Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие памяти и речи ребенка. Одним из наиболее действенных методов развития детей является заучивание стихотворных строк, которое расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека. В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть, является важным воспитательным и обучающим моментом.
Когда малыш учит стихи – развивается его речь, воображение, мышление, память, чувство прекрасного, эстетическое восприятие художественного слова, расширяется кругозор и словарный запас, формируется общий уровень культуры.
В младшем дошкольном возрасте запоминание носит в основном непроизвольный характер. Это - непроизвольное запоминание. В старшем дошкольном возрасте детей необходимо учить запоминанию, это требование, поскольку ребѐнок еще не умеет сам прилагать волевых усилий для произвольного, намеренного запоминания. Произвольное запоминание - это внутренняя, интеллектуальная работа, которая помогает более быстрому, чем при непроизвольном запоминании, обогащению речи ребѐнка, интенсивнее развивает эстетические чувства и укрепляет память. Как же учить детей произвольному запоминанию? Этот вопрос стал для меня главным, значимым в обучении заучивания стихотворений. На основе наблюдений за детьми выяснила, что традиционные приѐмы произвольного запоминания стихотворных текстов (методика Л.П. Федоренко:
повторение текста, припоминание текста) вызывали трудности, такие как:
потеря, искажение смысла стихотворения;
изменения порядка слов, что нарушает художественную форму;
длительность процесса заучивания (запоминания);
припоминание, а при припоминании текста, теряется интонационная выразительность;
Тогда я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных методик заучивания стихотворений, которые помогают развиваться не только посредством запоминания, но и получать от этого огромное удовольствие. А так же позволяют ребѐнку проявить фантазию, сократить время на заучивание, способствуют развитию творческих способностей, помогают учитывать его индивидуальные способности
1способ.Учимстихи построчно.
Дети собираются в кружок, педагог читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке со словами: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего и так до конца». «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой – короткие.
Применяя этот способ, попробуем выучить стихотворение «Дни недели». В зоопарке крокодил
В гости каждый день ходил:
В понедельник к мишке, А во вторник к мышке,
В среду к льву, в четверг к бобру, В пятницу к двум кенгуру,
К буйволу ходил в субботу, В воскресенье – к бегемоту. А пришел к нему сосед –
Крокодила дома нет.
способ.Мнемотехника.
Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих
процесс запоминания информации. Примером может служить всем знакомая фраза: «Каждый
охотник желает знать, где сидит фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. Для того чтобы выработать у детей раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворения зарисовываются схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы.
способ.Учимстихивдвижении.
Большинство детей знакомятся с первыми стишками хлопая ручками в такт потешки про ладушки. Дети быстро растут и такие простые движения со стишками становятся им не интересны. Но все же стихи с движениями очень важны для развития детей. Они помогают развить чувство ритма, улучшить координацию и сделать небольшую зарядку. Для этих стишков не нужно никакое музыкальное сопровождения и разучить их со своим ребенком может любая мама.
Применяя этот способ, педагог выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Воспитатель показывает, какие движения дети будут изображать на слова текста. Такие стихи с движениями можно читать много раз в день, и дети часто сами повторяют его, «приспосабливая» под любые игры. Главное, чтобы дети представляли все предметы и действия с ними. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы.
«Зимниезабавы»
Мы бежим с тобой на лыжах, Снег холодный лыжи лижет. (изображают ходьбу на лыжах) А потом – на коньках,
(изображают бег на коньках) Но упали мы. Ах!
(падают)
А потом снежки лепили,
(стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями) А потом снежки катили,
(катят воображаемый комок)
А потом без сил упали (падают)
И домой мы побежали. (бегут по кругу)
«Зимняяпрогулка».
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идѐм» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Ведѐм указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещѐ в снегу валялись. (Кладѐм ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки одну об другую)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, потом руки под щечку)
способ. Театральный.
Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой.
Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение.
Для детей 4-го года жизни интересной будет сценка, представленная в настольном театре кукол или в перчаточном. Дети 5-го года жизни разыграют стихи и в пальчиковом, и в перчаточном театре, и в лицах. Детям 6-го года жизни можно предложить самим выбрать вид театра, включая и
«театр перед микрофоном». При этом придется постепенно выучить стихотворение: сначала диалог персонажей, а затем и слова автора.
Еще можно предложить детям представить ступеньки лестницы и на этих ступенькам «разложить» весь текст стихотворения, а потом медленно шагать по ступенькам и читать стихотворение.
Практически все методы и приѐмы заучивания текстов в равной степени интересны детям. При этом наиболее эффективными оказываются те, которые соответствуют индивидуальным особенностям детей. Для большинства детей ведущим является зрительный метод запоминания. Двигательный метод, в основном, используется как вспомогательный, главным образом, с целью развития координации речи с движениями, чувства ритма, и в свою очередь, также способствует более качественному запоминанию текста.