Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по ЗКР в средней группе. Звуки речи. Звук [б]»
Конспект занятия по ЗКР в средней группе. Звуки речи. Звук [б]
Образовательные задачи. Актуализация представлений о звуках речи, о том что звуки бывают короткими и длинными. Совершенствование умения выполнять упражнения по инструкции педагога.
Развивающие задачи. Уточнение произношения простых согласных звуков русского языка (звуков раннего онтогенеза). Развитие фонематического слуха, дифференциация звука [б] как короткого.
Воспитательные задачи. Воспитание учебного поведения, навыков сотрудничества.
Оборудование. флажки синего цвета и мягкая игрушка ежа. Предварительная работа. Разучивание упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики, чистоговорок и потешек со звуками раннего онтогенеза и со свистящими звуками на утренних индивидуальных занятиях с воспитателем.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Создание эмоционального фона занятия.
Воспитатель приглашает детей на стульчики, стоящие полукругом. В это время раздается стук в дверь.
Педагог. Ой, к нам кто-то пришел. Посмотрим?
Дети. Да.
Педагог открывает дверь. На пороге стоит ёжик.
Педагог. Кто это?
Дети. Ёжик.
Педагог. Ребята, ежик шепнул мне на ушко, что он в лесу слышал много разных звуков. А чем же мы слышим звуки?
Дети: Ушами.
Педагог. Правильно! Ребята, давайте вспомним, какие бывают звуки?
Дети: Звуки бывают длинными и короткими.
Педагог: Правильно! Послушайте звуки: [у], [а], [о]. Какие это звуки?
Дети: Это длинные звуки.
Педагог: Правильно. Длинные звуки можно петь.
Педагог. Ребята, ёжик хочет поиграть с нами.
2. Упражнение «Лесенка». Создание эмоционального фона занятия. Актуализация представлений о звуках речи.
Педагог. Давайте споем звуки, будто голос сначала поднимается по лесенке, а потом спускается.
Дети вместе с педагогом поют звук [а]
Педагог: Послушайте другие звуки [м], [н], [х]. А их можно петь?
Дети: Нет.
Педагог: А можно ли их тянуть? Педагог повторяет звуки.
Дети: Можно.
Педагог: Какие же эти звуки?
Дети: Они тоже длинные.
Педагог: Послушайте другие звуки: [п], [т], [к]. А их можно петь или тянуть?
Дети: Нет, нельзя.
По предложению педагога дети произносят указанные звуки.
Педагог: Какие же это звуки?
Дети: Они короткие.
Педагог: Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [б].
3.Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Грибок». Развитие артикуляционной моторики.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
Педагог: Молодцы!
4. Упражнение «По грибы». Уточнение произношения звука [б] в чистоговорках.
Педагог предлагает детям встать у стульчиков.
Педагог. Какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Педагог: Чего много в лесу?
Дети: В лесу много грибов.
Педагог: Ёжик приглашает нас отправится в лес по грибы. Пойдем по тропинке и расскажем чистоговорку про грибы.
Я буду говорить слова, а вы повторять только цепочки. Дети маршируют на месте.
Под сосною два гриба.
Ба-ба-ба! Ба-ба-ба!
Собиру-ка я грибы.
Бы-бы-бы! Бы-бы-бы!
Педагог: Вы очень красиво говорили цепочки. Молодцы! В этих цепочках был звук [б]. Произнесите его.
Дети произносят звук.
Педагог: Этот звук длинный или короткий?
Дети: Короткий.
Педагог: Правильно. Он короткий. Его нельзя тянуть, нельзя петь.
5. Подвижное упражнение «За грибами». Формирование умения выполнять упражнение по инструкции педагога. Уточнение произношения звука раннего онтогенеза звука [б].
Педагог: Ребята, ёжик приглашает нас немного с ним поиграть.
Педагог приглашает детей выйти на середину группы, встать в круг и в середину круга садит ёжика.
В лес пойдём мы за грибами, (ходьба на месте)
Соберём с тобой их сами.
Раз — грибок, два — грибок, (приседание)
Вот уж целый кузовок! (хлопки в ладоши)
Дождь закапал ой-ой-ой! (одна ладошка вытянута вперёд, пальцы другой её касаются)
Побежим скорей домой! (бег на месте).
Педагог. Очень хорошо. Молодцы!
Педагог приглашает детей на стульчики.
6. Упражнение «Короткий-длинный». Дефференциация длинного и короткого звуков.
Педагог раздает детям флажки синего цвета.
Педагог. Сейчас я буду произносить разные звуки. Вы будете поднимать флажок, когда услышите звук [б]. На другие звуки вы флажок не поднимаете. Будьте внимательны.