Проект по театрализованной деятельности в старшей группе «Волшебный мир театра».
Проект по театрализованной деятельности в старшей группе «Волшебный мир театра».
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект по театрализованной деятельности в старшей группе «Волшебный мир театра».»
МКДОУ Доволенский детский сад №3
Проект
«Волшебный мир театра»
Старшая группа
Автор
Москвина Т.А.
2022
«Театр - это средство для общения людей,
для понимания их сокровенных чувств.
Это чудо, способное развивать в ребенке
творческие задатки, стимулировать развитие
психических процессов,
совершенствовать телесную пластичность,
формировать творческую активность;
способствовать сокращению духовной пропасти
между взрослыми и детьми».
К. С. Станиславский
Характеристика проекта:
Тип проекта: творческий, игровой, информационный, практико-ориентированный.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (январь – март 2022).
Режим работы: во время и вне занятий.
Место проведения: МКДОУ Доволенский детский сад №3, старшая группа.
Участники проекта: воспитатели Москвина Т.А., Бондарева Н.Н., дети, родители.
Возраст детей: 5 - 6 лет.
Актуальность проекта:
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. У ребенка появляется возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
После беседы с детьми, выяснилось, что многие еще ни разу не были в театре. Они не представляют, что это такое, кто там работает, для чего он нужен. Дети изъявили желание о нем узнать. Так возникла идея создания проекта «Волшебный мир театра».
Реализация проекта позволит сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
С помощью театрализованной деятельности в детском саду есть возможность познакомить ребенка с многообразием окружающего мира через сценические образы. Развитие «актерского мастерства» дошколят через многочисленные образы, звуки, краски помогает не только сформировать творческую личность, но и накопить опыт разных переживаний, развить речь ребенка, обогатить словарь. От выступления к выступлению, в процессе театрализованных игр, слушанья, просмотра спектаклей жизнь детей в дошкольном учреждении наполняется новым содержанием, яркими впечатлениями, положительными эмоциями от творческой деятельности.
Проблема:
У детей не развит интерес к миру театра, так как они почти ничего о нем не знают.
Слабое развитие творческих способностей детей в «актёрском мастерстве». Недостаточное внимание родителей и детей к театру. Поверхностные знания родителей или их отсутствие о разных видах театра.
Цели проекта:
Создание оптимальных условий для развития эмоционально - волевой, познавательной, двигательной сферы, речи, развитие позитивных качеств личности каждого ребенка.
Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к современной театральной деятельности, развитие у детей артистических способностей.
Задачи проекта:
Образовательные
Дать знания о театре как виде искусства; представления об особенностях разных театров (оперы, балета, кукол, драмы, сатиры, комедии, юного зрителя).
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, видах, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии. Показать значимость и необходимость каждой профессии в театре.
Закреплять основы норм поведения в театре.
Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей.
Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационную сторону речи, темп, выразительность речи.
Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
Ввести в активный словарь детей следующие понятия: актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер и т.д.
Обеспечивать взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием.
Приобщать детей и родителей к совместной дизайн - деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов.
Способствовать увеличению двигательной активности, направленной на развитие координаций движений, развитие крупной и мелкой моторики.
Продолжать знакомить детей с техникой безопасности при работе с ножницами, клеем при изготовлении атрибутов к играм.
Развивающие
Развивать творческое воображение, память, мышление, коммуникативные навыки дошкольников через различные виды театрализованной деятельности.
Развивать артистические навыки, познавательные способности детей, сценическое творчество детей и взрослых, способность самостоятельно выбирать жесты, нужную интонацию, выражение лица; подводить к умению самостоятельно импровизировать в создании нового образа, сюжета.
Развивать интерес к сценическому искусству (театральная игра).
Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
Развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их (ритмопластика).
Развивать творческое содружество в детско-взрослом коллективе.
Воспитательные
Воспитывать культуру речевого общения, уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности.
Воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их собственную театральную деятельность.
Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы.
Для родителей:
1. Вызвать у родителей желание посещать спектакли.
