калужский колледж сервиса и дизайна»








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


«АЗБУКА ЭКОЛОГИИ»








Направленность: естественно-научная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст учащихся: 12-15 лет

Срок реализации: три года




Авторы-составители:

Реутова Н.В., Сокольникова Н.






г. Калуга 2019



Пояснительная записка


Программа образовательного курса «Азбука экологии» разработана для обучения школьников 6–9-х классов. Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей школьного возраста, развивая экологический аспект современной культуры.

Задачей современной школы является создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельному выполнению практических работ, формирование и развитие у него активного творческого мышления, осуществление профессиональной ориентации и практической подготовки, обеспечение необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков.

Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно.

Вводный курс даёт обобщённые представления о жизни на Земле, о её возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. Предлагается ввести учащихся 6 класса в мир общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни. За эту основу взята та информация о живой и неживой природе, которую ученики получили в начальной школе. В современных условиях практическое владение экологией приобретает очень важное значение для специалистов различных областей науки, техники, культуры. В связи с новыми политическими, социально-экономическими и культурными реалиями в России и во всем мире потребовалось расширение функций экологии как учебного предмета, а именно – как совокупность практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.

Экологический подход позволит убедить учащихся в необходимости изучения экологии, но и в том, что жизнь каждого человека, как и, в целом, жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями.

Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний учащихся об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей при переходе в среднее звено школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.

Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена «понятийная сетка», в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, типы взаимоотношений.

Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: «Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле? Как сберечь родную природу? Какова роль человека в деле охраны окружающей среды?»

Нормативно-правовой и документальной базой программы образовательного курса «Азбука экологии» являются:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645);

Базовыми для программы курса внеурочной деятельности «Азбука экологии» являются темы:

1. Предмет, задачи и проблемы экологии

2. Среда обитания и взаимоотношения в ней живых организмов

3. Наземно-воздушная среда обитания

4. Вода в природе. Водная среда обитания

5. Почва как среда обитания

6. Человек как часть природы

7. Экологический практикум

В ходе реализации представленной программы осуществляется ознакомление учащихся с условиями обеспечения безопасности труда, основами культуры труда, основами этики и общения, владеть навыками научного мышления, уметь работать с информацией, владеть способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно- экспериментальную и инновационную деятельность.

В основе программы лежат идеи личностно-ориентированного, деятельностного подхода в овладении системой знаний, умений и навыков.

Цели программы: целенаправленное формирование общих экологических понятий через установление общих признаков жизни: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».

Цели конкретизированы следующими задачами:

Формирование:

- знаний об экосистемной организации природы в границах обитания человека;

- умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды и здоровья населения;

- умений и навыков наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе, распознавать наиболее распространённые организмы (растения, животные, грибы) своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии, работать с микроскопом и гербарием;

- компетенций творческой, учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Обучение:

- признанию целостности, единства мира, человека как ограниченной части биосферы;

- ответственности человека, его разума и интеллекта за выполнение биосферной функции;

- диалогу природы и человека;

- признанию самоценности природы;

- правилам поведения в окружающей среде;

- элементарным навыкам контроля окружающей среды.

В соответствии с ФГОС решаются следующие задачи:

- становление основ мировоззрения обучающихся;

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку в соответствии с правилами выполнения учебных задач, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

- духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, толерантности.

Воспитание:

- потребностей (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию;

- умения работать в коллективе на уроках, экскурсиях, в процессе выполнения практических работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов.

Содержание курса направлено на формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности, духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Азбука экологии»:

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации к изучению основных экологических понятий, законов, теорий, идей; потребностей и умений экологически грамотного взаимодействия с природой, навыков экологически правильного поведения в мире у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия (УУД).

Личностными результатами программы по внеурочной деятельности «Азбука экологии» является формирование следующих умений:

- развивать общение с природными объектами как субъектами взаимодействия;

- познавать и осознавать многообразия и многомерности окружающего мира, своей сопричастности к миру;

- произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;

- уметь осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей;

- уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным признакам;

- уметь устанавливать причинно-следственные связи;

- определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие правила поведения при сотрудничестве;

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор как поступить, при поддержке других участников группы и учителя.

Метапредметными результатами программы по внеурочной деятельности «Азбука экологии» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

- Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с инструкцией.

- Работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительной литературе (на развороте, в оглавлении, в схемах, в таблицах).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя средства ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: обрабатывать информацию по результатам наблюдений и делать выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания по экологии, ориентированные на развитие учащихся средствами предмета.

3. Коммуникативные УУД:

- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

- Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Результаты программы:

- Осознание учащимися необходимости знаний техники безопасности и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;

- Социальная адаптация учащихся, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы - профессиональное самоопределение.

Содержание программы

Программа каждого года обучения состоит из нескольких блоков:

1. Организмы и среды их обитания

2. Популяции, их структура и основные характеристики

3. Экосистемы и их характеристики

4. Рациональное природопользование

5. Экологический мониторинг.

