kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Говорящая картина» как средство развития речевой активности детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Говорящая картина» как средство развития речевой активности детей

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Говорящая картина» как средство развития речевой активности детей»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Говорящая картина» как средство развития речевой активности детей

Созданию мотивирующей развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все»: и люди, и книги, и понятия. Хотелось бы дополнить: и окружающая ребенка среда –игровое пространство. Для успешного развития детей мы создали в своей группе «говорящую среду». Особое внимание мы уделяем развитию речи детей. «Говорящая среда» – это технология организации образовательного пространства в детском саду, где слышен «голос ребенка». Одним из элементов «говорящей среды» в группе является «Думающая стена», где подобран разнообразный материал по всем образовательным областям, для создания проблемных вопросов и ситуаций, разбирая которые, дети начинают думать и высказывать свои идеи по их решению.

«Думающую стену» мы используем, как элемент любого занятия, она помогает педагогу ненавязчиво закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство. На «Думающей стене» мы активно используем социо-игровую технологию. Основной смысл которой заключается в том, чтобы воспитателям научиться слушать детей. Если большинство из привычных методик ориентированы на то, как лучше воспитателю объяснять, рассказывать, учить, то в социо-игровой педагогике воспитателям надо прежде всего учиться не столько объяснять на своих занятиях, сколько… молчать! Потому что их задача на занятии в том, чтобы не учить, но создавать ситуации, когда дети начинают учиться, то есть учить себя сами! Мы заинтересовались одним из методов данной технологии,  представленный Е. Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым. «Говорящая картина», который направлен на развитие речи, коммуникативности, активности, самостоятельности.

Говорящая картина– это инновационный метод исследования, который предлагает уникальный способ взаимодействия с произведениями искусства.

В отличие от традиционных подходов, где исследователь наблюдает за картиной или анализирует ее содержание, блуждание по картине предлагает активное взаимодействие исследователя с произведением искусства путем физического перемещения внутри него. Занятия организуем как игра-жизнь между микрогруппами детей и одновременно в каждой из них; социо – игровую технологию системно используем как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

Общение детей в рамках данного метода организуем по следующим блокам:

Первый блок – Говорящая картина.

Начинается он с самого легкого, знакомого. Детям задаются простые вопросы по картине. Мы поблуждали по картине, она стала ближе, понятнее, роднее. Этап рассматривания картины можно на этом закончить.

Второй блок – поиск странностей.

С обнаружения странностей начинается освоение ребенком зоны своего ближайшего развития. Да и любое искусство без странностей не обходится. Поиск странностей заканчивается тем, что у детей возникают смысловые связи. У каждого свои индивидуальные и когда странностей много (а для каждого они свои) и «чаша странностей» переполняется, тогда происходит взаиморазрешение странностей, и появляется новый смысл, новые варианты. Принципиально важно, чтобы дети не только находили всевозможные странности, но и предавали их огласке, обсуждали их друг с другом.

Третий блок – вариативность смыслов.

Педагог предлагает оживить картину, изобразив предметы, явления, персонажи, которые изображены на кусочке (фрагменте) картины. Участники по подгруппам по очереди отгадывают персонажей картины, называют их и находят показанный фрагмент картины на доске.

Четвертый блок – выражение замысла.

Для выражения замысла дети составляют рассказы.

Картины для блуждания мы подбираем по сезонам, картины известных художников, сюжетные картины на любую тематику. Родители то же подключились к нам и стали изготавливать картины совместно с детьми дома и приносить группу. Мы вместе с детьми то же создаем различные картины, вырезая из журналов интересные сюжеты, а так же ребята проявили инициативу и стали рисовать картины, по которым мы в дальнейшем «блуждаем» Основная идея говорящей картины заключается в том, что исследователь становится частью произведения искусства, проникает в его мир и взаимодействует с ним в реальном времени. В процессе блуждания исследователь может чувствовать себя героем картины, проживая его эмоции и переживания, а также вносить свои собственные интерпретации и идеи в данное произведение.

Использование метода «Говорящая картина» способствует всестороннему развитию детей и подготавливает их к обучению в школе, позволяет активно участвовать в образовательном процессе, развивать социальные навыки и коммуникативность, а также позволяет детям не только учиться, но и наслаждаться процессом обучения, что делает его еще более эффективным и интересным.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: ПОСПЕЛОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Дата: 25.06.2025

Номер свидетельства: 672307


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства