kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система оздоровления маленького сибиряка техниками закаливания и оздоровления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система оздоровления маленького сибиряка техниками закаливания  и оздоровления

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система оздоровления маленького сибиряка техниками закаливания и оздоровления»

Система оздоровления маленького сибиряка техниками закаливания и оздоровления




Дошкольный возраст – важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Пластичность и высокая лабильность последнего определяют высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды.

Специалисты давно обращают внимание общественности на то, что интенсификация процесса обучения приводит к хроническому утомлению дошкольников. А ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки, привычки, приобретаются базовые физические качества. Чтобы сохранить и укрепить здоровье ребенка, следует ежедневно включать в воспитательно-оздоровительный процесс закаливающие мероприятия. Закаливание – это прекрасное и доступное средство укрепления здоровья детей и профилактики заболеваний. Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям.

 Закаливание также нормализует состояние нервной системы, укрепляет ее. Повышается устойчивость эмоциональной сферы ребенка, что делает его более сдержанным и уравновешенным. Кроме этого у ребенка отмечается повышение выносливости организма, его работоспособности, улучшение настроения.

В СанПине 2.4.0259-21.21 в пункте12.6 прописано: закаливание детей включает комплекс мероприятий: широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры.

Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы дошкольной образовательной организации. При организации закаливания должны быть реализованы основные гигиенические принципы - постепенность, систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей ребенка.

Дошкольном учреждении создана система закаливающих мероприятий согласно возрастным особенности и индивидуального подхода.

В своей работе я использую:

  • Утренняя гимнастика;

  • Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после приема пищи;

  • Физкультурные занятия в зале босиком и динамический час на прогулке один раз в неделю;

  • Гимнастика в перерывах между занятиями, профилактика нарушения зрения;

  • Фитонциды (лук, чеснок);

  • Прогулки: утренняя, дневная, вечерняя;

  • Оптимальный двигательный режим;

  • Сон без маек;

  • Дыхательная гимнастика;

  • Босохождение

  • Контрастное обливание ног

  • Корригирующая гимнастика

  • Точечный массаж

А сейчас я хочу рассказать об этом более подробно. И начнем с утренней гимнастики.


Утренняя гимнастика

Основная задача гимнастики - укрепление и оздоровление организма ребенка. Именно она усиливает: дыхание, кровообращение, обмен веществ. Во время проведения гимнастики целесообразно использовать музыкальное и речевое сопровождение. Ежедневное выполнение комплекса утренней гимнастики, разработанного с учетом закономерностей функционирования организма после сна, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья. Зарядка увеличивает общий уровень двигательной активности человека, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни.

Гимнастика проводится в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе в соответствии с погодными условиями. Чтобы зарядка вошла в привычку у детей, она должна увлекать их и приносить радость. Для создания устойчивой мотивации дошкольников к выполнению утренней гимнастики воспитатель подбирает интересные упражнения, проводит занятие в игровой форме или привлекает необычный инвентарь. Комплекс утренней гимнастики меняется два раза в месяц.


Полоскание рта после приёма пищи


Благодаря данной процедуре мы бережем зубы и развиваем челюстные мышцы и мышцы языка и мимику. Надо приучить детей полоскать рот сразу же после приема пищи, так как эта процедура будет эффективной для профилактики кариеса зубов.

Немного остановлюсь на методике полоскания полости рта:


Для полоскания рта детям даются небольшие стаканчики с кипяченной водой комнатной температуры в объеме 50-60 мл.
Алгоритм полоскания полости рта.
- Набрать в рот глоток воды.
- Движением мышц щек и рта двигаем воду от одной щеки к другой несколько раз.
- Затем «прогоняем» воду вверх-вниз между губами и зубами.
- Затем «прогоняем» воду пульсирующими движениями слева направо до упора.

Делать надо для эффективности данной процедуры 5-6 глотков.
Чтобы дети хотели это делать, надо чаще их хвалить и чашки с водой ставить так, чтобы они находились на пути следования в умывальную комнату, создать эффект наталкивания: увидел – захотел это сделать.

Следующий не мало важной процедурой, для здорьвоя ребенка является кончно же чистка зубов.



Чистка зубов

Обучение индивидуальной гигиене полости рта является основным компонентом в профилактике стоматологических заболеваний. Сохранять здоровье с детских лет- это первостепенная задача.

За гигиеной ротовой полости нужно следить с самого раннего возраста. В домашней обстановке привычку регулярно чистить зубы прививают родители. В детском саду воспитатель и помощник воспитателя также напоминают о необходимости чистить зубы после завтрака и полоскать их после каждого приема пищи.



С инструкцией по правилам безопасного поведения при чистке зубов детей ДОУ (детского сада) воспитанников знакомит воспитатель детского сада в форме беседы с использованием наглядного материала.

Метод, который мы используем для чистки зубов, называется «От красного к белому» (красное – это десна, а белое – это зубки). Соответственно, движения щётки должны быть в направлении от десны к зубам.

