kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной образовательной деятельности педагога по формированию элементарных математических представлений у детей 5-6 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа обеспечивает разностороннее развитие детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной образовательной деятельности педагога по формированию элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»



«СОГЛАСОВАНО»

Заведующий МБДОУ

«Детский сад «Теремок»

___________Р.Х. Бурганова





Введено в действие

Приказом заведующего

МБДОУ «Детский сад «Теремок»

«_____»__________20____г. №____

Рассмотрено и утверждено

на педагогическом совете

от «_____»__________ 20___г.

протокол №____

























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительной образовательной деятельности педагога

по формированию элементарных математических представлений у детей 5-6 лет

«Развивай - ка»



в соответствии с

ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Срок реализации: 2024 -2025 учебный год









Составитель программы:

Чупахина Инна Ивановна





г. Заинск, 2024 год



Содержание

1. Пояснительная записка

2. Цели, задачи программы

2. Содержательный раздел

Основные принципы и методические приём

Организационно-методическое обеспечение программы

3. Список литературы

Приложение - Перспективно-тематическое планирование










































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дополнительных образовательных услуг «Развивай -ка» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования и разработана на основе парциальных программ «Математика в детском саду» В.П.Новиковой, «Математика в детском саду» Л.В.Минкевич. Программа реализуется на базе МБДОУ «Теремок», в которых  утверждены основные принципы, цели и задачи.

Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Методика кружка «Развивай -ка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.

Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль математической логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.

Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Конституция РФ, ст. 43, 72.

• Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .

• Закон РФ «Об образовании в РФ» (2012г.).

• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным

общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного

образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа

2013 г. № 1014)

• СанПиН 2.4.1.3049-13

• Устав ДОУ.

• ФГОС ДО.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Целью программы кружка является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.

Задачи:

развитие логического мышления и творческих способностей

развитие математических способностей

развитие личностных качеств

развитие навыков самоконтроля и самооценки.

обучение самостоя­тельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения

овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)

Основными принципами программы математического кружка являются:

умственного развития дошкольника.

индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;

индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;

гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.

Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет детей и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.

В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.

На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами. Формируются важные качества личности, необходимые в школе: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.

Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального-дифференцированного подхода к детям.

Формы организации кружка:

Традиционные

Комбинированные

Практические

Игры, конкурсы

Методы:

Словесный метод (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)

Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)

Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)

Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,

Показ мультимедийных материалов

Возраст детей: дополнительная образовательная программа «Развивай -ка» рассчитана на детей 5 - 6 лет.

Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 год

Организация занятий: проводятся 1 раза в неделю во второй половине дня

Длительность занятий: 25 минут.

Ориентировочный состав группы – 15 человек.

Форма организации: подгрупповая.

Учебно - методическое обеспечение программы

Кружковая работа будет включать в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, театрализацию. Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.

Дидактические материалы:

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого мате­риала используются наглядные пособия следующих видов:

·        геометрические фигуры

·        наборы разрезных картинок

·        сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года

·        полоски, ленты разной длины и ширины

·        цифры от 1 до 9

·        игрушки

·        доска

·        ноутбук

·        чудесный мешочек

·        счётные палочки

·        предметные картинки

·        знаки – символы

·        игры на составление плоскостных изображений предметов

·        занимательные книги по математике

·        задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы

·        простые карандаши, цветных карандашей

·        линейки и шаблоны с геометрическими фигурами

·        счетный материал;                               

·        конспекты.

 Интернет-ресурсы

1. Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике

http://nsportal.ru

2. Занимательные задачки для дошкольника! –

http://www.baby.ru

3. Занимательная математика, занимательные задачи по математике. –  http://www.myadept.ru

4. Интересная математика и счет для дошкольников –

http://kazinopa.ru/matematika/interesnaya-matematika-i-schet-dlya-doshkolnikov/

5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников –  http://bib.convdocs.org/v14303

Основные принципы и методические приём

Преемственность.

Программа кружка предполагает:

Формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего школьного обучения.

Формирование личности ребёнка.

