kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья «Воспитание бережного и заботливого отношения к природе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пугачева Наталья Григорьевна

Воспитатель ГККП Ясли/сада №18 «Балдырған»

Западно-Казахстанская область

Город Уральск

Статья «Воспитание бережного и заботливого отношения к природе»

     Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей мере испытывает на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

    Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся любить природу, видеть её красоту. Именно на этой основе формируется любовь к родному краю, Родине.

    У каждого из нас есть своя Родина, место, где мы родились и живем, знакомство с которой начинается с детства.

    Приуралье – примерно 400 км. с севера на юг и 600 км. с запада на восток раскинулись его просторы. Территория Западно-Казахстанской области представляет большой интерес как район, где пока еще сохранились некоторые заслуживающие внимание природные ландшафты.

    Наша область, – край степей, полупустынь, пустынь, пойменных лесов, -  очень богата редкими и ценными растениями, животными, которых можно назвать памятниками живой природы.

    Любой край неповторим. Он имеет свои особенности, свою неповторимую природу. В каждом крае есть свои особенные, дорогие его жителям тропинки, леса, особенные деревья. «Приуралье! Как же ты богато радужными красками зори, небо будто полыньём объято, в травах загорелись янтари. Переливом всех цветов играя, над полями ширится разлив. Кто родился, вырос в  Приуралье, век с ним будет, сердцем полюбив. Алый свет коснулся вод Урала и, сверкнув излучиной река, ярко засветилась, запылала и зажгла верхушки ивняка. На зеленом бархате поляны, где вязель кудрявая цветет, в круг выходят ветлы с тополями, будто затевая хоровод. Смотрятся в озера перелески, и зовут, и манят в свою тень. Ведь в сиянье, в золоте и блеске, улыбаясь вышел новый день. И глядит высоким ясным небом, да таким, что чище не найдешь. Коль ты в поймах Приуралья не был, побывай! Их красоту поймешь».

   Впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.

     С детства я наслаждалась свежим воздухом, природой родного края. Реки Урал, Чаган,  Деркул  окружают город  с трех сторон. Все свободное время мы с ребятишками бегали  по лесу, по лугу, собирали шампиньоны,  плели венки из одуванчиков. Эти незабываемые впечатления остались в моей памяти на всю жизнь, и подтолкнуло меня к выбору темы творческого поиска «Ознакомление дошкольников с Флорой и Фауной родного края».

    В связи с этим передо мной стоит задача: ввести ребенка в мир природы родного края, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т.е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями.

    Поэтому я учу детей  простейшим навыкам и приемам выращивания растений и ухода за животными. Важно, чтобы дети получали радость от процесса и результата совместного труда. Я думаю, что основная задача умственного воспитания детей в процессе ознакомления с природой родного края состоит в том, чтобы дать детям знания о неживой природе, растениях, животных, связях между объектами и явлениями природы.

     В процессе работы я использую разнообразные  формы и методы знакомства детей с природой родного края, это: наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация диафильмов); практические (игра, труд, опыты); словесные (рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы).

   Считаю, что  наиболее эффективным, доступным и интересным  методом является наблюдение за объектами природы в естественных условиях, а также экскурсии и прогулки.

    Я думаю, что использование в практике сказкотерапии  тоже является одним из методов расширения сознания.   С помощью сказок я знакомлю детей с природой родного края, и его достопримечательностями, слежу, чтобы материал соответствовал возрастным особенностям и был эмоциональным. Начинаю  работу с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя их круг знаний.

   Дети очень любят волшебные сказки, поэтому я  беру  не просто сказкотерапию, а игровую сказкотерапию, так как  в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности.

   Вместе с детьми и родителями мы сочиняем экологические сказки, придумываем новые сказочные истории.

   В индивидуальной работе я применяю коррекционные и психотерапевтические сказки.

   Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. В сказке Добро всегда побеждает Зло!

    Прежде чем выстроить свою работу с родителями, я пытаюсь понять их, с кем предстоит работать (общеобразовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат).    Включение родителей в работу группы, сближает их с детьми.

    Организуя работу с родителями, я использую различные приемы: анкетирование, совместное творчество ребенка с родителями, домашние задания (нарисовать, придумать рассказ, понаблюдать), выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы.

