Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной образовательной деятельности педагога по формированию элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий МБДОУ
«Детский сад «Теремок»
___________Р.Х. Бурганова
Введено в действие
Приказом заведующего
МБДОУ «Детский сад «Теремок»
«_____»__________20____г. №____
Рассмотрено и утверждено
на педагогическом совете
от «_____»__________ 20___г.
протокол №____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительной образовательной деятельности педагога
по формированию элементарных математических представлений у детей 5-6 лет
«Развивай - ка»
в соответствии с
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Программа дополнительных образовательных услуг «Развивай -ка» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования и разработана на основе парциальных программ «Математика в детском саду» В.П.Новиковой, «Математика в детском саду» Л.В.Минкевич. Программа реализуется на базе МБДОУ «Теремок», в которых утверждены основные принципы, цели и задачи.
Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Методика кружка «Развивай -ка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль математической логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.
Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Конституция РФ, ст. 43, 72.
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .
• Закон РФ «Об образовании в РФ» (2012г.).
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа
2013 г. № 1014)
• СанПиН 2.4.1.3049-13
• Устав ДОУ.
• ФГОС ДО.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Целью программы кружка является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Задачи:
развитие логического мышления и творческих способностей
развитие математических способностей
развитие личностных качеств
развитие навыков самоконтроля и самооценки.
обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения
овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)
Основными принципами программы математического кружка являются:
умственного развития дошкольника.
индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.
Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет детей и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.
В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.
На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами. Формируются важные качества личности, необходимые в школе: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.
Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального-дифференцированного подхода к детям.
Формы организации кружка:
Традиционные
Комбинированные
Практические
Игры, конкурсы
Методы:
Словесный метод (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
Показ мультимедийных материалов
Возраст детей: дополнительная образовательная программа «Развивай -ка» рассчитана на детей 5 - 6 лет.
Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 год
Организация занятий: проводятся 1 раза в неделю во второй половине дня
Длительность занятий: 25 минут.
Ориентировочный состав группы – 15 человек.
Форма организации: подгрупповая.
Учебно - методическое обеспечение программы
Кружковая работа будет включать в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, театрализацию. Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.
Дидактические материалы:
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия следующих видов:
· геометрические фигуры
· наборы разрезных картинок
· сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года
· полоски, ленты разной длины и ширины
· цифры от 1 до 9
· игрушки
· доска
· ноутбук
· чудесный мешочек
· счётные палочки
· предметные картинки
· знаки – символы
· игры на составление плоскостных изображений предметов
· занимательные книги по математике
· задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы
· простые карандаши, цветных карандашей
· линейки и шаблоны с геометрическими фигурами
· счетный материал;
· конспекты.
Интернет-ресурсы
1. Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике
http://nsportal.ru
2. Занимательные задачки для дошкольника! –
http://www.baby.ru
3. Занимательная математика, занимательные задачи по математике. – http://www.myadept.ru
4. Интересная математика и счет для дошкольников –
5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников – http://bib.convdocs.org/v14303
Основные принципы и методические приём
Преемственность.
Программа кружка предполагает:
Формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего школьного обучения.
Формирование личности ребёнка.
Основа для дальнейшего знакомства детей начальной школы математическими навыками.
КРИТЕРИИ МОНИТОРИНГА: В качестве контроля в конце каждого месяца работы проводится диагностика уровня развития детей с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.
Программа предусматривает содержание трех составляющих, с помощью которых педагог осуществляет свою работу с детьми в определенной системе и последовательности. 1. Учебно-методические пособия для педагога, в которых даны развернутые методические рекомендации. Они не являются строгой инструкцией, а представляют собой необходимый для работы дидактический материал. 2. Рабочие тетради с развивающими заданиями, при выполнении которых дети будут последовательно усваивать поставленные задачи. 3. Рабочая тетрадь с диагностическими заданиями, с помощью которой определяется уровень усвоения программы каждым ребенком и степень эффективности данной методики.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц
Неделя
Тема
Цель
Сентябрь
2
Счет до 5
Упражнять в счете до 5; закреплять умение сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве. Логические задания с интернет-ресурсов.
3
Квадрат
Учить составлять квадрат из счетных палочек; упражнять в счете в пределах 5, учить соотносить число с цифрой или карточкой с кружками; учить ориентироваться на листе бумаги. Логические задания с интернет-ресурсов.