Основа для дальнейшего знакомства детей начальной школы математическими навыками.

КРИТЕРИИ МОНИТОРИНГА: В качестве контроля в конце каждого месяца работы проводится диагностика уровня развития детей с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа   строится исходя из основных задач каждого этапа.

Программа предусматривает содержание трех составляющих, с помощью которых педагог осуществляет свою работу с детьми в определенной системе и 
последовательности.  
1. Учебно-методические пособия для педагога, в которых даны развернутые методические рекомендации. Они не являются строгой инструкцией, а представляют собой необходимый для работы дидактический материал.  
2. Рабочие тетради с развивающими заданиями, при выполнении которых дети будут последовательно усваивать поставленные задачи.  
3. Рабочая тетрадь с диагностическими заданиями, с помощью которой определяется уровень усвоения программы каждым ребенком и степень эффективности данной методики.  
 







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Месяц

Неделя

Тема

Цель

Сентябрь

2

Счет до 5

Упражнять в счете до 5; закреплять умение сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве. Логические задания с интернет-ресурсов.


3

Квадрат

Учить составлять квадрат из счетных палочек; упражнять в счете в пределах 5, учить соотносить число с цифрой или карточкой с кружками; учить ориентироваться на листе бумаги. Логические задания с интернет-ресурсов.

Октябрь

1

Сравнение предметов по длине

Учить сравнивать предметы по длине путем складывания пополам и с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 5; учить сравнивать числа и увеличивать число на единицу. Логические задания с интернет-ресурсов


2

Четырёхугольник

Познакомить с признаками четырехугольника; учить ориентироваться в пространстве; закреплять названия частей суток. Логические задания с интернет-ресурсов


3

Монеты

Закрепить порядковый счет; представления о вершинах и углах геометрических фигур. Дать представление о монетах. Логические задания с интернет-ресурсов


4

Состав числа из единиц (число 6)

Закрепить знания о монетах; совершенствовать знания о составлении числа из единиц; закреплять представления о геометрических фигурах. Логические задания с интернет-ресурсов

Ноябрь

1

Составление предметов из треугольников

Учить составлять конструкцию из 4 равнобедренных треугольников, ориентироваться на листе бумаги; упражнять в счете в пределах 6. Логические задания с интернет-ресурсов


2

Трапеция,

ромб

Учить классифицировать фигуры по разным признакам; познакомить с трапецией и ромбом; упражнять в счете в пределах 6; учить определять длину предметов на глаз. Логические задания с интернет-ресурсов


3

Число и цифра 7

Познакомить с образованием числа 7 и цифрой 7; учить считать в пределах 7, соотносить цифру с числом; упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости. Логические задания с интернет-ресурсов


4

Состав чисел из единиц (число 7)

Закрепить порядковый и количественный счет предметов; дать знания о составлении числа из единиц (число 7); закрепить представления о геометрических фигурах. Логические задания с интернет-ресурсов

Декабрь

1

Геометрические фигуры

Упражнять в счете в пределах 7; учить составлять четырехугольник из счетных палочек; учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах; закреплять понятия: «вчера», «сегодня», «завтра». Логические задания с интернет-ресурсов


2

Число и цифра 8

Познакомить с образованием числа и цифрой 8; учить соотносить цифру с числом; уметь считать в пределах 8; закреплять временные представления: «утро-вечер», «день-ночь». Логические задания с интернет-ресурсов


3

Измерение протяженности

Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 7; учить Логические задания с интернет-ресурсов


4

Далеко - близко

Учить делить квадрат на 4 части путем его складывания по диагонали, составлять предмет из 4 частей; измерять протяженность с помощью условной мерки; развивать представления «далеко», «близко». Логические задания с интернет-ресурсов

Январь

1

Измерение сыпучих предметов

Учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 8; развивать умение конструировать из заданных палочек; сравнивать предметы по длине, обозначать словами «длиннее-короче», «равные по длине». Логические задания с интернет-ресурсов