    В результате проделанной работы я отмечаю, что:

- систематическое проведение экскурсий, прогулок в природу, отбор объектов для наблюдений, постепенное усложнение образовательного материала, его повторение дают возможность закрепить первоначальные представления детей о природе, установить причинную связь между явлениями;

- изменяется поведение детей. Они становятся  более внимательными,  бережнее относятся к природе, ко всему живому, заботятся о тех, кто рядом, проявляют сочувствие и оказывают помощь;

- речь детей становится более гибкой и связной. Последовательнее и интереснее становятся рассказы детей, расширяется их словарный запас, богаче становится их творческое воображение.

- в разговорах и рассказах дети чаще  пользуются правильными и точными названиями цветов, грибов, ягод, животных.

    Из этого следует, что моя работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают интересоваться экологией дома, родители принимают в этом активное участие.

  Опыт работы по теме творческого поиска  показал, как важно самому воспитателю быть заинтересованным, владеть богатством родного языка, постоянно пополнять запас знаний, быть примером для своих воспитанников.

  Надеюсь и в дальнейшем вести детей в удивительный и прекрасный мир природы,  щедро делиться своими знаниями.

 Таким образом, можно сделать вывод, что систематическое и последовательное проведение  с детьми занятий по экологии оказывают эффективное воздействие на развитие творческой активности дошкольников,  учит детей любить природу, бережно к ней относится, оказывает эффективное воздействие и становится средством развития детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Воспитание бережного и заботливого отношения к природе»»

Пугачева Наталья Григорьевна

Воспитатель ГККП Ясли/сада №18 «Балдырған»

Западно-Казахстанская область

Город Уральск



Статья «Воспитание бережного и заботливого отношения к природе»

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей мере испытывает на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся любить природу, видеть её красоту. Именно на этой основе формируется любовь к родному краю, Родине.

У каждого из нас есть своя Родина, место, где мы родились и живем, знакомство с которой начинается с детства.

Приуралье – примерно 400 км. с севера на юг и 600 км. с запада на восток раскинулись его просторы. Территория Западно-Казахстанской области представляет большой интерес как район, где пока еще сохранились некоторые заслуживающие внимание природные ландшафты.

Наша область, – край степей, полупустынь, пустынь, пойменных лесов, - очень богата редкими и ценными растениями, животными, которых можно назвать памятниками живой природы.

Любой край неповторим. Он имеет свои особенности, свою неповторимую природу. В каждом крае есть свои особенные, дорогие его жителям тропинки, леса, особенные деревья. «Приуралье! Как же ты богато радужными красками зори, небо будто полыньём объято, в травах загорелись янтари. Переливом всех цветов играя, над полями ширится разлив. Кто родился, вырос в Приуралье, век с ним будет, сердцем полюбив. Алый свет коснулся вод Урала и, сверкнув излучиной река, ярко засветилась, запылала и зажгла верхушки ивняка. На зеленом бархате поляны, где вязель кудрявая цветет, в круг выходят ветлы с тополями, будто затевая хоровод. Смотрятся в озера перелески, и зовут, и манят в свою тень. Ведь в сиянье, в золоте и блеске, улыбаясь вышел новый день. И глядит высоким ясным небом, да таким, что чище не найдешь. Коль ты в поймах Приуралья не был, побывай! Их красоту поймешь».

Впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.

С детства я наслаждалась свежим воздухом, природой родного края. Реки Урал, Чаган, Деркул окружают город с трех сторон. Все свободное время мы с ребятишками бегали по лесу, по лугу, собирали шампиньоны, плели венки из одуванчиков. Эти незабываемые впечатления остались в моей памяти на всю жизнь, и подтолкнуло меня к выбору темы творческого поиска «Ознакомление дошкольников с Флорой и Фауной родного края».

В связи с этим передо мной стоит задача: ввести ребенка в мир природы родного края, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т.е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями.

Поэтому я учу детей простейшим навыкам и приемам выращивания растений и ухода за животными. Важно, чтобы дети получали радость от процесса и результата совместного труда. Я думаю, что основная задача умственного воспитания детей в процессе ознакомления с природой родного края состоит в том, чтобы дать детям знания о неживой природе, растениях, животных, связях между объектами и явлениями природы.