Техника чистки зубов:

  • тщательно моем руки водой с мылом;

  • хорошо полощем ротик, смачиваем зубную щётку водой и выдавливаем
    на неё зубную пасту размером с горошину;

  • сначала очищаем внешнюю сторону всех зубов подметающими движениями, двигаясь от дальних зубов справа и слева к середине;

  • затем очищаем всю их внутреннюю поверхность подметающими движениями, двигаясь от дальних зубов справа и слева к середине;

  • открываем ротик и чистим бугорки, ямки и режущие края всех верхних и нижних зубов движениями вперёд-назад;

  • смыкаем зубки, улыбаемся и круговыми движениями очищаем
    их внешнюю сторону;

  • обязательно очищаем язычок подметающими движениями (специальной зубной щеткой или чистящей подушечкой (на головке зубной щетки);

  • сплевываем остатка зубной пасты и полощем рот;

  • промываем зубную щетку и убираем ее в футляр.



Так же мы выделяем не мало времени для физминуток, которые мы проводим ежедневно.


Физкультминутки для дошкольников


Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).

Проведение физкультминуток положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин.


Прогулка

Прогулка – одна из традиционных форм оздоровления в детском саду. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольников. Во время прогулок детский организм приобретает устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке у детей вырабатываются двигательные умения и навыки, так же прогулка способствует умственному развитию. В детском саду прогулки проводятся каждый день,  в связи с режимными моментами. В летний период дети максимально находятся на свежем воздухе, делается перерывы на сон и прием пищи.

Прогулка - это возможность не только оздоровить детей, но и обогатить их новыми знаниями, это возможность продолжать развитие детей по основным направлениям, одним из которых  является речевое развитие.

При планировании прогулки основная задача состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности

В ежедневный план проведения прогулок я включаю наблюдения, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, художественное слово, опыты, труд.


Гимнастика пробуждения после дневного сна оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие. Выполняя комплекс упражнений на кровати, дети постепенно переходят из фазы расслабления в фазу напряжения, что соответствует естественной биологической последовательности развития человека. Обязательное условие гимнастики пробуждения является исходная стартовая поза – лежа на спине, руки вдоль туловища, тело расслабленно и спокойно. Эта поза выбрана не случайна, все позы и движения подчиняются законам филогенеза, т. е. историческому становлению животного мира и человека, как части этого мира: от лежа к стоя, от расслабления к напряжению.


Педагог подбирает упражнения для решения таких задач, как:

  • приведение в тонус нервной системы (то есть предотвращение раздражительности, тревожности, которые могут возникнуть после пробуждения);

  • улучшение работы основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, а также стабилизация защитных функций организма);

  • создание позитивной атмосферы в группе.

Всё это возможно при грамотном сочетании приёмов проведения гимнастики после сна.

  1. Сюжетность пробуждения. Этот приём особенно важен для малышей первой и второй младших групп. Суть методики в том, что все упражнения проводятся в рамках общей фабулы. Например, к нам в гости пришла медведица и просит о помощи: её сынок Мишка никак не может проснуться, а ему нужно идти в подмогу к маме для сбора малины на зиму — надо показать своим примером, как быстро восстановить организм после сна. Кроме этого, выполнять те или иные действия ребятам будет интереснее под рифмовки и короткие присказки.

  2. Музыкальность. Тихая, расслабляющая музыка, включённая чуть громче, чем перед сном, помогает восстановлению малышей любого возраста.

  3. Упражнения лёжа. Эти комплексы помогают постепенно восстановить тонус мышц и перейти к более активным действиям. Опять-таки, для малышей этому блоку упражнений уделяется больше внимания, так как чем младше детки, тем сложнее им адаптироваться к активной деятельности после сна.

  4. Активный блок гимнастики (или «упражнения на коврике»). В него входят задания, которые выполняются стоя. В комплекс включены махи руками, ногами, повороты туловища, приседания, хождение по массажным коврикам и т.д. специально подобранные комплексы играют очень важную роль в профилактике правильной осанки.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика - это тренировка для мышц и органов, участвующих в физиологическом процессе дыхания, которая к тому же способствует насыщению клеток организма кислородом, предупреждает гипоксию и возникающие вследствие нее болезни. Дыхательные упражнения благотворно влияют и на психоэмоциональное состояние — снимают излишнее напряжение, переключают внимание, успокаивают. 

Существует несколько различных методик проведения дыхательной гимнастики, мы остановились на методике Бориса Сергеевича Толкачева. Данная методика характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом. Дыхательная гимнастика по методу Б. Толкачева рекомендуется также и часто болеющим детям.

С детьми дошкольного возраста дыхательную гимнастику желательно проводить в образно-игровой форме. Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с меньшей дозировки. Нагрузка должна увеличиваться постепенно за счет увеличения числа повторений.



