Практико-ориентированный проект «Чем пахнут ремесла?»
Аннотация
Актуальность
Проблема приобщения к социальному миру является одной из актуальных в процессе становления личности ребёнка-дошкольника, особенно у ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Одна из основных задач, которую определяет Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – социально-коммуникативное развитие ребенка и формирование у него этой базовой компетентности.
Социально-личностное развитие понимается как процесс формирования у ребенка различных социальных умений, способствующих личностному росту ребенка. Одним из направлений этой работы является расширение и обогащение социального опыта дошкольников средствами «социального туризма». Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, его активного взаимодействия с окружающим миром.
Уже в дошкольном возрасте необходимо сформировать у детей представление о многообразии профессий, социальных ролей человека, познакомить с правилами и нормами жизни в обществе, дать возможность «примерить» на себя модели поведения, социальные и профессиональные роли, которые помогут им адекватно реагировать в конкретных жизненных ситуациях.
Для игровой деятельности наших воспитанников - детей с ограниченными возможностями здоровья характерно неумение без помощи взрослого придумать и развернуть сюжетно-ролевую игру. Игра отличается скудостью развития сюжета, диалогов, шаблонностью действий. Дети не всегда способны контролировать свое поведение, демонстрируя при этом невысокую познавательную и коммуникативную активность.
Цель: Развитие познавательно-речевой активности ребенка на основе ознакомления с профессиями и объектами ближайшего социума и получения социального опыта.
Мы постарались Проблему формирования познавательной, а так же социально-коммуникативной компетентностей дошкольников мы попробовали решить в рамках проекта «Чем пахнут ремесла?»
Задачи:
- Воспитывать уважительноеотношение к труду и желание помогать.
-  Развивать связную речь детей. 
-  Развивать творческие способности детей. 
- Способствовать переживанию положительных эмоций в совместных играх.
- Паспорт проекта Название проекта: «Чем пахнут ремесла?» Объект проектной деятельности: социально-коммуникативное и познавательное развитие Предмет: профессиональная деятельность взрослых Участники проекта: группа детей компенсирующей направленности 6-7 лет (дети с ОВЗ), педагоги группы, музыкальный руководитель ДОУ. Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный Срок реализации проекта: сентябрь - май 2016г. Конечный продукт проекта: игра-викторина «У каждого дела 
 запах особый».Гипотеза. создание доступных условий и организация практического знакомства с социумом позволяет детям с ОВЗ усвоить социальный опыт гораздо быстрее и прочнее. Планирование деятельности педагогов Определение цели и задач проекта. Разработка алгоритма деятельности по проекту; Организация предметно-развивающей среды по теме проекта. Выставка детских книг о профессиях. Подбор литературного, музыкального материала. Планирование деятельности с детьми Рассматривание иллюстраций и фотографий, семейных фотографий взрослых, связанных с их трудовой деятельностью. Разучивание стихов, песен с детьми. Организация игровой деятельности. Организация продуктивной деятельности. НОД по плану. Режимные моменты - интеграция разных видов деятельности. Обязательным элементом воспитания и развития детей являются беседы о труде и трудовое воспитание. Это ежедневная практическая помощь взрослым в детском саду, дома, на улице, в общественных местах и транспорте. Планирование деятельности совместно с родителями Консультация «Воспитание у детей любви и уважения к труду родителей, членов семьи» Обсуждение с родителями плана работы над проектом Оформление фотогазеты «Профессии наших мам и пап» Подведение итогов. В ходе работы над проектом - Оформлены тематические выставки в книжном уголке, подготовлена атрибуты к сюжетно-ролевым играм (в сотрудничестве с членами семьи, родителями). - Дети познакомились с местами ближайшего социального окружения, в которых никогда прежде не бывали и профессиями, о которых ранее только слышали. - Словарь воспитанников пополнился новыми словами, смысл которых им стал понятен. Проект включает три этапа: подготовительный, этап реализации, этап подведения итогов.
-  Результаты Заключительная игра-викторина, проведенная в рамках проекта «Чем пахнут ремесла?» позволила нам сделать следующие выводы: У дошкольников с ограниченными возможностями здоровья подготовительной группы на достаточном уровне сформированы компоненты социальной, коммуникативной и профессиональной компетентностей, а именно: - появились устойчивые представления о профессиях и занятиях взрослых, о необходимости уважать труд взрослых. - повысился уровень познавательной активности, многие термины и явления окружающего мира стали ближе и доступнее. У детей сформировались: - представления о правилах поведения в общественных местах - понимание детьми настроения партнера на вербальном и невербальном уровне; понимание ребенком последствия своих и чужих поступков в играх и бытовых ситуациях - отношение толерантности, соучастия - умение находить решение в конфликтных и проблемных ситуациях - умение принимать участие в коллективных делах, выполнять трудовые поручения. Фактически, задачу социализации на данном этапе можно считать выполненной, так как у детей группы наблюдается интерес, наличие внутренней мотивации и собственного желания вести себя социально приемлемым образом. По результатам наблюдений также мы отметили, что родители с интересом приняли участие в проекте, пополняя развивающую среду группы. Родители беседовали с детьми, задавали им вопросы, побуждая их к размышлению и рассуждению, способствуя развитию их познавательных навыков. Литература 
-  Михеева, Е.В. Современные технологии обучения дошкольников /авт.-сост. Е.В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013. -223 с. 
-  От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 3-е изд., испр. и доп.М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. 368 с. 
-  Шипицына Л.М., Защиринская О.В., и др. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 384 с. 






 
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
         
	 
     
                                     
                                     
                                     
                                    