|   Ұйымдастырушылық ізденушілік -    Организационно-поисковый   |    Обыгрывает ситуацию:  - Ребята, посмотрите, какие разные бывают облака. Они принимают самые необычные формы. На что они похожи?        Проводит игру “Посмотри и узнай”.      Предлагает отправиться в путешествие на облаках. Каждый может выбрать себе облако по желанию.      Обращает внимание на карту.  Уточняет, что летим мы над нашей страной.    - Как она называется?  - А, вы, можете сказать, почему наша Земля с высоты птичьего полета, имеет разную окраску?        - посмотрите вниз, что за голубые пятна мы видим?    - А, какие моря, озера, вы, знаете?         Организует процесс познания:             - Какие реки протекают по территории Казахстана? (Иртыш, Урал, Сырдарья, Или, Чу, Аксу, Лепсы…)      - Какие крупные города в нашей республике вы знаете?            Посмотрите дети, мы пролетаем с вами населенный пункт: невысокие дома, кое-где юрты, по степи всадники скачут на конях, не видно автобусов, троллейбусов, трамваев, нет дымящихся труб заводов и фабрик. Воздух очень чистый и свежий, красивая природа, в реке чистая вода.  Показ картины.  - Что же, это?         Читает стихотворение:   Степь. Султан Калиев.  Хорошо жить в городе большом,  Но когда я побывал в ауле,  То забыл свой трехэтажный дом  И машинный запах гулких улиц.  За аулом степь, кругом цветы,  Важно смотрят на меня верблюды…  Тишь и синь… Людской нет суеты.  Словом,  Степь, - как сказочное чудо.  - почему в ауле воздух чист?              Проводит подвижную игру: “Замри”.  Привольно живется в таком месте животным, птицам, растениям.              Полетели дальше. Смотрите, смотрите высокие горы со снежными вершинами.  Это горы Заилийского Алатау, что в переводе означает - Пестрые горы.      Спускаемся ниже. Подлетаем к городу  - Но над городом мы видим дым или туман. Что это?       - что такое смог?     Откуда взялся этот дым?            - Что же делать, чтобы воздух был чище?      - представьте, что люди остановят все заводы, фабрики, ТЭЦ, но ведь они нам необходимы…       Скажите, для чего нам в городе нужны растения?     * растения образуют парки, сады… Красота природы – это растения. Недаром говорится: растения – зеленое одеяло земли, ее легкие.               |    - участвуют в предложенной игре,          - рассматривают облака,  - поясняют, на что они похожи,  - закрывают глаза,  - выбирают облако,      - соглашаются отправиться в путешествие,    - рассматривают карту,                 - Казахстан,      - объясняют, потому - что степи, реки, горы нарисованы разным цветом.      - высказывают предположения,                    - В Казахстане есть уникальное озеро, в котором одна половина с пресной водой, а другая – с соленой. Вода из двух частей озера никогда не перемешивается. Это озеро Балхаш.                  - включаются в процесс познания,        *Аральское море погибает, его вода высыхает и на берегах остается много соли. Сильные ветры разносят ее с берегов в разные стороны на многие километры. От этого соленого ветра страдают люди и природа. Это зона экологического бедствия.              высказывают предположения,          - называют крупные города: Астана, Алматы, Караганда, Костанай, Усть-Каменогорск, Атырау, Актау, Тараз, Шымкент, Байконур,          - рассматривают картину,                          - Аул,          опираясь на содержание стихотворения, находят ответы на вопрос,      - превращаются в любое животное, растение.    - называют в кого, они превратились,    - передвигаются по группе, сохраняя повадки животного,  - смог,      - Это серая “пелена” из дыма и копоти. Таким загрязненным воздухом людям трудно дышать.  - От фабрик и заводов, выхлопных газов машин,      - высказывают свои предположения,      - предложения детей:    На фабриках, заводах можно поставить фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества.  Надо изобрести новые машины.  Люди должны посадить больше деревьев…        - Растения очищают воздух, дают нам кислород, приглушают шум на городских улицах. Это дома для насекомых и птиц, а птицы своими песнями украшают нашу жизнь.       |