2. Расширить знания родителей о видах театра, правилах поведения в театре.
3. Побудить родителей к занятиям театральной деятельностью дома.
4. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра идать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.
Для педагога:
1.Способствовать творческой активности детей.
2. Создать условия для формирования у детей творческих способностей.
3. Вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс.
4. Развивать социально – профессиональную компетентность и личностный потенциал.
5. Развивать потребность в совместной с детьми и взрослыми театральной деятельности, а также в деятельности, направленной на творческое решение по подготовке спектаклей.
6. Обогатить уголок театрализованной деятельности.
Предполагаемый результат проекта:
- Укрепление связей между детским садом и семьёй.
- Повышение знаний в театрализованной деятельности с использованием художественной литературы для детей дошкольного возраста.
- Улучшение отношений между детьми.
- Укрепление связи между родителями и воспитателями.
- Знакомство родителей и детей с историей театра, его видами.
- Развитие артистических способностей детей.
- Развитие ребёнка по всем направлениям образовательной области художественно-эстетическое развитие с интеграцией в другие образовательные области (социально-коммуникативное; физическое; познавательное; речевое).
Дети:
- Любознательный, активный - проявляет интерес к ужезнакомым и новым для него произведениям. С любопытствомрассматривает иллюстрации к текстам, называет изображённых на них героев сказок.
- Эмоциональный, отзывчивый – подражает эмоциям взрослых и детей, чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками – понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки, в беседе о просмотренном спектакле, прочитанном произведении может высказать свою точку зрения.
- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила –чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
- Имеющий первичные представления – об особенностях театральной культуры, умеет адаптироваться в социальной среде.
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту мира природы – совершенствует умения разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театра, элементов костюмов, знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций.
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре.
- Овладевший необходимыми умениями и навыками – имеет представление о театре, театральной культуре; устройства театра; театральных профессиях (актер, гример, костюмер, звукорежиссер, декоратор и др.).
Воспитатели: - Организация педагогического поиска посредством реализации цели и задач проекта; - Повышение теоретического уровня профессионализма педагогов; - Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы;
- Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр;
- Установлен тесный контакт с родителями.
Родители:
- Расширение кругозора;
- Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями; - Развитие более глубокого понимания процесса обучения детей дошкольного возраста; - Возникновение доверия к воспитателям и педагогам детского сада.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Расширять представления детей об окружающем мире, профессиях.
Речевое развитие
Продолжать работу над развитием связной речи. Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию речи.
Использование средств интонационной речевой выразительности (сила голоса, интонация, ритм и темп речи).
Познакомить детей с художественной литературой, стихами, загадками. Заучивание стихов, отгадывание загадок по теме, чтение рассказов, беседы.
Художественно - эстетическое развитие
Формирование устойчивого интереса к изо-деятельности. Развивать чувство форм и композиции. Знакомить с простыми элементами узоров. Вызывать радость от созданного детьми изображения. Формировать навыки аккуратной работы.
Проявление интереса к предметам народных промыслов.
Социально - коммуникативное развитие
Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности.
Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности.
Представления о правилах согласованных действий и взаимоотношений.
Освоение правил и форм вежливого и доброжелательного отношения к сверстникам в детском саду.
Физическое развитие
Развивать мелкую и крупную моторику.
Мероприятия:
Развитие речи:
НОД «Что мы знаем о театре».
Беседа «Знакомство с театром».
Викторина «Мы любим сказки».
Загадки про театр.
Беседы:
«О театре», «История театра», «Что такое театр».
«Для чего нужен театральный реквизит?» «Что такое декорации?» (Планирование деятельности детей по созданию декораций, атрибутов к сказкам и сюжетно-ролевой игре «Театр»)
«Культура поведения в театре».
«Кто работает в театре».
Вопросы для обсуждения:
Для чего нужны билеты? Для чего нужны кулисы в театре? Нужна ли афиша? Где её лучше разместить? Как зрители узнают, что спектакль начинается? Для чего в театре буфет? Что было бы, если бы в театре не было гардероба?
Познавательное развитие:
НОД «Чудесный мир театра».
НОД «Путешествие в мир театра».
НОД «Театральные профессии».
НОД «Знакомство с театром».
«Какие бывают театры» (музыкальный, кукольный и др.).
Рассматривание изображений разных театров.
Просмотр презентации «В гостях у театра».
Просмотр иллюстраций об истории театра и театрального костюма.
Демонстрация иллюстраций театральных героев, рассматривание их костюмов.
Формирование основ безопасности:
Инсценировка по сказке «Кошкин дом» (по безопасности)
Рисование:
«Моя любимая сказка».
«Нарисуй свою афишу».
«Стоит в поле теремок».
«Украшаем театральный костюм для артиста».
«Декорации к сказке В.П. Катаева «Цветик-семицветик».
Аппликация:
«Три медведя» (коллективная).
«Волшебный занавес в театре».
«Театральная маска».
«Мышка – норушка» (конусная)
Лепка:
«Мой любимый герой сказок».
«Музыкальные инструменты».
«Театр на ложках» (налеп на пластмассовой ложке – герой сказки)
Настольно - печатная игра «Кому и что нужно для работы».
«Театральные профессии».
«Угадай кто?»
«Где мы были, мы не скажем».
«Займи свое место».
«Четвертый лишний».
«Угадай, что изменилось?»
«Угадай, чего не стало?»
Сюжетно-ролевая игры:
«Идем в театр».
«Мы готовим спектакль».
«Мы – артисты» (постановка хорошо знакомой детям сказки).
«В гости к трем медведям».
Словесные игры:
«Два – пять», «Один – много», «Составь предложение», «Телефон», «Подбери рифму», «Объяснялки» (с картинками), «Кто работает в театре?», «Я начну, а ты продолжи…».
Чистоговорки:
(см.папку)
Игра для развития мимики, жестов, голоса:
Обыгрывание мимикой и пантомимикой героев «Угадай героя».
Психогимнастические упражнения на изображение различных эмоциональных состояний.
«Читаем стихи с разным настроением», «Закончи предложение».
«Гимнастика для язычка», «Изобрази героя», «В гостях у бабушки», «Изобрази вкус яблока», «Измени голос», «Хитрый маленький зверек», «Веселый старичок – лесовичок» (интонации), «Как варили суп» (имитация движений).
Игры на развитие выразительной мимики.
Театрализованная деятельность:
НОД по театрализованной деятельности «Как стать актером».
НОД по театрализованной деятельности "Мы — актеры".
Драматизация русской народной сказки «Заяц – хвастун».
Показ настольного театра по сказке «Три медведя».
Сценка сказки: «Заюшкина избушка».
Разыгрывание по ролям стихотворения А.Апухтина «Кузнечик», Б.Заходер «Плачет киска…», И.Жуков «Киска», М.карим «Кто как считает?».
Сказка «Как коза избушку построила».
Этюды, игры, упражнения:
Разыгрывание этюдов по стихотворениям и потешкам.
Игры-превращения «Превратись в предмет».
Этюды – настроение.
Этюды на общение.
Игра «Садовник».
Этюды: «Дожди», «С платком», «Угадай настроение», «Говорящие предметы», «Возьми и передай», «Что случилось?», «Герои сказок оживают», «Угадай, что я делаю?».
Игровые упражнения: «Солнечный зайчик», «Царевна Несмеяна», «В центре круга», «Маленький народ».
Игра – пантомима:
«Кто живет в Африке?», «Пойми меня», «Утка», «Лиса»,
«Озорной щенок», «Щенок ищет», «Гордый петушок»,
«Угадай, кого покажу», Угадай, кого встретил щенок?»,
Игры на развитие плавных движений рук: «Ветерок», «Ленточки – поющие руки», «Волна», «Крылья».
Чтение художественной литературы:
Чтение стихотворений Агнии Барто «В театре», «Квартет».
С.Я.Маршак «В театре для детей».
Т.Я.Григорьева «Волшебный мир – театр».
И.В.Соколова «Театр кукол».
Заучивание стихотворения В. Степанова «Артист»:
«В кино снимается артист,
Артист играет роль.
В кино артист – то футболист,
То лётчик, то король.
Любых профессий и времён
Сыграть героя может он».
Работа с родителями:
Консультации:
- «Мир театра и ребенок»,
- "Развитие психо - эмоциональной сферы дошкольника через пантомиму",
- «Роль художественной литературы в развитии речи детей».
- «Как организовать театрализованную деятельность дома».
- «Сказкотерапия».
- «Домашний театр».
Папка-передвижка «Дети и театр».
Опрос для родителей.
Создание РППС по проекту (оказание помощи).
Совместное творчество с детьми «Театральная маска».
Оформление альбома «Театральные костюмы».
Методы и приемы:
- беседы о театре, объяснение театральных понятий, словесные инструкции, чтение художественной литературы;
- демонстрация наглядного материала (иллюстрации, плакаты, презентации, просмотры театральных произведений для детей с использованием ИКТ). - творческая деятельность (игровое творчество, песенное, импровизация на детских музыкальных инструментах); - экспериментирование;
- театрализованные, дидактические, настольно-печатные и сюжетно-ролевые игры, - игры-драматизации; - упражнения для эмоционального развития детей, по дикции, на развитие мимики, детской пластики; - репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок. Использование разнообразных средств: театральный уголок в группе, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации.
Форма реализации проекта:
- познавательные занятия;
- рассматривание иллюстраций;
- беседы, чтение художественной литературы;
- работа с наглядным материалом;
- игры, показ спектаклей;
-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка);
- тематическая выставка книг.
Предметно – развивающая среда:
- разные виды театров, костюмы, маски;
- художественная литература;
- иллюстрации…
Оборудование для педагога: ноутбук, фотоаппарат, видео- и аудиоматериалы, интернет.
Оборудование для детей: разные виды настольных театров, материалы для продуктивной деятельности (ИЗО-деятельности, аппликации, лепки), тематические наборы и игрушки для сюжетно – ролевых игр, маски, костюмы, атрибуты для театрализации.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный:
Планирование работы.
Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами театра, чтения стихов, интернет).
Учиться самостоятельно задавать вопросы, планировать свою работу.
Методы и приёмы:
Опрос.
Беседа: «Что я знаю о театре?»
Составление схемы «Модель трёх вопросов».
Что мы знаем о театре? Что мы хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?
Планирование (групповой сбор):
— Какие бывают театры? Чем они отличаются?
— Кто может поискать картинки о театрах и принести их?
— Кто может об этом узнать и рассказать всем?
— Когда вы нас познакомите с тем, что узнаете?
- Опрос детей на тему «Что я знаю о театре?»
- Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозируемый результат.
- Подбор материалов, игрушек, атрибутов, для игровой деятельности; дидактических игр, иллюстрированного материала, художественной литературы по теме «Волшебный мир театра».
- Создать развивающую среду по данной тематике (Стимулировать развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности детей).
- Подобрать и изготовить костюмы, атрибуты к постановке сказок (Создать условия для формирования интереса к театральному искусству).
- Подбор материала для продуктивной деятельности.
- Обсуждение проекта с родителями; выяснение возможностей, средств необходимых для реализации проекта.
- Составить перспективный план мероприятий.
2 этап. Основной (продуктивный, совместная деятельность с детьми).
Цель:
Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
Познакомить детей с историей возникновения театра, видами и т.д.
Изучение литературы, рассматривание иллюстраций, картинок…
Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей, театрализованная деятельность.
Деятельность по осуществлению проекта.
Сроки проведения
Непосредственно – образовательная деятельность
Совместная деятельность
Работа с родителями
24.01.22.
Понедельник
НОД «Знакомство с театром».
Словесная игра «Два – пять».
Подготовка информационного стенда для родителей по проекту.