Русская народная музыкальная культура, как часть нравственно -патриотического воспитания.
Русская народная музыкальная культура, как часть нравственно -патриотического воспитания.
Цель нравственно - патриотического воспитания является воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей посредством музыкальной деятельности, а также создание предметно-развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Русская народная музыкальная культура, как часть нравственно -патриотического воспитания.»
Русская народная музыкальная культура, как часть
нравственно -патриотического воспитания.
Составил и разработал музыкальный руководитель МБДОУ № 64 Дорофеева И.В. г. Таганрог
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв пишет «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, к своей Родине. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Цель нравственно - патриотического воспитания является воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей посредством музыкальной деятельности, а также создание предметно-развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Задачи нравственно- патриотического воспитания :
- Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.
- Развитие познавательных, художественных и творческих способностей детей через ознакомление с музыкальными произведениями.
- Побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь, творческое движение. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
- Формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей.
- Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
- Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства.
- Закреплять знания детей о Великой Отечественной войне и героизме русского народа через художественную литературу, музыку, живопись.
- Воспитывать любовь и уважение к ветеранам войны, вызывать желание быть похожими на них.
Для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности, яиспользуюся такие Средства и формы нравственно-патриотического воспитания, как
- Образовательная деятельность
- Тематические занятия на патриотическую тему
- Подготовка и проведение патриотических праздников
- Театрализованная деятельность
- Выступление на городских мероприятиях
- Создание проектов
- Оформление развивающей среды
Через музыкальные занятия и различные виды музыкальной деятельности мы воспитываем любовь к своей стране, к родному дому, детскому саду, родной улице, к своему городу, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. С музыкальными номерами дети выступают на утренниках, на конкурсах.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их не только с песнями тех времен, но и песнями о тех временах.
Нравственное воспитание дошкольника – это, прежде всего, воспитание любви и уважения к матери. Для ребёнка - дошкольника Родина – это мама, его близкие родные люди. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. На музыкальных занятиях мы часто разучиваем с детьми песни о маме. Проводятся праздничные концерты, посвященном Дню Матери, Женскому дню 8 Марта. Дети делают мамам подарки, рисуют их портреты. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. В младших группах в мелодиях этих песен звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное, а у старших дошкольников – это ещё и гордость за свою маму , и чувство дружелюбия т.к для них мама – старший друг и товарищ:
«Пускай узнает ветер, и звезды, и моря, что лучше всех на свете мамочка моя!»
Следующим этапом работы в этом направлении - это использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Душа народа едина, только проявляется по-разному в разных видах искусства: в песне, сказках, легендах, танцах, изобразительном искусстве.
Ребенка нужно воспитывать так, чтобы он понимал, что каждый человек, независимо от возраста — часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг, и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано. Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения
Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. На музыкальных занятиях мы часто слушаем детские произведения русских и советских композиторов.
Таких, как П.И.Чайковский,
С. Прокофьев, Д.Кабалевскогий, А. Римский-Корсаков, и другие Большого внимания заслуживает творчество наших современных детских композиторов. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде.
Большие возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке.
Народные песни, а также народные мелодии, используются в слушании и ритмической деятельности ребят. При помощи средств народной музыки, дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.
Народные музыкальные произведения в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе.
Произведения русского музыкального и устного народного творчества просты и мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. У детей младшего возраста эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков: «Ладушки», «Петушок», «Зайка» и др.
В старшем возрасте, они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах.
Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, и т. д. На музыкальных занятиях русская народная музыка постоянно звучит при разучивании или выполнении музыкально-ритмических движений.
Часто включается и устный фольклор: сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, что делает процесс восприятия народного искусства более ярким.
Дети нашего детского сада являются участниками ежегодных конкурсов и фестивалей. Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности.
Предметно- развивающая среда музыкального зала включает в себя: атрибуты и русские народные инструменты, которые используются как на занятиях, так и на праздниках.
В заключении своего выступления, я хочу сказать, что приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство нравственности и патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.
Литература
1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2009. – С. 23.
2. Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»(редакция на 15 июля 2011 г.). Статья 3.
3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655