Содержание этих блоков дает основные знания об основах экологии; способствует формированию экологического мышления, профессиональному самоопределению и карьере; воспитанию осознанного отношения к природным процессам и природопользованию, исключающего потребительский подход; формирует отношение к организации работ экологического практикума; развивает навыки использования специального оборудования.

В программе в соответствии с возрастом учащихся рассматриваются:

- техника безопасности, правила пожарной безопасности и гигиена труда;

- подготовка и оснащение рабочего места, обеспечение безопасности труда;

- изучение рынка труда, профессий и профессионального образования;

- планирование профессиональной карьеры.

В результате реализации программы учащиеся будут демонстрировать свои профессиональные качества, появятся новые возможности для профориентации и освоения школьниками современных и будущих профессиональных компетенций.

Программа курса «Азбука экологии» построена в соответствии с принципами:

- научная обоснованность;

- возрастная адекватность;

- необходимость и достаточность информации;

- модульность программы;

- практическая целесообразность

- динамическое развитие и системность;

- вовлеченность семьи в реализацию программы.

Формы работы:

- Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии, викторины, соревнование (состязание), выполнение экологического практикума.

- Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, презентацию, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованности учащихся.

- Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы, проблемные задания, выполнение творческих заданий.

- Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий, практикумов. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (ноутбук, мультимедийный проектор), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий, коллекций и др.).

Методы:

- репродуктивный - беседа, вопросы, тесты, анкетирование;

- проблемный - диспут, мозговая атака;

- частично-поисковый – работа с учебно-справочной литературой и интернет-ресурсами;

- объяснительно-иллюстративный – лекция, конференция, кино-урок, экскурсия.

Формы контроля

Проверка усвоения программы проводится в форме тренингов, игр, зачётов творческих работ, выставок, конкурсов, защиты практических работ, выполнения заданий, участия в проектах. Подведение итогов реализации программы проводится в виде аукциона или общественного смотра знаний.












УЧЕБНО (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН

Класс: 6

Количество часов: 68

Номер

урока/занятия


Название раздела, темы

Количество часов

(разделы, темы)

Даты

проведения

Формы аттестации (контроля)

план

факт

Всего

Теория (лекция, семинар, консультация, беседа, лабораторная работа и др.)

Практика

(самостоятельная работа, мастерская, концерт, выставка, соревнование, игра, круглый стол, экскурсия)



Указать формы (зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль, отчётные выставки, концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д.)

СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (68 часов)

Тема 1. Предмет, задачи и проблемы экологии (8 часов)

1

Введение. Анкетирование «Твое экологическое сознание». Правила поведения в окружающей среде

1

Беседа с элементами инструктажа


04.09

04.09

Устный опрос

2

Экология – наука о доме

1

Беседа


04.09

04.09

Устный опрос

3

История взаимодействия человека и природы

1

Лекция-презентация


11.09

11.09

Вернисаж

4

Законы экологии в пословицах и поговорках

1


Соревнование

11.09

11.09

Конкурс

5

Экологические проблемы родного края

1

Беседа-презентация


18.09

18.09

Выступление с сообщением

6

Экскурсия в музей природы Краснодарского края

1


Экскурсия

18.09

18.09

Отчет

7

Обобщение знаний по теме 1

1

Консультация


25.09

25.09

Тестовые задания

8

Зачёт по теме 1

1


Соревнование

25.09

25.09

Зачет

Тема 2. Среда обитания и взаимоотношения в ней живых организмов (15 часов)

9

Среда обитания как часть природы. Классификация и элементы среды обитания

1

Лекция-презентация


02.10

02.10

Устный опрос

10

Экологические факторы среды обитания

1

Беседа-презентация


02.10

02.10

Устный опрос

11

Приспособленность организмов к среде обитания

1


Практическое занятие

09.10

09.10

Отчет

12

Основные типы взаимоотношений

1

Лекция-презентация


09.10

09.10

Таблица

13

Можно ли жить в природе, не замечая друг друга. Нейтрализм

1

Урок-путешествие


16.10

16.10

Творческая работа

14

Однобокая дружба в природе. Комменсализм

1

Урок-путешествие


16.10

16.10

Творческая работа

15

Дружба в природе. Симбиоз

1

Урок-путешествие


23.10

23.10

Творческая работа

16

Совместное сожительство в природе. Кооперация

1

Урок-путешествие


23.10

23.10

Творческая работа

17

Взаимное отрицание друг друга. Конкуренция

1

Урок-путешествие


06.11

06.11

Творческая работа

18

В борьбе за жизнь. Паразитизм

1

Урок-путешествие


06.11

06.11

Творческая работа

19

Хищники животные и растения. Хищничество

1

Урок-путешествие


13.11

13.11

Творческая работа

20

Экскурсия в природу «Типы экологических взаимоотношений»

1


Экскурсия

13.11

13.11

Фото-отчет

21

Сбор материала и оформление отчета по теме экскурсии

1


Мастерская

20.11

20.11

Творческая работа

22

Обобщение знаний по теме 2

1

Консультация


20.11

20.11

Тестовые задания

23

Зачёт по теме 2

1


Викторина

27.11

27.11

Зачет

Тема 3. Наземно-воздушная среда обитания (9 часов)

24

Атмосфера Земли и ее состав

1


Кино-урок

27.11

27.11

Устный опрос

25

Световой режим и солнечная радиация

1

Беседа-презентация


04.12

04.12

Устный опрос

26

Свет как условие жизни живых организмов

1

Беседа-презентация


04.12

04.12

Устный опрос

27

Температурный режим в наземно-воздушной среде

1

Беседа-презентация


11.12

11.12

Устный опрос

28

Загрязнение наземно-воздушной среды

1

Урок открытых мнений


11.12

11.12

Выступление с сообщением

29

Определение концентрации углекислого газа в аудитории

1


Практическое занятие

18.12

18.12

Отчет

30

Охрана атмосферного воздуха от загрязнений

1

Диспут


18.12

18.12

Выступление с сообщением

31

Обобщение знаний по теме 3

1

Консультация


25.12

25.12

Тестовые задания

32

Зачёт по теме 3

1


Соревнование

25.12

25.12

Зачет

Тема 4. Вода в природе. Водная среда обитания (10 часов)

33

Виды и формы воды

1


Кино-урок

15.01

15.01

Устный опрос

34

Запасы воды в природе

1


Кино-урок

15.01

15.01

Устный опрос

35

Свойства водной среды обитания

1

Лекция-презентация


22.01

22.01

Устный опрос

36

Круговорот воды в природе

1

Беседа-презентация


22.01

22.01

Схема

37

Вода как среда обитания растений и животных

1

Беседа-презентация


29.01

29.01

Блиц-опрос

38

Использование воды человеком

1

Урок открытых мнений


29.01

29.01

Выступление с сообщением

39

Очистка воды от загрязнений


1


Практическое занятие

05.02

05.02

Отчет

40

Охрана водных ресурсов

1

Диспут


05.02

05.02

Выступление с сообщением

41

Обобщение знаний по теме 4

1

Консультация


12.02

12.02

Тестовые задания

42

Зачёт по теме 4

1


Соревнование

12.02

12.02

Зачет

Тема 5. Почва как среда обитания (7 часов)


43

Строение и состав почвы

1


Кино-урок

19.02

19.02

Устный опрос

44

Обитатели почвы

1


Кино-урок

19.02

19.02

Устный опрос

45

Загрязнение почвы. Эрозия почвы

1

Диспут


26.02

26.02

Устный опрос

46

Польза и вред полиэтилена

1


Практическое занятие

26.02

26.02

Отчет

47

Охрана почвы от загрязнений

1

Урок открытых мнений


05.03

05.03

Выступление с сообщением

48

Обобщение знаний по теме 5

1

Консультация


05.03

05.03

Тестовые задания

49

Зачёт по теме 5

1


Соревнование

12.03

12.03

Зачет

Тема 6. Человек как часть природы (10 часов)


50

Человек – разумное существо Созидатель или потребитель. Регулирование потребностей людей

1

Урок открытых мнений


12.03

12.03

Устный опрос

51

Человек и мир растений

1

Беседа


19.03

19.03

Устный опрос

52

Красная книга растений

1

Урок-путешествие


19.03

19.03

Блиц-опрос

53

Рисуем «краснокнижные» растения

1


Мастерская

02.04

02.04

Творческая работа

54

Человек и мир животных

1

Беседа


02.04

02.04

Устный опрос

55

Красная книга животных

1

Урок-путешествие


09.04

09.04

Блиц-опрос

56

Рисуем «краснокнижных» животных

1


Мастерская

09.04

09.04

Творческая работа

57

Чистая планета: начни с себя

1


Акция

16.04

16.04

Фото-отчет

58

Обобщение знаний по теме 6

1

Консультация


16.04

16.04

Тестовые задания

59

Зачёт по теме 6

1


Соревнование

23.04

23.04

Зачет

Тема 7. Экологический практикум (9 часов)


60

Общие правила безопасной работы

1

Беседа с элементами инструктажа


23.04

23.04

Диктант

61

Правила оказания первой медицинской помощи. Аптечка

1

Беседа с элементами инструктажа


30.04

30.04

Диктант

62

Правила работы со стеклянной посудой и оборудованием

1

Беседа с элементами инструктажа


30.04

30.04

Диктант

63

Правила работы с реактивами

1

Беседа с элементами инструктажа


07.05

07.05

Диктант

64

Определение загрязненности воздуха в кабинете

1


Практическое занятие

07.05

07.05

Отчет

65

Определение качества питьевой воды

1


Практическое занятие

14.05

14.05

Отчет

66

Определение качества и срока годности продуктов по упаковке и внешнему виду

1


Практическое занятие

14.05

14.05

Отчет

67

Обобщение знаний по теме 7

1

Консультация


21.05

21.05

Тестовые задания

68

Зачёт по теме 7

1


Соревнование

21.05

21.05

Зачет



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дополнительная общеобразовательная программа «азбука экологии»

Автор: Реутова Н.В., Сокольникова Н.Е.

Дата: 25.11.2019

Номер свидетельства: 528557

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Организация внеурочной деятельности обучающихся в рамках ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(81) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-v-ramkakh-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "227330"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440688196"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства