Просмотр содержимого документа
«Роль заучивания стихотворений в развитии словесно-логической памяти у детей дошкольного возраста»
Роль заучивания стихотворений в развитии словесно-логической памяти у детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле- и радиопередачи (4). Это касается всех деток, в том числе и детей с речевыми нарушениями, которые отличаются низким уровнем внимания, сниженной словесно-логической памятью и продуктивностью запоминания, низкой активностью припоминания, отстают в развитии наглядно-образного мышления, что значительно обедняет и сокращает их пассивный и активный словарь.
Стихотворная речь лучше запоминается. В поэтических образах – стихах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяет его кругозор.
Заучивание стихов – один из испытанных приемов развития словесно-логической памяти. А легко запоминать стихи могут дети с хорошей памятью. В это понятие входит объем запомненной информации и быстрота запоминания. Имеется в виду точность запоминания, а также время хранения информации. Память ребёнка – дошкольника развивается постепенно. С возрастом увеличивается роль опосредованной и словесно-логической памяти.
чтобы развивать словесно-логическую память ребёнка в старшем дошкольном возрасте, необходимо активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов с помощью зрительных опор, используя наглядно – иллюстративный материал.
При заучивании стихов наиболее эффективным является использование мнемотаблиц, позволяющих логически запоминать текст через смысловое соотнесение – один из способов логического запоминания текста.. Интенсификация такой работы приобретает особую значимость в связи с тем, что дети с речевыми нарушениями испытывают большие трудности в ситуациях, предполагающих использование опосредованной памяти.
Этот способ заключается в установлении смысловой связи между словом из стихотворения (предложением) и картинкой. Картинка помогает ребёнку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. (2)
Согласно методу мнемотехники, содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.
Для детей старшей группы подобранные стихи изображаются 4 – 5 картинками, для детей подготовительной к школе группы – 7-8.