Просмотр содержимого документа
«Тематический конспект НОД «Синичкин день»»
Тематический конспект НОД «Синичкин день» для подготовительной группы (дети 6-7 лет)
Вид деятельности: Познавательно-творческий, групповой.
Форма проведения: Беседа-исследование с элементами творчества и игры.
Продолжительность: 25-30 минут.
Цель:
Формирование экологической культуры и представлений о зимующих птицах на примере синицы, воспитание заботливого и ответственного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с экологическим праздником – Синичкин день.
Уточнить и расширить знания о синице, ее внешнем виде, повадках, питании.
Закрепить понятие «зимующие птицы».
Активизировать словарь: зимующие птицы, Синичкин день, кормушка, насест, орнитолог.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес, наблюдательность, зрительную и слуховую память.
Развивать связную речь, умение составлять описательные рассказы по картине.
Развивать мелкую моторику и творческие способности.
Воспитательные:
Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Формировать желание помогать птицам в трудное зимнее время.
Воспитывать умение работать в коллективе, слушать товарищей.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: Презентация или картинки с изображением синицы, разных видов синиц (большая синица, лазоревка, московка), других зимующих птиц (воробей, снегирь, свиристель). Аудиозапись с голосами птиц.
Раздаточный: Листы бумаги голубого цвета (формат А5), заготовки для аппликации: желтые овалы (туловище), круги (голова), черные полоски (крылья, хвост, «галстук»), белые маленькие кружки (глаза), треугольники (клюв). Клей-карандаш, салфетки.
I. Вводная часть (организационный момент) – 3 минуты
(Дети сидят на стульчиках полукругом перед экраном или доской)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный день. Он посвящен одной очень яркой и полезной птичке. Отгадайте загадку:
Красной грудкой светлая
Прилетела в гости к нам.
Не малиновка, не дрозд,
Угадали? Это...
(Если дети скажут «снегирь», уточнить: «У снегиря грудка красная, а у нашей гостьи – желтая!»)
Дети: Синица!
Воспитатель: Правильно! И сегодня, 12 ноября, на Руси отмечают народный праздник – Синичкин день. В этот день люди готовятся к встрече зимующих птиц: мастерят кормушки и заготавливают для них угощение. Давайте же поближе познакомимся с этой удивительной птичкой.
II. Основная часть – 15 минут
1. Беседа-рассказ о синице.
(Сопровождается показом слайдов презентации)
Слайд 1: Большая синица.
Воспитатель: Посмотрите, какая нарядная птица! Какого цвета у нее грудка?
Дети: Желтая!
Воспитатель: Верно. А по грудке проходит черная полоска, как будто галстук. Голова черная с синеватым отливом, а щечки белые. Спинка зеленая, а крылья и хвост серо-голубые. Очень яркое оперение!
Слайд 2: Синица в разные сезоны.
Воспитатель: Синицы не улетают в теплые края, они зимующие птицы. Но зимой им очень трудно найти корм, особенно когда все покрыто снегом. Чем же питаются синицы?
Дети: (Предполагают: зернышками, крошками...)
Воспитатель: Летом синицы питаются в основном насекомыми, даже такими маленькими, которых не видят другие птицы. Они – санитары леса! А зимой с удовольствием клюют семечки, несоленое сало, крупу.
Слайд 3: Разные виды синиц (лазоревка, московка).
Воспитатель: Оказывается, синицы бывают разные! Это большая синица, а это – лазоревка (голубоватая), а это – московка (поменьше). Все они наши друзья.
2. Дидактическая игра «Узнай по голосу»
Воспитатель: А теперь давайте представим, что мы с вами орнитологи – ученые, которые изучают птиц. Орнитологи часто узнают птиц по голосу. Давайте попробуем!
(Включается аудиозапись с последовательностью голосов: воробей, сорока, синица, ворона).
Дети должны узнать голос синицы и назвать его.
3. Физкультминутка «Синички»
(Дети встают с мест и повторяют движения за воспитателем)
Просыпается синичка, (Потягиваются)
Умывается водичкой. (Имитируют умывание)
Спинку выгнула, прогнула, (Наклоны вперед-назад)
Крылышки к солнышку потянула. (Поднимаются на носочки, руки вверх)
Клювом зернышки поела, (Присели, «клюют»)
И немножечко подпела: «Синь-синь-синь!» (Встают, руки на поясе)
4. Беседа о помощи птицам.
Воспитатель: Ребята, как мы с вами можем помочь синичкам пережить холодную зиму?
Дети: Сделать кормушку, насыпать корм.
Воспитатель: Правильно! А какое угощение мы можем для них приготовить? (Ответы детей). Запомните: нельзя давать птицам черный хлеб, он вреден для их желудка. Лучше всего подходят семечки подсолнечника (нежареные и несоленые), пшено, овес, кусочки несоленого сала.
III. Творческая практическая часть – 7-10 минут
Аппликация «Ждем синичку в гости»
Воспитатель: Давайте мы с вами сделаем красивых синичек, чтобы они «прилетели» в нашу группу и напоминали нам о том, что наших пернатых друзей нужно подкармливать.
Показ и объяснение:
Перед вами лежит лист голубого цвета – это наше зимнее небо.
Берем большой желтый овал – это туловище. Приклеиваем его.
Берем желтый круг – это голова. Приклеиваем ее сверху.
Берем черную полоску и приклеиваем на грудку – это наш «галстук».
Берем две черные детали-«капельки» – это крылья. Приклеиваем их по бокам.
Приклеиваем хвостик.
Оформляем мордочку: белые глазки, черные зрачки и острый красный треугольник-клюв.
(Воспитатель оказывает индивидуальную помощь по мере необходимости. Во время работы звучит спокойная музыка или запись пения птиц).
IV. Итоговая часть (рефлексия) – 2-3 минуты
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какие замечательные синички у нас получились! Они такие яркие, будто солнечные зайчики!
Какой праздник мы сегодня с вами отметили? (Синичкин день).
Что нового вы узнали о синицах? (Ответы детей: они зимующие, санитары леса, питаются насекомыми и семечками, очень яркие).
Чем мы можем помочь синичкам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать их).
Воспитатель: Вы сегодня были настоящими друзьями природы! Я надеюсь, что вы будете заботиться о птицах, и они будут частыми гостями на ваших кормушках. А ваши замечательные синички мы разместим в раздевалке на выставке, чтобы ваши родители тоже узнали об этом замечательном празднике.
Возможности для расширения темы:
Прогулка: Вывешивание кормушки на участке детского сада и регулярная подкормка птиц.
Чтение художественной литературы: В. Бианки «Синичкин календарь», А. Яшин «Покормите птиц зимой».
Совместная деятельность с родителями: Конкурс на лучшую кормушку, изготовленную вместе с родителями.