2

Цифра и число 9

Познакомить с образованием числа 9 и цифрой 9; упражнять в счете в пределах 9; учить увеличивать число на один; уметь сравнивать предметы по толщине, объясняя словами «толще-тоньше», «равные по толщине». Логические задания с интернет-ресурсов


3

Состав числа из единиц

(числа 8, 9)

Закрепить представления детей о толщине, ширине, длине предмета; дать знания о составлении числа из единиц (числа 8, 9); закрепить порядковый счет предметов в пределах первого десятка. Логические задания с интернет-ресурсов


4

Деление целого на равные части

Учить делить целое на равные части, показывать и называть части: «одна вторая», «одна четвертая», «половина». Логические задания с интернет-ресурсов

Февраль

1

Календарь

Познакомить с календарем, рассказать о разных видах календарей; упражнять в счете в пределах 9; продолжать учить различать и называть геометрические фигуры. Логические задания с интернет-ресурсов


2

Неделя

Познакомить с названием дней недели; закреплять знание частей суток; упражнять в измерении предмета, умении показывать часть, целое. Логические задания с интернет-ресурсов


3

Число и цифра 0

Познакомить с нулем; упражнять в счете; развивать умение сравнивать предметы по высоте, продолжать учить соотносить цифру с числом. Логические задания с интернет-ресурсов


4

Шар, куб

Формировать представления о геометрических телах: шар, куб; закрепить представление об отношениях целого и части при делении предмета на несколько частей. Логические задания с интернет-ресурсов

Март

1

Количественный счет. Геометрические тела.

Логические задания с интернет-ресурсов. Закрепить количественный счет предметов в пределах первого десятка; представления о геометрических телах; представления о ширине, длине, высоте предметов.


2

Месяц

Учить называть последовательно дни недели; познакомить с понятием «месяц»; упражнять в классификации геометрических фигур по разным признакам. Логические задания с интернет-ресурсов


3

Число и цифра 10

Логические задания с интернет-ресурсов. Познакомить с образованием числа 10; учить считать в пределах 10, соотносить цифру с числом; упражнять в обратном счете; учить составлять узор из геометрических фигур.


4

Состав числа из единиц

(число 10)

Совершенствовать знания о составлении числа из единиц (число 10); закрепить порядковый и количественный счет; знания о временных отношениях: неделя, месяц. Логические задания с интернет-ресурса\

Апрель

1

Геометрические

фигуры

Продолжать учить составлять фигуры из счетных палочек; упражнять в счете в пределах 10; классифицировать предметы по разным признакам. Логические задания с интернет-ресурсов


2

Ориентировка в пространстве

Логические задания с интернет-ресурсов. Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова «слева», «справа», «под», «между» и т.д.; упражнять в счете в пределах 10; учить называть «соседей» чисел.


3

Порядковый счет

и цифры

Логические задания с интернет-ресурсов. Закрепить порядковый счет предметов в пределах первого десятка; продолжать учить соотносить цифру с числом; учить называть «соседей» чисел.


4

Арифметические задачи на сложение

Логические задания с интернет-ресурсов. Дать представление об арифметической задаче и ее составляющих (условие, вопрос, решение, ответ); учить решать задачи на нахождение суммы.

Май

1

Временные отношения

Закрепить счет предметов до 10; знания о временных отношениях: неделя, месяц; знание о монетах и их размене. Логические задания с интернет-ресурсов


2

Арифметические задачи на вычитание

Дать представление об арифметической задаче и ее составляющих (условие, вопрос, решение, ответ); учить решать задачи на нахождение остатка. Логические задания с интернет-ресурсов


3

Отгадывание загадок.

Игра «чудесный мешочек»

Математические задачки в стихах

Закреплять навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10. Развивать умение описывать свойства фигур.       Логические задания с интернет-ресурсов


4

Мониторинг

Логические задания с интернет-ресурсов






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чупахина Инна Ивановна

Дата: 15.09.2025

Номер свидетельства: 674233

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Программа внеурочной деятельности в начальной школе общеинтеллектуального направления"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_v_nachalnoi_shkole_obshcheintellektualnogo_na"
    ["file_id"] => string(6) "529060"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574875851"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства