kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для педагогов «Создание психологического комфорта в группах детского сада»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов «Создание психологического комфорта в группах детского сада»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Создание психологического комфорта в группах детского сада»»

«Создание психологического комфорта в группах детского сада»

Как отмечал Л.С. Выготский, эмоции – «центральное звено»

психической жизни человека, и, прежде всего ребенка.

Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на

протяжении детства, необходимо связывать, указывал он, с глубокими

изменениями в мотивационно - волевой сфере личности ребенка. Воспитание

предполагает не только обучение детей определенной системе знаний,

умений и навыков, но и сформированность эмоционального отношения к

выполняемой деятельности и окружающим людям. Эффективность

воспитания и обучения детей в ДОУ, их психологическое благополучие

зависят от того, какие чувства вызывает та или иная деятельность, режимный

момент, ситуация, как ребенок переживает свои успехи и неудачи,

отношение к себе взрослых и сверстников.

Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение,

восприятие, воображение, память и мышление.

Атмосфера в группе детского сада определяется:

1) Отношениями между воспитателем и детьми;

2) Отношениями между самими детьми;

3) Отношениями между воспитателями;

4) Отношениями между воспитателями и родителями.

А сейчас предлагаю выполнить небольшие задания

Упражнение «Разогревки - самооценки»

Цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы

психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к

коллегам по работе.

Участвуют все педагоги.

-если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает

общению с окружающими, похлопайте в ладоши;

-если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие

звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;

-если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль

внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;

-если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя

только потому, что вам не улыбнулся продавец, покачайте головой;

-если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте

глаза;

-если вы полагаете, что преобладающий знак ваших эмоций зависит

только от внешних стимулов, подмигните;

-если вы можете удивить знакомых неординарным поступком,

помашите рукой;

-если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что

заслуживаете, прикройте рот рукой;

-если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции

имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;

-если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того

эмоциональны ли вы, поднимите руку.

Вопросы к педагогам:

- Что нового вы узнали о себе и о ваших коллегах, выполняя эти

задания?

Так что же такое «психологический комфорт»? Можно выделить

критерии, составляющие психологический комфорт ребенка в ДОУ.

1. Спокойная эмоциональная обстановка в семье

Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического

напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на

психологический комфорт в ДОУ. Уверенность в любви, уважение и

понимании близких настраивает ребенка на открытые, доброжелательные

отношения с педагогами и сверстниками в детском саду. Задача педагога –

учитывать индивидуальных особенностей каждой семьи.

2. Распорядок дня

Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным.

Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он

представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в

течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни,

отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых –

необходимые условия нормальной жизни и развития детей. В течение дня

ни педагог, ни дети не должны чувствовать напряжения от того, что они что

– то не успевают и куда - то спешат.

Для маленького ребенка еда – важное занятие. Никогда, ни в какой

ситуации взрослые не имеют права насильно кормить детей, заставлять их

съесть что – либо.

Дети имеют право на собственные вкусы и предпочтения в еде.

При укладывании спать дети нуждаются в ласке, внимании и заботе.

Прогулка – главное условие здоровья детей.

3. Обеспечение комфортности предметно-развивающей

среды: соответствие возрасту и актуальным особенностям группы;

доступность игрушек, не раздражающее цветовое решение интерьера,

наличие растений с ароматом, способствующим снятию напряжения (корица,

ваниль, мята) и проч.

В каждой группе детского сада приветствуется создание психологически

комфортной среды для детей.

Создание такой среды включает в себя:

- организацию зоны для психологической разгрузки;

- обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой

форме; Например, создание «Уголока гнева», который даст возможность

детям в приемлемой форме освободится от переполняющего их гнева,

раздражения и напряжения.

«Коврик злости» - резиновый шипованный коврик, на котором дети могут

потоптаться

- обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам

саморегуляции; (релаксации)

- обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоциональноразвивающих игр;

- повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей; например

через «Уголок достижений».

Цель которого: повышать самооценку, уверенность детей в себе,

предоставлять позитивную информацию для родителей, способствующую

установлению взаимопонимания между ними; научить детей чуткому,

уважительному и доброжелательному отношению к людям.

«Цветок успехов», «Дерево добрых дел»

- обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в

команде

-использование психологических речевых настроек (по типу аутотренинга – я

самая обаятельная…), цель которых – создание в группе положительного

эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности,

Основное предназначение – создание хорошего настроения.

для малышей – «домотека», в специально отведенном пространстве

группы дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии,

игрушки или другие вещи, напоминающие о доме. Это по-настоящему

приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему

адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества,

способствует установлению в группе позитивного эмоционального

микроклимата. Это все так или иначе представлено в нашем детском саду.

4. Стиль поведения воспитателя

Пребывание в группе 20 – 25 сверстников в течение целого дня – это

большая нагрузка на нервную систему ребенка. Как же создать спокойную

обстановку?

Прежде всего, воспитатель сам должен быть спокоен и

доброжелателен. Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу

необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для

предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Как писал

поэт Борис Слуцкий: «Ничему меня не научит, то, что тычет, талдычит,

жучит…»

Следите за уровнем шума в группе: слишком громкие голоса детей,

резкие интонации создают отрицательный фон для любой деятельности.

