Развитие речи «Все профессии нужны, все профессии важны» Цель: систематизировать знания о профессиях. Образовательные задачи: — Расширение и уточнение представлений о профессиях людей, о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях; — учить образовывать сущ. во мн.ч.; —Закреплять навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. — формировать навыки словообразования и словоизменения; —закреплять умение соотносить своё описание с рассматриваемым объектом. —Расширение и активизация словаря по теме «Профессии». Развивающие задачи: — развивать связную речь; — развивать речевой слух; — развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога) —зрительного восприятия и внимания; —тонкой, общей моторики; —координации речи с движением. Воспитательные задачи: — воспитывать уважение к труду взрослых; — воспитывать самоконтроль за речью; —формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, ответственности; —развивать внимание, память, мышление. Предварительная работа: — составление СПП на индивидуальных занятиях; — чтение и беседа: В.Маяковский «Кем быть», С Маршак «Пожар»; — беседа о профессиях машиниста, врача, строителя, инженера, швеи и других профессиях, рассматривание иллюстраций и фотографий людей, разных профессий. Оборудование: конверт с письмом от учителя, карточки для игры «Кому, что надо для работы», Демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий; схема для составления описательного рассказа. Ход занятия: Организационный момент: Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей) В: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом. (Игра на общение) Станем рядышком по кругу Скажем «здравствуйте! Друг другу Нам здороваться ни лень Всем «привет» и «добрый день» Если каждый улыбнется Утро доброе начнется — ДОБРОЕ УТРО!!! Вос.: Дети, в детский сад пришло письмо от одной учительницы. Зовут её Татьяна Александровна. Послушайте, о чём она пишет. «Я дала своим первоклашкам такое задание — рассказать о профессии мамы или папы. И вот что получилось……» Варя, 7 лет: Мою маму зовут Ирина Сергеевна. Она работает врачом на стройке. Она готовит очень вкусные щи и печёт торты. Моя мама очень любит свою работу. Я горжусь своей мамой. Когда я вырасту, я тоже буду врачом и буду как мама управлять кораблём…… Дима, 7 лет: Мой папа работает строителем. Строитель работает в школе, он учит детей грамотно писать. У него очень важная работа. Для работы папе обязательно нужны: белый халат, шприц и ножницы. Когда я вырасту, я тоже буду строителем. Я тоже как папа хочу лечить людей…… Вос.: Ребята, вы всё поняли, что рассказали Варя и Дима о профессиях своих родителей??? (Ответы детей). Вы тоже скоро пойдёте в первый класс. Чтобы с вами такого не произошло — мы сегодня с вами поговорим о профессиях. Я надеюсь, что ваши рассказы будут более чёткие и понятные. Вос.:Дети, как вы думаете, что такое профессия? Вос.: Многие люди умеют шить, выращивать овощи и фрукты, сделать из доски скамеечку. Но когда человек делает это для себя или своих близких, не считается, что это его профессия. Вос.: Профессией называют только ту работу, которую человек делает для людей. Чтобы освоить какую — нибудь профессию, надо много знать, уметь. А для этого надо учиться, изучать специальную литературу. Человек имеет право выбирать ту профессию, которая ему нравится, которая доставляет радость. А когда работа нравится, она выполняется легко и качественно. Вос.: Ребята, как вы уже поняли, беседовать мы с вами будем о профессиях. 