Конспект ОД в подготовительной группе  
  «Знакомство со звуком и буквой Ы»
  
 
  
 
  -  Познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы». 
-  Закрепить навыки произношения звука [ы], в слогах, словах, предложениях. 
 
 
  Ход занятия
  -  Организационный момент. 
 - Сегодня к нам на занятие пришёл Мышонок. Он принёс нам много игр, в которые мы сегодня с вами поиграем.
  - сядет первым тот, кто назовёт слова, начинающиеся на гласный звук.
  
 
  2.Сегодня на занятии мы с Мышонком познакомимся с новым звуком и новой буквой.
  3. Отгадайте загадки: (мультимедиа)
  - Маленький рост,  
  длинный хвост,  
  Серая шубка,  
  Острые зубки. (Мышь) (появляется картинка)
  
 
  - Кольцо в носу, глаза налиты кровью.
  Оберегает он семью коровью.
  Всегда на страже собственного стада,
  Дразнить его совсем не надо.
  Он к разным шуткам не привык,
  Не понимает их, он -… (бык) (появляется картинка)
  
 
  - Из малых кошек, из пятнистых,
  А на ушах, представьте, кисти!
  Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,
  Она ведь хищник грозный …  
  (Рысь) (появляется картинка)
  
 
  - Творожку я брат,
  Сметанке - сват,  
  Маслу - племянник,
  А молоко - моя мать. (Сыр) (появляется картинка)
  - Вьется, взвивается,  
  В небо устремляется. (дым) (появляется картинка)
  -Мышь, бык, рысь, сыр, дым. Какой одинаковый звук в этих словах? (ы)
  - Какой это звук? (гласный)
  4. Поиграем в игру «Помоги мышке достать сыр» (мультимедиа)
  - Произнесём звук [ы-ы-ы] пока мышь не достанет сыр.
  
 
  5. Поиграем в игру «Светофор»
  - Если услышите в слове звук [ы], то покажите красную фишку, если данного звука нет, то покачайте головой.
  Дом, мак, дым, ком, усы, мох, бык, весы, кот, дубы, кит, дыни, бок, тыква.
  -  Игра «Найди место звука» со звуковыми линейками 
 - Поставьте фишку на звуковой линейке туда, где находится звук [ы] в словах.(в начале слова, в середине, в конце)
  Дым, ягоды, дыни, лимоны, сыр, губы, лыжи, банты, улыбка.
  
 
  Игра «Один – много» Педагог говорит слово, а дети образует множественное число.
  Конфета – конфеты,  
  Лента – ленты,
  Тыква – тыквы,
  Липа – липы,
  Стол – столы,
  Дуб – дубы,
  Сад – сады,
  Ягода – ягоды,
  Лимон – лимоны,
  Ус – усы.
  Звуковой анализ слова усы (мультимедиа)
  -Сколько слогов в слове усы? (2)
  -Сколько звуков? (3)
  - Назовите первый звук. (У)
  - Какой он? (гласный)
  -Каким цветом обозначим? (красным)
  - Назовите второй звук. (с)
  - Какой он? (согласный, глухой, твёрдый)
  -Каким цветом обозначим? (синим)
  - Назовите третий звук. (ы)
  - Какой он? (гласный)
  -Каким цветом обозначим? (красным)
  Знакомство с буквой
  Звук [ы] обозначается буквой «Ы» (показ буквы)
  - А теперь послушайте, стихи о букве, а потом скажите, на что похожа буква. (мультимедиа)
  Вот топор. Полено рядом.
  Получилось то, что надо:
  Получилась буква «Ы»-
  Все мы знать её должны.
  
 
  А бедняжка буква «Ы»
  Бродит с палочкой, увы.
  
 
  -Ты - худой, а я - толстяк.
  - Ешь поменьше натощак!
  
 
  Выложим букву «Ы» из пальцев: (мультимедиа)
  Указательный с большим
  Мы в «кольцо» соединим,
  Остальные пальцы прямо
  Вверх направятся упрямо.
  Правую ладонь ребром
  Направим также вверх!
  как же здорово, друзья,
  Сейчас прочтём мы букву «Ы».
  
 
  
 
  Физкультминутка
  - Сейчас мы с Мышонком поиграем
  Ветер дует нам в лицо,
  Закачалось деревцо.
  Ветерок всё тише, тише.
  Деревцо всё выше – выше.
  
 
  Игра «Составление словосочетаний»
  Подберите слова: Дети подбирают существительные к прилагательным
  Умный…
  Дежурный…
  Быстрый…
  Старый…
  Длинные…
  Медленный…
  Высокие…
  Красивый…
  Жёлтая…
  Работа в тетрадях
  Итог занятия  
  - С каким звуком познакомились?
  - Как называется буква?
  - Придумайте слова со звуком [ы]. Если дети затрудняются открыть последний слайд презентации с картинками, в названии которых есть звук [ы].
  - Попрощаемся с Мышонком.