Мягкая, тихая, спокойная музыка, напротив, успокаивает. Не торопитесь

давать оценку чему бы то ни было: поступкам, работам, высказываниям

детей – «держите паузу». Следует выделить такие

Формы и методы работы с детьми

п/п

Формы и методы Содержание

1. Аутотренинг и

пихогимнастика

- использование приемов

релаксации;

- игры и тренинги на

подавление

отрицательных эмоций;

- игры и упражнения на

развитие

эмоциональной сферы

ребенка

2. Цветотерапия

- цветовое сопровождение

развивающей среды

и учебного процесса (по

Ефименко Н.Н.)

3. Музыкотерапия

- музыкальное

сопровождение режимных

моментов;

- использование музыки на

занятиях;

- релаксация

4. Коммуникативный

тренинг

- проигрывание

психогимнастических

этюдов;

- разыгрывание

проблемных ситуаций;

- коллективное сочинение

сказки на заданные

темы;

- инсценирование

сочиненной сказки;

- мимические и

пантомимические этюды на

развитие эмоций;

- беседы об этикете;

- развивающие и словесные

игры на

закрепление знаний об

этикете;

- чтение художественной

литературы;

- совместные игры детей

Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка,

формирование его личности оказывает умение педагога создавать ситуации

успеха каждому ребенку. Этому способствует включение ребенка в

праздники, спектакли. Даже самая незначительная роль дает уверенность

ребенку в собственной значимости, повышает самооценку.

5. Традиции

Замечательная традиция отмечать дни рождения детей.

Можно ввести еще один обычай – «Круг хороших воспоминаний».

Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить все

положительное, чем отличился каждый ребенок. Это не обязательно должны

быть какие – то невероятные подвиги или немыслимые добродетели.

Достаточно сказать, что Катя сегодня быстро оделась, Петя сразу заснул и

т.д. Самое главное, что каждый ребенок услышит о себе что - то

положительное, а остальные поймут, что у всех есть какие – то достоинства.

Постепенно это создает в группе атмосферу взаимного уважения и развивает

самоуважение у каждого ребенка. Эту традицию можно вводить уже со

второй младшей и средней (3 г. – 4 г. 6 мес.) группы.

В старшем возрасте у детей большая познавательная активность,

зачастую мы просто не успеваем ответить на все детские вопросы,

отмахиваясь от детей. Очень хороша традиция «Вопросительного

места»: стул, на котором наклеен знак вопроса, ребенок садится на этот стул,

показывая, что возник вопрос, задача воспитателя обязательно уделить

внимание ребенку, находящемуся на «вопросительном месте».

Дети очень любят заниматься своим делом за общим столом. Вместе с

детьми можно сдвинуть столы и пригласить нескольких детей полепить,

порисовать. Немедленно к ним присоединяются еще многие дети. Каждый

будет лепить, рисовать, строить что – то свое, так, как он хочет. Но у всех

будет приятное ощущение спокойной работы рядом с другими. Кроме того,

дети могут заимствовать друг у друга и у воспитателя идеи или способы их

реализации. Эти моменты спокойного и бесконфликтного общения так же

способствуют созданию дружелюбной атмосферы в группе.

Не нужно забывать и о работе с родителями, только совместными усилиями

можно создать благоприятный психологический климат для ребенка.

Как мы уже поняли, ключевой фигурой в создании психологическикомфортной обстановки в детском саду является педагог.

Профессия педагога относится к разряду стрессогенных, требующих от него

больших резервов самообладания и навыков саморегуляции. Недостаточный

уровень психологической культуры и навыков саморегуляции делают

педагога в стрессовых ситуациях и палачом, и жертвой одновременно.

Страдают и дети, ибо попадают в невротизирующую среду обитания, и сам

педагог, расплачивающийся за все соматическими и нервно-психическими

болезнями.

Ни для кого не секрет, что более 65% педагогов школ и детских садов

страдают различными хроническими заболеваниями; 46-48% педагогов после

20 лет работы в образовании нуждаются в наблюдении и лечении у

психиатра; 74% педагогов после 10 лет работы в детском саду или школе

становятся пациентами ЛОР-врача (из-за проблем с голосовыми связками).

Что и как можно изменить в жизнедеятельности отдельно взятого детского

сада для создания здоровьесберегающих условий в его стенах?

Преодолевая сопротивление, или

Как обеспечить себе психологический комфорт?

Предлагаю ответить на вопрос, подняв руку

Почему так происходит: одни люди легко уживаются с коллегами по работе,

а другие, как магнитом, притягивают к себе неприятности и становятся

объектом постоянных придирок и претензий. В чем причина подобного

невезения в отношения «Метод торта».

Как поступить, если вам в лицо бросили сладкий торт?

1. Увернуться (браво, если получится!).

2. Поймать весь торт ртом (покажите такой рот!)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Калядина Инесса Вадимовна

Дата: 10.10.2025

Номер свидетельства: 675231

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Годовое планирование взаимодействия педагога с семьями воспитанников в старшей группе ДОО."
    ["seo_title"] => string(91) "godovoieplanirovaniievzaimodieistviiapiedaghoghassiemiamivospitannikovvstarshieighruppiedoo"
    ["file_id"] => string(6) "314193"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459637340"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства