Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании детей в семье»»
Консультация для родителей
«Использование художественной литературы в экологическом воспитании детей в семье»
Подготовила : Сацута Н.С.
«Без экологических знаний сегодня жить невозможно.
Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни,
диагноз которой — равнодушие к нашему общему Дому, к Природе»
В. А. Алексеев
Знакомство ребенка с миром природы начинается задолго до того, как он начнет говорить и начнет ходить. Мир природы волнует его, будит интересы, фантазию. В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Мы нередко забываем о том, что самое приятное, полезное и доступное удовольствие для ребенка — это когда ему читают вслух интересные книги.
Еще великий А.С. Пушкин говорил: «Чтение — вот лучшее учение». А начало этому закладывается в семье. Впечатления детских лет — самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни человека.
Ребенок с раннего детства проявляет природную пытливость и любознательность, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире. Особенно большой интерес у детей вызывает природа, которая представляет собой широкий простор для наблюдений, для обогащения знаний и опыта ребенка. Окружающая природа — источник развития не только ума, но нравственных чувств ребенка.
С ранних лет ребенок приобщается к природе, постигает ее тайны и секреты, учится общаться с растениями и животными, учится определенным образом вести себя в природе.
Часто маленький ребенок действует с позиции силы, он сильнее червей, бабочек, муравьев и т.д., он может их ловить, топтать. В результате у ребенка формируется представление о самом себе: с тем, кто слабее, я справлюсь.
Да, пока ребенок мал, он действует неосознанно, но под нашим влиянием это закрепляется и становится нормой поведения в природе, а в дальнейшем и нормой жизни. Недоброжелательное отношение ко всему живому переходит в жестокость, не только к природе, но и к людям.
Приобщая ребенка к литературе, необходимо рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем обязательно принесет свои плоды. Общение ребенка с художественным текстом должно быть ежедневным. Читать могут не только родители, но и старшие дети, бабушки и дедушки.
Прививая интерес к чтению, родители должны помнить, что они сами главный пример для ребенка. Ни для кого не секрет, что сегодня дети практически не видят своих родителей с книгой в руках, так как они предпочитают книге телевизор или компьютер.
Помните, что совместное чтение — это прекрасная возможность с пользой дела провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить возникшие проблемы и т.д.
При этом взрослые должны умело подбирать литературу для чтения. Много интересного о поведении птиц ребенок узнает из книг Г. Скребицкого, Е. Чарушина, Н. Сладкова. Об интересных повадках насекомых рассказывают книги В. Танасийчука «Шестиногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?», Н. Розанова «Муравей Красная Точка», «Подземный путешественник», «На зеленой иголке». Познакомившись с книгой Ф. Льва «Для чего деревьям листья», дети узнают о строении листа и его назначении. Научить ориентироваться в многообразии мира травянистых растений поможет книга А. Огнева «На лесной поляне».
Уже в дошкольном детстве ребенок чутко реагирует на поэтическое слово. Художественное слово усиливает впечатления от непосредственных наблюдений, оно развивает воображение и усиливает мыслительную деятельность.
Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребенка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе, к родному краю, к Родине.
Однако следует помнить, что все-таки не книга, не телевидение, а сама природа во всей своей простоте и сложности является главным наставником ребенка в его воспитании.