kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Нестандартные подходы в работе воспитателя к заучиванию стихотворения детьми дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В дошкольном возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть, является важным обучающим и воспитательным моментом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Нестандартные подходы в работе воспитателя к заучиванию стихотворения детьми дошкольного возраста»»

«Нестандартные подходы в работе воспитателя к заучиванию стихотворения детьми дошкольного возраста»

Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие памяти и речи ребенка. Одним из наиболее действенных методов развития детей является заучивание стихотворных строк, которое расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека. В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть, является важным воспитательным и обучающим моментом.

Когда малыш учит стихи – развивается его речь, воображение, мышление, память, чувство прекрасного, эстетическое восприятие художественного слова, расширяется кругозор и словарный запас, формируется общий уровень культуры.

В младшем дошкольном возрасте запоминание носит в основном непроизвольный характер. Это - непроизвольное запоминание. В старшем дошкольном возрасте детей необходимо учить запоминанию, это требование, поскольку ребѐнок еще не умеет сам прилагать волевых усилий для произвольного, намеренного запоминания. Произвольное запоминание - это внутренняя, интеллектуальная работа, которая помогает более быстрому, чем при непроизвольном запоминании, обогащению речи ребѐнка, интенсивнее развивает эстетические чувства и укрепляет память. Как же учить детей произвольному запоминанию? Этот вопрос стал для меня главным, значимым в обучении заучивания стихотворений. На основе наблюдений за детьми выяснила, что традиционные приѐмы произвольного запоминания стихотворных текстов (методика Л.П. Федоренко:

повторение текста, припоминание текста) вызывали трудности, такие как:

  • потеря, искажение смысла стихотворения;

  • изменения порядка слов, что нарушает художественную форму;

  • длительность процесса заучивания (запоминания);

припоминание, а при припоминании текста, теряется интонационная выразительность;

Тогда я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных методик заучивания стихотворений, которые помогают развиваться не только посредством запоминания, но и получать от этого огромное удовольствие. А так же позволяют ребѐнку проявить фантазию, сократить время на заучивание, способствуют развитию творческих способностей, помогают учитывать его индивидуальные способности

1способ. Учим стихи построчно.

Дети собираются в кружок, педагог читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке со словами: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего и так до конца». «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой – короткие.

Применяя этот способ, попробуем выучить стихотворение «Дни недели». В зоопарке крокодил

В гости каждый день ходил:

В понедельник к мишке, А во вторник к мышке,

В среду к льву, в четверг к бобру, В пятницу к двум кенгуру,

К буйволу ходил в субботу, В воскресенье – к бегемоту. А пришел к нему сосед –

Крокодила дома нет.



  1. способ. Мнемотехника.

Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих

процесс запоминания информации. Примером может служить всем знакомая фраза: «Каждый

охотник желает знать, где сидит фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. Для того чтобы выработать у детей раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворения зарисовываются схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы.



  1. способ. Учим стихи в движении.

Большинство детей знакомятся с первыми стишками хлопая ручками в такт потешки про ладушки. Дети быстро растут и такие простые движения со стишками становятся им не интересны. Но все же стихи с движениями очень важны для развития детей. Они помогают развить чувство ритма, улучшить координацию и сделать небольшую зарядку. Для этих стишков не нужно никакое музыкальное сопровождения и разучить их со своим ребенком может любая мама.

Применяя этот способ, педагог выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Воспитатель показывает, какие движения дети будут изображать на слова текста. Такие стихи с движениями можно читать много раз в день, и дети часто сами повторяют его, «приспосабливая» под любые игры. Главное, чтобы дети представляли все предметы и действия с ними. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы.

«Зимние забавы»

Мы бежим с тобой на лыжах, Снег холодный лыжи лижет. (изображают ходьбу на лыжах) А потом – на коньках,

(изображают бег на коньках) Но упали мы. Ах!

(падают)

А потом снежки лепили,

(стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями) А потом снежки катили,

(катят воображаемый комок)

А потом без сил упали (падают)

И домой мы побежали. (бегут по кругу)



«Зимняя прогулка».

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять. («Идѐм» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались, (Ведѐм указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещѐ в снегу валялись. (Кладѐм ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки одну об другую)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, потом руки под щечку)



  1. способ. Театральный.

Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой.

Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение.


Для детей 4-го года жизни интересной будет сценка, представленная в настольном театре кукол или в перчаточном. Дети 5-го года жизни разыграют стихи и в пальчиковом, и в перчаточном театре, и в лицах. Детям 6-го года жизни можно предложить самим выбрать вид театра, включая и

«театр перед микрофоном». При этом придется постепенно выучить стихотворение: сначала диалог персонажей, а затем и слова автора.

Еще можно предложить детям представить ступеньки лестницы и на этих ступенькам «разложить» весь текст стихотворения, а потом медленно шагать по ступенькам и читать стихотворение.

Практически все методы и приѐмы заучивания текстов в равной степени интересны детям. При этом наиболее эффективными оказываются те, которые соответствуют индивидуальным особенностям детей. Для большинства детей ведущим является зрительный метод запоминания. Двигательный метод, в основном, используется как вспомогательный, главным образом, с целью развития координации речи с движениями, чувства ритма, и в свою очередь, также способствует более качественному запоминанию текста.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Юрченко Ольга Васильевна

Дата: 28.05.2025

Номер свидетельства: 670724


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства