kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русская народная музыкальная культура, как часть нравственно -патриотического воспитания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель нравственно - патриотического воспитания является воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей посредством музыкальной деятельности, а также создание предметно-развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русская народная музыкальная культура, как часть нравственно -патриотического воспитания.»

Русская народная музыкальная культура, как часть

нравственно -патриотического воспитания.

Составил и разработал музыкальный руководитель МБДОУ № 64
Дорофеева И.В. г. Таганрог


Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв пишет «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, к своей Родине. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Цель нравственно - патриотического воспитания является воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей посредством музыкальной деятельности, а также создание предметно-развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Задачи нравственно- патриотического воспитания :

- Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.

- Развитие познавательных, художественных и творческих способностей детей через ознакомление с музыкальными произведениями.

- Побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь, творческое движение. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

- Формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей.

- Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

- Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства.

- Закреплять знания детей о Великой Отечественной войне и героизме русского народа через художественную литературу, музыку, живопись.

- Воспитывать любовь и уважение к ветеранам войны, вызывать желание быть похожими на них.


Для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности, яиспользуюся такие Средства и формы нравственно-патриотического воспитания, как

- Образовательная деятельность

- Тематические занятия на патриотическую тему

- Подготовка и проведение патриотических праздников

- Театрализованная деятельность

- Выступление на городских мероприятиях

- Создание проектов

- Оформление развивающей среды

Через музыкальные занятия и различные виды музыкальной деятельности мы воспитываем любовь к своей стране, к родному дому, детскому саду, родной улице, к своему городу, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. С музыкальными номерами дети выступают на утренниках, на конкурсах.

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их не только с песнями тех времен, но и песнями о тех временах.

Нравственное воспитание дошкольника – это, прежде всего, воспитание любви и уважения к матери. Для ребёнка - дошкольника Родина – это мама, его близкие родные люди. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. На музыкальных занятиях мы часто разучиваем с детьми песни о маме. Проводятся праздничные концерты, посвященном Дню Матери, Женскому дню 8 Марта. Дети делают мамам подарки, рисуют их портреты. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. В младших группах в мелодиях этих песен звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное, а у старших дошкольников – это ещё и гордость за свою маму , и чувство дружелюбия т.к для них мама – старший друг и товарищ:

«Пускай узнает ветер, и звезды, и моря, что лучше всех на свете мамочка моя!»

Следующим этапом работы в этом направлении - это использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Душа народа едина, только проявляется по-разному в разных видах искусства: в песне, сказках, легендах, танцах, изобразительном искусстве.

Ребенка нужно воспитывать так, чтобы он понимал, что каждый человек, независимо от возраста — часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг, и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано. Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения


Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. На музыкальных занятиях мы часто слушаем детские произведения русских и советских композиторов.

Таких, как П.И.Чайковский,

С. Прокофьев, Д.Кабалевскогий,  А. Римский-Корсаков, и другие Большого внимания заслуживает творчество наших современных детских композиторов. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде.

Большие возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке.

Народные песни, а также народные мелодии, используются в слушании и ритмической  деятельности ребят. При помощи средств народной музыки,  дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.

Народные музыкальные произведения в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества просты и мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. У детей младшего возраста эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков: «Ладушки»«Петушок»«Зайка» и др.

В старшем возрасте, они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах.

Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, и т. д. На музыкальных занятиях русская народная музыка постоянно звучит при разучивании или выполнении музыкально-ритмических движений.

Часто включается и устный фольклор: сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, что делает процесс восприятия народного искусства более ярким.

Дети нашего детского сада являются участниками ежегодных конкурсов и фестивалей. Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности.

Предметно- развивающая среда музыкального зала включает в себя: атрибуты и русские народные инструменты, которые используются как на занятиях, так и на праздниках.

В заключении своего выступления, я хочу сказать, что приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство нравственности и патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.


Литература

1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2009. – С. 23.

2. Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (редакция на 15 июля 2011 г.). Статья 3.

3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Дорофеева Ирина Владимировна

Дата: 01.10.2025

Номер свидетельства: 674949

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) ""Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ ""
    ["seo_title"] => string(80) "dukhovno_nravstviennoie_i_ghrazhdansko_patriotichieskoie_vospitaniie_chieriez_kr"
    ["file_id"] => string(6) "407794"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491721419"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Статья “Как развивать  чувство Родины у детей дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(69) "stat-ia-kak-razvivat-chuvstvo-rodiny-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "265146"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449848722"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Статья “Как развивать  чувство Родины у детей дошкольного возраста “"
    ["seo_title"] => string(71) "stat-ia-kak-razvivat-chuvstvo-rodiny-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-1"
    ["file_id"] => string(6) "265148"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449849359"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "МАСТЕР-КЛАСС    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В ЦИКЛЕ ЗАНЯТИЙ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ» "
    ["seo_title"] => string(96) "mastier-klass-ispol-zovaniie-fol-klora-v-tsiklie-zaniatii-po-dukhovno-nravstviennomu-vospitaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "236645"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444131945"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Доклад "Гражданско - патриотическое воспитание в сельской школе" "
    ["seo_title"] => string(68) "doklad-grazhdansko-patriotichieskoie-vospitaniie-v-siel-skoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "247305"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446542269"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства