Просмотр содержимого документа
«Статья : "Музыкально – досуговая деятельность как средство развития духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"»
Музыкально – досуговая деятельность как средство развития духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Я хотела бы начать свое выступление словами великого педагога Василия Александровича Сухомлинского. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества».
Музыкальное искусство является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – это очень важная задача, которая стоит перед каждым музыкальным руководителем!
Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственной позиции (способности различению добра от зла);
-нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, доброй воли).
Актуальность темы очевидна: фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций, связанные с экономическими и социальными кризисами породили обесценивание знаний, кризис семьи и семейного воспитания, возрастающая агрессия в обществе, озлобленность, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей - все это сказывается на духовно- нравственном и психическом развитии детей – это делает необходимым возвращение в жизнь ребенка духовно-нравственных традиций, которые нужно привить, сберечь, передать.
Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности.
Поэтому, занимаясь основной музыкально-образовательной деятельностью, передо мной стоят следующие задачи:
Активизация познавательной деятельности ребенка.
Всестороннее развитие личности ребенка, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание детей посредством музыки.
Воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции.
Для решения этих задач я задействую все виды музыкальной деятельности и использую такие формы организации музыкально- досуговой деятельности, как
- музыкальные концерты,
- праздники и развлечения,
- музыкально- спортивные мероприятия совместно с родителями.
- участие воспитанников в городских конкурсах.
Духовно - нравственное воспитание средствами музыкально-досуговой деятельности состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.
Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями дошкольного воспитания. Моя задача, как музыкального руководителя, заключается в том, чтобы приблизить детей к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение ребенка к окружающему миру.
В ходе проводимых в течении учебного года досуговых мероприятиях я стараюсь создать атмосферу психологического комфорта, которая способствует проявлению творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации воспитанников, развития духовно-нравственных качеств.
Например, в рамках месячника посвященного «Дню пожилого человека» при взаимодействии с воспитателями был организован праздничный концерт в «Саранском доме – интернате для престарелых и инвалидов». Дети с огромной радостью выступали перед бабушками и дедушками. Данный концерт развил у детей духовно- нравственные качества такие как: милосердие, уважение, сочувствие и сопереживание к пожилым людям, бескорыстность.
Музыкально – спортивное мероприятие «А ну-ка мамы!» (совместно с родителями) посвященное празднику «День Матери». способствует развитию следующих духовно-нравственных качеств: заботливость, благодарность, любовь к матери, уважение.
Также в целях развития у детей чувства патриотизма и гордости за свою Родину совместно с воспитателями и инструктором по физической культуре было разработано и проведено музыкально – спортивное досуговое мероприятие с привлечением пап воспитанников, посвященное Дню Защитника Отечества.
Как правило, любое музыкальное занятие включает в себя следующие виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движении и игры, игра на детских музыкальных инструментах.
Мастер-класс для детей старшей группы «Использование мордовских музыкальных инструментов в работе музыкального руководителя» был проведен не только с целью познакомить детей с музыкой, песнями, танцами мордовского народа и национальными инструментами, но и развить в детях любовь к малой Родине, умение выразить свои чувства при помощи голоса, жеста, движения, то есть воспитания музыкальных и духовно-нравственных качеств.
Праздничный концерт «Рождество Христово».
Досуговые развлечения на улице «Широкая Масленница!»
Участие воспитанников в городском конкурсе «Планета Детства» с хореографической постановкой «Чудо-детство».
Участие воспитанников в досуговых мероприятиях раскрывают творческие способности и талант детей, появится соревновательный интерес и желание к публичным выступлениям, способствует гармоничному развитию личности. Победы и участия детей в конкурсах - яркий показатель качества образования и воспитания.
Последовательная, систематическая, хорошо организованная работа духовно-нравственного воспитания в нашем детском саду способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к восприятию музыки, другим видам искусства. Это наполняет детей радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты и научит их творчески преобразовывать окружающий мир.