Просмотр содержимого документа
«Памятка для родителей «Развиваем произвольное внимание у будущего школьника».»
Памятка для родителей«Развиваем произвольное внимание у будущего школьника».
Уважаемые родители! Скоро ваш ребенок пойдет в школу, и произвольное внимание станет одним из главных его «помощников» в учебе. Это внимание, которое управляется силой воли и целью (например, «мне нужно сосредоточиться и решить эту задачу»), в отличие от непроизвольного, которое привлекается чем-то ярким и интересным. Предлагаем вам простую и эффективную систему игр, которую легко вы можете вплести в повседневную жизнь. Занимайтесь с удовольствием, и результат не заставит себя ждать! Главные правила: 1. Хвалите за усилия! Важен не только результат, но и то, как долго ребенок старался. 2. Начинайте с простого. Усложняйте игры постепенно, чтобы не отбить интерес. 3. «Лучше меньше, да лучше». 10-15 минут ежедневных игр эффективнее, чем час раз в неделю. 4. Прерывайтесь на пике интереса. Так ребенок сохранит желание играть в следующий раз. Игры: «Сосредоточенные детективы»на развитие концентрации и устойчивости.«Юный корректор» Понадобится старая газета или журнал с крупным текстом, цветной фломастер. Дайте задание: «Зачеркни во всем тексте все буквы «А» (или «К», «О»). Можно усложнить: «Букву «А» зачеркни, а букву «С» — обведи в кружок». Чем полезно: учит долго удерживать внимание на монотонной задаче. «Найди и покажи» Нужны картинки; «Найди предметы», «Найди отличия». Просим ребенка найти на сложной картинке конкретные предметы («Найди все чашки») или все отличия между двумя картинками. Чем полезно: тренирует концентрацию и умение не отвлекаться на другие детали. «Цифровой лабиринт». Нужен лист бумаги с нарисованными вразброс цифрами от 1 до 20 (зависит от уровня развития ребенка). Ребенок должен найти и показать цифры по порядку. Чем полезно: развивает и внимание, и знание числового ряда. Игры: «Внимательные ушки» на развитие слухового внимания.«Слушай команду!» Понадобится ваше воображение. Дайте ребенку лист бумаги и карандаш. Диктуйте простую команду: «Нарисуй в центре круг, в правом верхнем углу – квадрат, под кругом – треугольник». Скорость и сложность команд увеличивайте постепенно. Чем полезно: учит удерживать и выполнять сложную инструкцию, что критически важно на уроках. «Съедобное – несъедобное» (усложненная версия). Кидайте мяч, называя слова. Ребенок должен ловить мяч только на «съедобном», а на «несъедобном» — отбивать. Можно поменять правила: ловить на то, что летает, и отбивать на то, что ползает. Чем полезно: тренирует быстрое переключение внимания и реакцию. Игры: «Память и порядок» на развитие объема и распределения внимания.«Что исчезло?» Понадобятся 5-7 небольших игрушек или предметов (ложка, пуговица, машинка). Разложите предметы на столе. Ребенок запоминает их, затем закрывает глаза. Вы убираете один (или меняете два местами). Ребенок должен угадать, что изменилось. Чем полезно: увеличивает объем внимания и тренирует зрительную память. «Делай как я!» Прохлопайте ритмичный рисунок ладошами (например, «хлоп-хлоп-пауза-хлоп»). Ребенок должен его повторить. Усложняйте, добавляя стук ногой, щелчки пальцами. Чем полезно: учит распределять внимание между слухом и движением.
Игры: «Двигаемся и думаем» на развитие переключения и контроля.«Замри-отомри» Включаем веселую музыку. Пока играет музыка – ребенок танцует, как только музыка замолкает – он должен замереть в той позе, в которой его застала тишина. Можно добавить второй сигнал (например, хлопок), по которому нужно продолжить движение. Чем полезно: тренирует умение быстро переключаться между действиями и контролировать свои импульсы. «Светофор». Понадобятся три кружка из цветной бумаги (красный, желтый, зеленый). Объясните ребенку правила: на красный цвет – стоять на месте, на желтый – хлопать в ладоши на месте, на зеленый – шагать на месте. Показывайте кружки вразнобой, постепенно ускоряя темп. Чем полезно: отлично развивает навык следования правилу и переключения между задачами.
Важно! Если вы видите, что какое-то задание дается ребенку слишком тяжело, он нервничает и отказывается, — отложите его. Вернитесь к более простому варианту.
Цель — не «пройти» все игры, а мягко и постепенно тренировать нужные навыки.