В процессе работы я использую разнообразные формы и методы знакомства детей с природой родного края, это: наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация диафильмов); практические (игра, труд, опыты); словесные (рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы).

Считаю, что наиболее эффективным, доступным и интересным методом является наблюдение за объектами природы в естественных условиях, а также экскурсии и прогулки.

Я думаю, что использование в практике сказкотерапии тоже является одним из методов расширения сознания. С помощью сказок я знакомлю детей с природой родного края, и его достопримечательностями, слежу, чтобы материал соответствовал возрастным особенностям и был эмоциональным. Начинаю работу с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя их круг знаний.

Дети очень любят волшебные сказки, поэтому я беру не просто сказкотерапию, а игровую сказкотерапию, так как в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности.

Вместе с детьми и родителями мы сочиняем экологические сказки, придумываем новые сказочные истории.

В индивидуальной работе я применяю коррекционные и психотерапевтические сказки.

Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. В сказке Добро всегда побеждает Зло!

Прежде чем выстроить свою работу с родителями, я пытаюсь понять их, с кем предстоит работать (общеобразовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Включение родителей в работу группы, сближает их с детьми.

Организуя работу с родителями, я использую различные приемы: анкетирование, совместное творчество ребенка с родителями, домашние задания (нарисовать, придумать рассказ, понаблюдать), выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы.

В результате проделанной работы я отмечаю, что:

- систематическое проведение экскурсий, прогулок в природу, отбор объектов для наблюдений, постепенное усложнение образовательного материала, его повторение дают возможность закрепить первоначальные представления детей о природе, установить причинную связь между явлениями;

- изменяется поведение детей. Они становятся более внимательными, бережнее относятся к природе, ко всему живому, заботятся о тех, кто рядом, проявляют сочувствие и оказывают помощь;

- речь детей становится более гибкой и связной. Последовательнее и интереснее становятся рассказы детей, расширяется их словарный запас, богаче становится их творческое воображение.

- в разговорах и рассказах дети чаще пользуются правильными и точными названиями цветов, грибов, ягод, животных.

Из этого следует, что моя работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают интересоваться экологией дома, родители принимают в этом активное участие.

Опыт работы по теме творческого поиска показал, как важно самому воспитателю быть заинтересованным, владеть богатством родного языка, постоянно пополнять запас знаний, быть примером для своих воспитанников.

Надеюсь и в дальнейшем вести детей в удивительный и прекрасный мир природы, щедро делиться своими знаниями.

Таким образом, можно сделать вывод, что систематическое и последовательное проведение с детьми занятий по экологии оказывают эффективное воздействие на развитие творческой активности дошкольников, учит детей любить природу, бережно к ней относится, оказывает эффективное воздействие и становится средством развития детей.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья «Воспитание бережного и заботливого отношения к природе»

Автор: Пугачева Наталья Григорьевна

Дата: 26.06.2017

Номер свидетельства: 423176

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Экологическое воспитание во внеурочной деятельности как средство формирования гражданской позиции младших школьников "
    ["seo_title"] => string(134) "ekologhichieskoie-vospitaniie-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kak-sriedstvo-formirovaniia-ghrazhdanskoi-pozitsii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "149727"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420293455"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Статья «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_ekologhichieskoie_vospitaniie_doshkol_nikov_v_protsiessie_oznakomlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "422993"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1498218385"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "«Этическая беседа как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(99) "etichieskaia-biesieda-kak-sriedstvo-vospitaniia-ghumannykh-chuvstv-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "227964"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441032041"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Внеклассное мероприятие "Загадки природы""
    ["seo_title"] => string(45) "vnieklassnoie_mieropriiatiie_zaghadki_prirody"
    ["file_id"] => string(6) "442672"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1512580217"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "роль музыки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(63) "rolmuzykivpatriotichieskomvospitaniidietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "282790"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453734699"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1590 руб.
2440 руб.
1720 руб.
2640 руб.
1550 руб.
2380 руб.
1380 руб.
2130 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства