kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правильная речь - залог успеха первоклассника. Консультация для родителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хорошая, развитая речь - это основа успешного обучения в школе. Ко времени поступления в школу устная речь  дошкольника должна быть сформирована и не отличаться от речи взрослого. Что включает в себя понятие "правильная речь"?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правильная речь - залог успеха первоклассника. Консультация для родителей»

ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ - ЗАЛОГ УСПЕХА ПЕРВОКЛАССНИКА.

Консультация для родителей


Хорошая, развитая речь – это основа успешного обучения в школе. Ко времени поступления в школу устная речь дошкольника должна быть сформирована и не отличаться от речи взрослых. 

Что включает в себя понятие «правильная речь»?

  1. Правильное звукопроизношение. Ребенок к 6-и годам должен выговаривать все звуки. Если у ребенка наблюдается нарушение звукопроизношения, не следует ждать, что «само пройдет», уже не пройдет, надо обратиться к логопеду.

 2. Сформированное фонематическое восприятие. Ребенок должен уметь различать звуки на слух, уметь определять первый, второй, третий, последний звук в слове, уметь из зву-ков составить слово, посчитать количество звуков, подбирать слова с заданным звуком в начале, середине, конце слова (Лампа, веЛосипед, пенаЛ), различать и повторять сочета-ния типа: ба-па-ба, вы-вы-фы.

3. Сформированный грамматический строй речи. Старший дошкольник должен уметь об-разовывать новые слова (воробей – воробушек, таракан – тараканище, варенье из черни-ки – черничное варенье), изменять слова (стул – стулья, дом – дома, ухо – уши), согласо-вывать слова (нет желтого мяча, пять лягушек, две лягушки)

4. Умение воспроизводить слова со сложной слоговой структурой.  Шестилетний ребе-нок должен уметь безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод, электрический, аквариум.

5. Богатый словарный запас. Будущий первоклассник должен быть уже знаком с време-нами года, их признаками, знать названия месяцев, дней недели, знать свои родственные связи. Активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова - действия, слова - признаки.

6. Развитая связная речь. Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь разгова-ривать полными предложениями. Уметь четко и последовательно рассказывать о чем-ли-бо, пересказывать об увиденном или услышанном. Основные акценты должны быть рас-ставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, состав-лять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.

О письме. Для того, чтобы у  ребёнка был красивый , ровный почерк  необходимо развивать мелкую моторику рук. У ребёнка 6-7 лет ещё недостаточно развиты мышцы кисти рук, наблюдается низкая координация движений, не закончилось окостенение за-пястья и фаланг пальцев. Поэтому этот возраст является очень благоприятным для раз-вития ручной умелости и графомоторных навыков.

О чтении. Учить  читать до школы можно, но учить  нужно правильно. Главная ошиб-ка родителей, когда они учат ребёнка читать  - это неправильное произношение звуков. Учите детей не буквам , а звукам, без призвуков (М, Н,Л, а не МЭ, ЭЛЬ, ЭН и т.д.).

В последний перед школой год нужно постараться преодолеть все недоработки пси-хологической подготовки  ребёнка к обучению в школе. Подумайте, умеет ли ваш ребё-нок внимательно слушать, отвечать на вопросы, подчиняться требованиям старших, всег-да ли доброжелательно относится к окружающим.

Умение правильно и хорошо говорить:

 1) значительно облегчит ребенку школьную адаптацию: он будет легче и свободнее об-щаться со сверстниками и учителями, чувствовать себя уверенно;

2) позволит ребенку лучше усваивать школьный материал: ребенок, который сам грамот-но выражает свои мысли, объяснения учителя понимает в полном объеме;

3) позволит ребенку успевать на «хорошо» и «отлично» практически по всем предметам: умение грамотно излагать свои мысли, позволит ребенку правильно пересказывать учеб-ный материал;

4) умеющий грамотно излагать свои мысли человек в любом возрасте производит впе-чатление более умного и грамотного.


Как нужно заниматься и на что обращать внимание,

чтобы ребенок научился хорошо говорить?

 1. Играйте в различные игры, развивающие фонематический слух. Например, «Города», по этому принципу игры на любую тему: «Продукты питания» (масло – оливки – икра – арбуз), «Одежда» и т.д. Игровые упражнения на слуховое внимание: «Хлопни, когда ус-лышишь мягкий согласный Ль, топни, когда услышишь твердый согласный звук Л», «За-помни и повтори в том же порядке 4 слова». Не путайте звук с буквой! Звук – то, что мы слышим и произносим, буква – то, что мы пишем и читаем.

2. Играйте в игры, формирующие грамматический строй речи: «Назови ласково (корова – коровушка, карман – кармашек)», «Маленький – огромный (таракан – тараканишка – та-раканище, воробей – воробьишка – воробьище), «Один – много (один самолет – много самолетов, один стул – много стульев)».

3. Чтобы научить ребенка отчетливо проговаривать сложные слова, чаще разучивайте и проговаривайте в разном темпе (от медленного до быстрого) различные скороговорки. От топота копыт пыль по полю летит. Проворонила ворона вороненка. Мама мыла Милу мылом. Во дворе трава, на траве дрова, дрова на траве, трава во дворе.

4. Увеличивайте словарный запас ребенка. В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними. Помните, чем больше запас слов у ре-бенка, тем больше возможности с помощью речи выразить наиболее точно свои мысли и чувства. Учите ребенка сравнивать, находить общее и различное в предметах, рисунках (корова – коза, стул – табуретка). Это упражнение развивает, как словарь, так и связную речь.

5. Поощряйте у ребенка стремление задавать вопросы. Составляйте вместе с ребенком рассказы по   картинкам. Сначала начните вы, затем попросите ребенка продолжить рас-сказ. Обратите внимание, передает ли ребенок главную мысль, описал ли второстепен-ные детали, или рассказ не получается. Учите с ребенком стихотворения наизусть!

 

На что также следует обращать внимание родителям

будущих первоклассников?

1. Развитие мелкой моторики кистей рук. Пусть ваш ребенок больше рисует, лепит, рабо-тает с ножницами, играет в мозаику, шьет и вышивает и т.п.

2. Умение четко ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве. Учи-те ребенка определять где “правая” и “левая” сторона в различных условиях, положениях тела (на своем теле, в отражении зеркала, у человека, стоящего к нему лицом, спиной), уметь находить на листе бумаги верхний левый угол, нижний правый угол, середину и т. д. Узнавать предметы, буквы в разных положениях.

3. Чувство ритма. Учите ребенка отстукивать, отхлопывать заданный ритмический рису-нок.

4. Развитый кругозор. Ребенок должен ориентироваться в днях недели, во временах года, уметь классифицировать предметы по разным темам (игрушки, транспорт, овощи, ме-бель и т.д.).

5. Ваш ребенок умеет читать? Не останавливайтесь на достигнутом! Обязательно читайте каждый день, но только вслух! Помните, что сейчас для ребенка чтение – это очень сложный труд. Поэтому не заставляйте его читать долго, давайте отдых, во время кото-рого читайте ребенку сами. Всегда учитывайте, что возможности малыша самому прочи-тать не удовлетворяют его читательских запросов. Он по-прежнему с удовольствием слу-шает чтение взрослых!

 

Успехов Вам и терпения, уважаемые родители!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правильная речь - залог успеха первоклассника. Консультация для родителей

Автор: Коркина Марина Георгиевна

Дата: 13.06.2025

Номер свидетельства: 671588


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства