Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для родителей "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"»
М униципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 4»
Рекомендации для родителей
«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»
Подготовила: воспитатель
высшей категории
Лопухина Ольга Анатольевна
г. Оренбург 2025
Цель: ознакомление родителей с понятием артикуляционная гимнастика.
Задачи:
Познакомить родителей с необходимостью артикуляционной гимнастики в составлении звуков
у ребенка;
Дать рекомендации к проведению артикуляционных упражнений;
Расширять знания взрослых о значимости артикуляционной гимнастики для развития речевого аппарата и формирования произносительных навыков ребёнка.
Ваш ребенок неправильно произносит звуки? Значит у него недостаточно, развиты мышцы речевого аппарата.
Взрослые могут помочь ему в этом проведением артикуляционной гимнастики. Занятия по нарушению звукопроизношения проводятся и детском саду, однако заниматься с ребёнком необходимо и дома.
Артикуляционная гимнастика способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и для объединения простых движений в сложные артикуляционные уклады.
Основная задача родителей – включить ребенка в целенаправленную речевую работу, заинтересовать его и постепенно сформировать речевые навыки.
Рекомендации по проведению упражнений
артикуляционной гимнастики:
Артикуляционные упражнения следует проводить ежедневно, в некоторых случаях несколько раз в день в течении 2-3 минут.
Артикуляционную гимнастику следует проводить сидя. Для того чтобы ребенок мог лучше контролировать свои движения, целесообразно выполнять упражнения перед зеркалом.
Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.
Необходимо соблюдать последовательность: не предлагайте детям вначале сложных заданий, а постепенно переходите от упражнения к упражнению,
от простого – к более сложному.
Артикуляционную гимнастику можно разделить на два вида упражнений: статистические и динамические.
Каждое упражнение имеет свое название.
Во – первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во – вторых экономит время, так как не нужно всякий раз объяснять выполнения, а достаточно лишь назвать его.
Статистические упражнения – направлены на то, чтобы ребёнок научился удерживать артикуляционную позу.
«Улыбочка»
Губы в улыбке, зубы видны, как будто произносим
звук «и»
«Лопаточка», «Блинчики»
Широкий язык высунуть, расслабить положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.
«Иголочка»
Рот открыть. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь его, сделать узким.
«Хоботок»
Вытягиваем губы вперёд, как для поцелуя.
«Чашечка»
Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их.
«Горка», «Киска сердится»
Упереть кончик языка в нижние резцы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам,
выгнув вверх – вперёд спинку языка.
Динамические упражнения – вырабатывают подвижность языка и губ, их координированность и переключаемость.
«Часики»
Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем, его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе.
«Орешек», «Спрячь конфету»
При закрытом рте упираем напряжённый кончик языка то в левую, то в правую щёку.
«Лошадка»
Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком
«Маляр»
Широким кончиком языка, как кисточкой, «красить» твёрдое т мягкое нёбо, производя движения вперёд – назад.
Помните: гимнастика не должна надоедать ребёнку. Следите, что бы, он не уставал. Играйте с детьми и развивайте речь, её благополучие, выразительность, хорошую дикцию. Искренне радуйтесь успехам детей.
Использованная литература:
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Формирование звукопроизношения у дошкольников», М., 1998.
В.М. Акименко «Исправление звукопроизношения у детей». – Феникс. Ростов на Дону. 2008.
Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении/ В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. – 2006. – 16-31 июля (№14). – С. 12-18.
Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. М.: Астрель, 2017. -68 с.
Антонова Л.Н. Практика проведения артикуляционной гимнастики у дошкольников с нарушениями речи в системе здоровьесбережения в образовательном учреждении / Л.Н. Антонова // Молодой учёный. – 2017.