Точечный массаж

Акупрессура или точечный массаж является разновидностью рефлексотерапии и представляет собой лечение и профилактику заболеваний через давление на биоактивные точки тела. Данный метод был известен в китайской традиционной медицине еще более 5 тысяч лет назад, передаваясь устно из поколения в поколение.

 Одним из таких методов является точечный массаж биологически активных точек по системе профессора Аллы Алексеевны Уманской, разработанный в Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова. 

Метод высоко эффективен для профилактики и лечения гриппа и ОРЗ, его эффект обусловлен усилением кровообращения в слизистых полости носа и ее пазух, а для сторонников альтернативной медицины - в восстановлении функции энергетических каналов.
При точечном массаже происходит стимуляция биоактивных зон и в кровь выбрасываются интерфероны, секреторные антитела иммуноглобулины А и другие биологически активные вещества, усиливающие неспецифическую защиту организма. Рекомендую проводить точечный массаж всем, особенно с целью профилактики, если вы часто болеете гриппом или простудой.

Оптимально сочетать этот массаж с закаливающими процедурами.


Методика босохождение в помещении по «Дорожкам Здоровья» (авторы Коваленка В. С., Похис К. А.)

Уже давно доказано, что упражнения на массажном коврике для ног благоприятно сказываются на общем самочувствии ребенка, приводят организм в комфортное состояние и являются отличной профилактикой заболеваний.

Так как на стопе сконцентрированы активные точки, связанные с внутренними органами, суставами и позвоночником. Массируя их, РЕБЕНОК стимулирует кровообращение, снимает усталость и боль в ногах. Это полезно как для взрослых, так и для малышей. Кроме того, ходьба на массажном коврике - это успешная профилактика плоскостопия!

Дети с удовольствием выполняют простые упражнения на одной или обеих ногах, топчутся и имитируют животных. Регулярные нагрузки поддерживают мышцы в тонусе, способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, а игровая форма поднимает настроение и положительно влияет на общее эмоционально состояние воспитанника.

После хождения по масажным дорожкам проводиться контрастное обливание ног.


Контрастное обливание ног – доступное и в то же время мощное средство закаливания.

Закаливание стоп позволяет не только улучшить региональное кровоснабжение, но и оздоровить организм в целом. А использую контрастное обливание стоп и голеней, поскольку оно оказывает выраженное воздействие на профилактику простудных заболеваний. Эта процедура тренирует реакцию сосудов на перемену температур. Варианты сочетаний теплой и холодной воды разнообразны: - для здоровых детей - обливания по схеме 38-18-38-18, возможен более щадящий режим по температурному перепаду воды: 38-28-38. 

Следует помнить, что эффект закаливания будет только в том случае, если прохладную воду лить на теплые ноги ребенка. В связи с этим обливание ног проводят обычно после дневного сна, пока ноги не охладились.



Фитоциты

О том, что лук и чеснок обладают уникальными лечебными свойствами, знает, наверное, каждый, в том числе и ребёнок из сказок, рассказов. Особенно подробно мы рассказываем о чудодейственных овощах, обладающих антивирусными, противомикробными, обезболивающими, ранозаживляющими свойствами

В качестве профилактики блюдца с чесноком и луком мы расставляем в местах, где находятся наши воспитанники, включая спальную и приёмную. Дети вдыхают фитонциды – целительные ароматические вещества, которые уничтожают болезнетворные бактерии.


Работа с родителями

Здоровье ребенка зависит не только от полноценного физического развития и воспитания в детском саду, а также от условий жизни в семье, так как семья – это среда, где формируется здоровье ребенка и закладывается в его сознании основа к постоянному стремлению к здоровью. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Поэтому я старалась сделать так, чтобы родители были моими помощниками. Для этого на родительских собраниях я рассказывала родителям о пользе закаливающих процедур, подготавливала для них наглядно-демонстрационный материал (папки-передвижки, консультации, мини баннеры, видеоматериалы).

 В рамках оздоровительных мероприятий в МАДОУ провели мастер-класс с родителями по изготовлению фитоподушки для сна. Родители очень активно подбирают травы из рецептов и готовят вот такие красивые фитоподушки для детей. Дети с удовольствием спят на таких подушках, а утром бодрые идут в детский сад. Ведь недаром говорят здоровый сон - это здоровая семья.



Таким образом, использование разнообразных методов закаливания приводит к достаточно эффективным результатам:

  • Индекс здоровья повысился на 4%, повысилась посещаемость детей;

  •  Дети с желанием посещают детский сад, что является показателем прежде всего их психического благополучия;

  •  Легче переносится период адаптации;

  • Выстроился режим сна – продолжительность, психомоторная функция;

  • Дети овладели навыками самомассажа;

  • Проводимая работа с семьями воспитанников оказалась востребованной, что подтверждается не только положительными отзывами, но и их желанием применять закаливающие мероприятия дома. Отмечено желание родителей обмениваться семейным опытом.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Система оздоровления маленького сибиряка техниками закаливания и оздоровления

Автор: Билалов Ильяс Азатович

Дата: 11.06.2025

Номер свидетельства: 671547


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства