Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия звук и буква Ж»
Конспект занятия в старшей группе «Звук [Ж] и буква Ж»
Тема. Звук и буква Ж.
Цели занятия: знакомство со звуком и буквой Ж
Задачи:
Образовательные: Закрепить правильное произношение звука –Ж, уточнить артикуляцию звука Ж. Научить детей характеризовать звук Ж по акустическим и артикуляционным признакам.
Развивающие: Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза. Активизировать словарный запас. Развивать навык деления слов на слоги. Закреплять навык слогового, слитного чтения. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.
Оборудование: предметные картинки со звуком Ж, символы для звукового анализа, карандаши, счетные палочки, слоги для чтения.
Ход занятия.
Организационный момент. Дети становятся в круг.
Логопед:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Ребята, давайте поприветствуем друг друга, поздороваемся ладошками. Дети здороваются. Поздороваемся с гостями. Садятся за столы.
1. Введение в тему занятия.
Логопед. Сегодня я предлагаю совершить путешествие в одну сказочную страну. Хотите? Но попасть в нее сможет тот, кто отгадает, какой звук часто повторяется в стихотворении:
Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.
(Дети. Это звук –Ж)
Логопед. Я вижу, что вы готовы к путешествию в страну Жужландию где живут жуки. Тогда отправляемся! Я превращаюсь в жука! (надеваю усики) и буду путешествовать с вами. Я веселый жук и пою свою песенку Ж-Ж-Ж. Послушайте рассказ о моем любимом звуке Ж.
2. Артикуляция звука. При произнесении звука Ж губы округлены, язык за верхними зубами в форме чашечки, зубы разомкнуты. Давайте посадим звук Ж на язычок и пожужжим. (Отдельные ответы детей).
3. Характеристика звука.
Логопед: Звук Ж- какой? (согласный, всегда твердый, звонкий.)
4. Выделение звука Ж на слух.
Логопед: Я предлагаю вам поиграть в игру да или нет. Если вы услышите в слове звук Ж –скажите да, если в слове нет звука Ж- скажите нет. (Жаворонок, сундук, этажерка, корзина, животные, путешествие, стрекоза, пирожное, шутки, снежинки).
Логопед: Молодцы! Какой у вас хороший слух!
5. Пальчиковая нейрогимнастика:
Ладони, кулаки, ладонь, кулак, коза, три пальца, два пальца.
Упражнение «Колечки»: жа-жо-жу-жи
6. Определение позиции звука в словах
Наш звук Ж развеселился и предлагает нам поиграть с ним в прятки.
Логопед: Вы любите играть в прятки? Звук Ж тоже любит эту игру. Пододвиньте к себе «схему» и давайте попробуем найти, где прячется звук Ж у вас в словах: в начале, в середине или в конце слова.
7. Логопед: Теперь, ребята, разделите свое слово на слоги, прохлопав их.
8. Знакомство с буквой Ж
Логопед: Ребята, мы с вами знаем, что звуки на письме мы обозначаем буквами. Давайте станем волшебниками и превратим звук Ж в букву Ж.
Вместе с детьми произносим стихотворение:
Платье звуку надеваем,
Звук в букву превращаем.
Показ буквы.
- На что похожа буква Ж?
Ж похожа на жука,
Только не жужжит пока.
- Из скольких элементов состоит буква? (из трех, палочки и двух галочек по бокам).
Логопед: У вас на столах есть счетные палочки, из которого вам можно будет построить букву Ж. Приступаем к работе.
Логопед: Молодцы! Буква Ж получилась замечательная!
9. Логопед: Посмотрите, ребята, что случилось с нашими буквами Ж? (Жук съел части букв, давайте допишем недостающие части). Выполняют по очереди у доски.
10. Звуковой анализ слова жук.
- Посмотрите внимательно на доску, какое слово можно составить из этих букв? (ЖУК). Первая буква –Ж (согласная, твердая), вторая буква У- (гласная), третья К- (согласная, твердая). (Выполняет один ребенок у доски).
11. Итог занятия.
Логопед: Пора нам возвращаться из страны Жужландия в наш детский сад. Я снимаю свои усики жука, и превращаюсь в вашего логопеда! С каким звуком и с какой буквой мы с вами познакомились на занятии? Что вам больше всего понравилось? А в чем были трудности? Молодцы, вы сегодня отлично позанимались, спасибо!
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №59» д. Новое Девяткино
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с ЗПР