1. Игра «Закончи предложение»:Дети, давайте поиграем с вами, я буду начинать предложение, а вы заканчивайте. Строит здания … строитель. Поезд водит … машинист. На тракторе пашет … тракторист Самолётом правит … лётчик. Пишет красками …художник. В машине возит груз …шофёр. Доит коров только … доярка. В шахте трудится … шахтёр. От болезней лечит … врач. Красит стены нам … маляр. В школе учит нас … учитель. Песни нам поёт … певец. Кто всех знает … МОЛОДЕЦ!!! Вос.: Молодцы, ребята, справились с заданием. Все профессии нужны, все профессии важны. Главное – нужно хорошо выполнять любимую работу. Вос.: Профессий очень много, некоторые вы знаете, а про многие даже и не слышали. - Подумайте, что делает человек, который работает оленеводом? Хлеборобом? Змееловом? Пчеловодом? Конструктором? Чертежником? Крановщиком? Охранником? Экономистом? (ответы детей) Вос.: Легко догадаться, так как в самом слове уже есть подсказка, и легко отгадать, что делает человек. Но есть профессии, которые надо знать, а отгадать по названию, что человек делает, невозможно. Попробуйте отгадать, какую работу выполняют дизайнер? Юрист? Менеджер? Прораб? (ответы детей) Вос.: Названия профессий мы вспомнили. А сейчас давайте вспомним кому, что нужно для работы. 2. Игра «Кому что надо для работы» (работа с карточками): машина, корабль, градусник, указка и книги, строительная каска и мастерок, кастрюли, газеты и письма, ножницы и иголки. Вос.: Психогимнастическое упражнение. Ребята, каждый из вас должен выбрать любую профессию и изобразить ее не только действием, но и мимикой. Как вы покажете музыканта,шофера, художника, парикмахера, врача, строителя, пожарника, учителя, доярку, летчика, полицейского, певца и т.д. Вос.: Дети, а сейчас вы мне расскажите каким должен быть человек той или иной профессии. 3. Игра «Подбери признак»: строитель (какой?) …., врач, доярка, учитель, художник, продавец, повар, полицейский, пожарный, спортсмен, воспитатель и т.д. Вос.:Ребята, каким должен быть человек той или иной профессии вы мне сказали. А сейчас скажите, что должен уметь делать человек той или иной профессии. 4. Игра «Кто что делает?»: строитель, врач, доярка, дворник, шофёр, учитель, пожарный, продавец, повар, воспитатель, музыкант, художник и т. д. Физкультминутка «Профессии» Мы в профессии играли (ходьба на месте) В миг мы лётчиками стали! (прямые руки в стороны) В самолёте полетали (покружиться вокруг себя) И шофёрами вдруг стали! (ходьба на месте) Руль теперь в руках у нас (руки перед собой, «держим руль») Быстро едем, просто класс! (бег вокруг себя с рулем) А теперь на стройке мы (ходьба на месте) Кладём ровно кирпичи. (руки перед собой согнуты в локтях) Раз- кирпич и два, и три – Строим дом мы, посмотри! (соединить прямые руки над головой) Вос.: Профессий очень много. Ту или иную профессию может выбрать как мужчина, так и женщина. 5. Игра «Женская и мужская профессии»: учитель — учительница художник — художница певец — певица портной — швея повар — повариха продавец — продавщица спортсмен — спортсменка пианист — пианистка ткач — ткачиха Вос.: Дети, нет только мужской или только женской профессии. Наши мамы разные важны, Мамы разные нужны. Папы – тоже разных профессий мастера, И вы ими станете, придет пора. Вос.: Любую профессию может выбрать как мужчина, так и женщина. Поэтому специалистов разных профессий может быть очень много……. 6. Игра «Один — много«: водитель — водители лётчик — лётчики машинист — машинисты капитан — капитаны врач — врачи учитель — учителя строитель — строители почтальон — почтальоны швея — швеи пекарь — пекари продавец — продавцы художник — художники Вос.: А сейчас мы с вами исправим ошибки ребят, которые они допустили при составлении своих рассказов… 7. Игра «Исправь ошибку»: Строитель управляет самолётом. Пожарный лечит людей. Швея красит дом. Почтальон разносит почту. Дворник варит обед Водитель управляет поездом. Машинист строит дома. Строитель шьёт одежду. Повар учит детей грамотно писать. Вос.: А сейчас “Кто лучше расскажет о своей профессии” Дидактическая игра Воспитатель. - Ребята, на доске висит схема. Она поможет нам составить рассказ о профессии. Ув руках находятся картинки с изображением людей разных профессий. Тот кто выходит к доске вытягивает картинку. Вам нужно рассказать о том, что делает человек этой профессии, объяснить, что нужно знать и