Октябрь
1
Сравнение предметов по длине
Учить сравнивать предметы по длине путем складывания пополам и с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 5; учить сравнивать числа и увеличивать число на единицу. Логические задания с интернет-ресурсов
2
Четырёхугольник
Познакомить с признаками четырехугольника; учить ориентироваться в пространстве; закреплять названия частей суток. Логические задания с интернет-ресурсов
3
Монеты
Закрепить порядковый счет; представления о вершинах и углах геометрических фигур. Дать представление о монетах. Логические задания с интернет-ресурсов
4
Состав числа из единиц (число 6)
Закрепить знания о монетах; совершенствовать знания о составлении числа из единиц; закреплять представления о геометрических фигурах. Логические задания с интернет-ресурсов
Ноябрь
1
Составление предметов из треугольников
Учить составлять конструкцию из 4 равнобедренных треугольников, ориентироваться на листе бумаги; упражнять в счете в пределах 6. Логические задания с интернет-ресурсов
2
Трапеция,
ромб
Учить классифицировать фигуры по разным признакам; познакомить с трапецией и ромбом; упражнять в счете в пределах 6; учить определять длину предметов на глаз. Логические задания с интернет-ресурсов
3
Число и цифра 7
Познакомить с образованием числа 7 и цифрой 7; учить считать в пределах 7, соотносить цифру с числом; упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости. Логические задания с интернет-ресурсов
4
Состав чисел из единиц (число 7)
Закрепить порядковый и количественный счет предметов; дать знания о составлении числа из единиц (число 7); закрепить представления о геометрических фигурах. Логические задания с интернет-ресурсов
Декабрь
1
Геометрические фигуры
Упражнять в счете в пределах 7; учить составлять четырехугольник из счетных палочек; учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах; закреплять понятия: «вчера», «сегодня», «завтра». Логические задания с интернет-ресурсов
2
Число и цифра 8
Познакомить с образованием числа и цифрой 8; учить соотносить цифру с числом; уметь считать в пределах 8; закреплять временные представления: «утро-вечер», «день-ночь». Логические задания с интернет-ресурсов
3
Измерение протяженности
Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 7; учить Логические задания с интернет-ресурсов
4
Далеко - близко
Учить делить квадрат на 4 части путем его складывания по диагонали, составлять предмет из 4 частей; измерять протяженность с помощью условной мерки; развивать представления «далеко», «близко». Логические задания с интернет-ресурсов
Январь
1
Измерение сыпучих предметов
Учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 8; развивать умение конструировать из заданных палочек; сравнивать предметы по длине, обозначать словами «длиннее-короче», «равные по длине». Логические задания с интернет-ресурсов
2
Цифра и число 9
Познакомить с образованием числа 9 и цифрой 9; упражнять в счете в пределах 9; учить увеличивать число на один; уметь сравнивать предметы по толщине, объясняя словами «толще-тоньше», «равные по толщине». Логические задания с интернет-ресурсов
3
Состав числа из единиц
(числа 8, 9)
Закрепить представления детей о толщине, ширине, длине предмета; дать знания о составлении числа из единиц (числа 8, 9); закрепить порядковый счет предметов в пределах первого десятка. Логические задания с интернет-ресурсов
4
Деление целого на равные части
Учить делить целое на равные части, показывать и называть части: «одна вторая», «одна четвертая», «половина». Логические задания с интернет-ресурсов
Февраль
1
Календарь
Познакомить с календарем, рассказать о разных видах календарей; упражнять в счете в пределах 9; продолжать учить различать и называть геометрические фигуры. Логические задания с интернет-ресурсов
2
Неделя
Познакомить с названием дней недели; закреплять знание частей суток; упражнять в измерении предмета, умении показывать часть, целое. Логические задания с интернет-ресурсов
3
Число и цифра 0
Познакомить с нулем; упражнять в счете; развивать умение сравнивать предметы по высоте, продолжать учить соотносить цифру с числом. Логические задания с интернет-ресурсов
4
Шар, куб
Формировать представления о геометрических телах: шар, куб; закрепить представление об отношениях целого и части при делении предмета на несколько частей. Логические задания с интернет-ресурсов
Март
1
Количественный счет. Геометрические тела.
Логические задания с интернет-ресурсов. Закрепить количественный счет предметов в пределах первого десятка; представления о геометрических телах; представления о ширине, длине, высоте предметов.
2
Месяц
Учить называть последовательно дни недели; познакомить с понятием «месяц»; упражнять в классификации геометрических фигур по разным признакам. Логические задания с интернет-ресурсов
3
Число и цифра 10
Логические задания с интернет-ресурсов. Познакомить с образованием числа 10; учить считать в пределах 10, соотносить цифру с числом; упражнять в обратном счете; учить составлять узор из геометрических фигур.
4
Состав числа из единиц
(число 10)
Совершенствовать знания о составлении числа из единиц (число 10); закрепить порядковый и количественный счет; знания о временных отношениях: неделя, месяц. Логические задания с интернет-ресурса\
Апрель
1
Геометрические
фигуры
Продолжать учить составлять фигуры из счетных палочек; упражнять в счете в пределах 10; классифицировать предметы по разным признакам. Логические задания с интернет-ресурсов
2
Ориентировка в пространстве
Логические задания с интернет-ресурсов. Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова «слева», «справа», «под», «между» и т.д.; упражнять в счете в пределах 10; учить называть «соседей» чисел.
3
Порядковый счет
и цифры
Логические задания с интернет-ресурсов. Закрепить порядковый счет предметов в пределах первого десятка; продолжать учить соотносить цифру с числом; учить называть «соседей» чисел.
4
Арифметические задачи на сложение
Логические задания с интернет-ресурсов. Дать представление об арифметической задаче и ее составляющих (условие, вопрос, решение, ответ); учить решать задачи на нахождение суммы.
Май
1
Временные отношения
Закрепить счет предметов до 10; знания о временных отношениях: неделя, месяц; знание о монетах и их размене. Логические задания с интернет-ресурсов
2
Арифметические задачи на вычитание
Дать представление об арифметической задаче и ее составляющих (условие, вопрос, решение, ответ); учить решать задачи на нахождение остатка. Логические задания с интернет-ресурсов
3
Отгадывание загадок.
Игра «чудесный мешочек»
Математические задачки в стихах
Закреплять навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10. Развивать умение описывать свойства фигур. Логические задания с интернет-ресурсов