уметь, чтобы быть хорошим профессионалом. Это парикмахер. Он работает в парикмахерской. Парикмахер подстригает людей и делает им красивые модные прически. Для работы ему нужны: ножницы, расчески, фен, бигуди, духи. Это врач. Он работает в больнице. Врач осматривает больных, лечит их. Для работы ему нужны халат, градусник, лекарства. Это учитель. Он работает в школе. Учитель учит детей. Для работы ему нужны доска, мел, учебники, рабочие тетради. Это строитель. Он работает на стройке. Строитель строит здания. Для работы ему нужны кирпичи, бетон, цемент, лопаты, краска. (Рассказы детей) - Какие вы молодцы, все правильно и интересно рассказали. 9. Итог занятия: Вос.: Ребята, о чём мы сегодня с вами говорили? Я надеюсь, что вы не допустите ошибок, когда будете в школе составлять рассказы о профессиях своих родителей. Строитель нам построит дом, И мы в нем дружно заживем. Костюм нарядный, выходной Искусно нам сошьет портной. Даст книги нам библиотекарь, Хлеб испечет в пекарне пекарь, Учитель выучит всему – Научит грамоте, письму. Письмо доставит почтальон, А повар сварит нам бульон. Я думаю, ты подрастешь И дело по душе найдешь! Худ тв апплик "Кому что нужно для профессии" Цель: Учить детей составлять изображение расчески из коротких полосок бумаги. Задачи: Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Воспитывать привычку следить за своим внешним видом, пользоваться расческой. Методические приемы: беседа, загадки, игровые упражнения. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Профессии», Д/и «Кому что нужно для работы» Материал и оборудование: ½ листа бумаги, контур расчески без «зубчиков», цветные полоски, ножницы, клей, кисть, клеенка, салфетка. Ход занятия: В: Ребята сегодня мы поговорим с вами о профессиях. Отгадайте загадки: Скажи, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты ,Все завтраки, обеды? (Повар) Если заболело ухо, Если в горле стало сухо, Не пугайся и не плачь ,Ведь тебе поможет. (врач). Разгребает снег лопатой, Подметает двор метлой. Догадались ли, ребята, Кто следит за чистотой? (Дворник) Нужно волосы детишкам расчесать, укоротить. Ну, а храбрым всем мальчишкам их машинкою подстричь. Позабудьте все о страхе, подстрижет вас (парикмахер). В: Вы молодцы! Вы все правильно отгадали. Как вы думаете, а какая профессия самая важная, самая главная? Ответы детей. В: Ребята, нет главной профессии, все профессии нужные и важные. Вы любите играть в парикмахера? Как вы считаете – это хорошая профессия? Почему?(Ответы) А каким инструментом работает парикмахер вы узнаете, отгадав загадку: Ручка есть, а ножек - нет. А зубов - не счесть! Но не нужен ей обед. Не акула и не тигр, Не для кухни, не для игр, "Для чего? - тогда вопрос- Ну, конечно, для волос! "Зубы - длинные полоски, А зовут её. (расческа) Верно, ребята, давайте выполним аппликацию расчески. У каждого из вас на столе лежат картонные заготовки, детали аппликации и лист бумаги. Нам нужно нарезать из цветной бумаги зубчики для расчески. Из готовых полосок (зубчиков) собираем расческу. Давайте, вспомним как правильно работать с ножницами (ответы детей). Физкультминутка: Быстро голову помыли (имитируют мытье головы шампунем) Расчесали, посушили (сначала пальцами рук расчесывают голову, потом поглаживают) Взяли ножницы, расческу (показывают пальцами рук ножницы и расческу) Вот и сделали прическу. (руки в стороны, как бы красуясь) В.: Приступаем к работе. Набираем клей на кисточку и намазываем полоски с белой стороны на клеенке. Аккуратно приклеиваем и прижимаем салфеткой каждый "зубчик". Во время работы воспитатель помогает детям, которые испытывают затруднения. в конце занятия рассматривают все вместе готовые расчески. Посмотрите, какие замечательные расчески у вас получились. Молодцы! Итог: –Чем мы занимались сегодня ?(ответы детей) – Мы расчески смастерили, Зубья крепко прилепили, Катя расческу - выбирай, Береги и не ломай! Музыка по плану муз руководителя |