Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД «Старость надо уважать» ко Дню пожилого человека»»
Конспект НОД «Старость надо уважать» ко Дню пожилого человека»
в старшей группе
Цель: Познакомить с социальным праздником - День пожилого человека. Формировать уважительное отношение к пожилым людям.
Задачи:
- расширить представление детей о возрасте и возрастных особенностях пожилых людей;
- формировать нравственные качества личности: человечности, милосердия, сострадания, сопереживания, сочувствия, благородства, умения прийти на помощь близким людям (бабушкам, дедушкам);
- способствовать развитию связной речи детей;
- познакомить с историей возникновения праздника, привлечь внимание детей к празднику«Международныйдень пожилого человека».
- углубление знаний о своей родословной;
- формировать нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколению;
- воспитывать любовь к бабушке и дедушке, к их повседневному труду, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить радость;
- воспитывать уважительное отношение к пожилым людям;
- развитие творческих способностей.
Предварительная работа:
- беседы о семье, о членах их семьи, о признаках определенных возрастов.
- решение проблемных ситуаций: «Бабушкины (дедушкины) помощники», «Бабушка (дедушка) заболела», «Как я буду поздравлять бабушку и дедушку»
- сюжетно-ролевая игра «В гости к бабушке и дедушке»; «Что растёт в огороде у бабушки и дедушки». «Бабушкины (дедушкины) помощники», «Бабушка (дедушка) заболела»
- рассказы детей о своих дедушках и бабушках: как их зовут, чем они занимаются, какие у них увлечения, как любят проводить свободное время;
- пословицы и поговорки;
- чтение художественной литературы: В. Катаев "Цветик-семицветик", р.н.сказка«Как у бабушки козёл», р.н.сказка«Бабушка Метелица», Н.Некрасов«Дед Мазай и зайцы», Л.Зимина«Надо дедушек любить, как без бабушек нам жить»,С.Капутикян«Моя бабушка», Р.Гамзатов«Мой дедушка», Л.Квитко«Бабушкины руки», Е.Благинина«Бабушка - забота», «Наш – дедушка», Н.Майданик«Моя бабушка», Т.Маршалова«Очень бабушку люблю!»;
- просмотр мультфильма «Последний лепесток»;
- игры д/и «Назови ласково», «Похвали бабушку, дедушку»;
- п/и Игры наших дедушек и бабушек "Жмурки"
- художественно творчестворисование углём «Портрет бабушки и дедушки»,
- театрализованная деятельность: Театр сказок «Репка», «Колобок».
- конкурс рисунков «Моя любимая бабушка. Дедушка».
Оборудование: карандаши, листы бумаги
Ход занятия:
П.И. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года». На фоне музыки воспитатель начинает беседу с детьми.
Осень! Тихо шелестят листья за окнами, природа приходит в состояние умиротворенности и покоя. 1 октября в нашей стране отмечают день пожилого человека. Второе название этого дня – день добра и уважения.
Пожилые люди – это те, кто прошел длинный жизненный путь – это наши дедушки и бабушки. Они наши добрые друзья, члены нашей семьи. Они в семье старше вас, старше ваших мам и пап.Наверное, не случайно этот день пришелся на такое время – пик золотой осени. Возраст зрелых, мудрых людей часто называют осенью жизни. Сегодня я предлагаю вам посвятить нашу беседу этому замечательному празднику. «День пожилого человека». Этот день отмечается во многих странах, а теперь и в России тоже. Как вы думаете, что это за праздник и почему его так назвали (ответы детей)
Игра «Солнышко – добрые слова» Конечно же любовь людей старшего поколения согревает нас, как солнце. Давайте же и мы сложим солнышко, лучики которого – это добрые слова о бабушках и дедушках (дети, по очереди, называют слова, которые подходят к их бабушкам и дедушкам (добрая, нежная, хорошая, ласковая, весёлая, любимая, красивая, сильный, любимый, трудолюбивый и т. д.) и прикрепляют лучики к солнцу) Вот какое солнце у нас получилось! А всегда ли вы дружно живёте с вашими бабушками и дедушками, всегда ли говорите им приятные, вежливые слова? (ответы детей)
Простые слова «спасибо» и «пожалуйста» они способны согреть душу пожилого человека. Нужно быть всегда внимательными и заботливыми к близким. Свою любовь и уважение мы, младшее поколение, выражаем нашему старшему поколению в том числе и в песнях. И сейчас я предлагаю вам послушать песню, которая называется «Дедушке». Прослушивание песни «Дедушке» День пожилого человека - особый праздник. С детства мы слушаем бабушкины сказки, едим вкусные пироги, ходим вместе с дедом на речку на рыбалку, в лес по грибы. Никогда нельзя забывать того, что сделано руками людей старшего поколения. Поддержать, оказать посильную помощь – вот одна из важных наших задач. Но и это лишь небольшая частичка нашего долга перед людьми старшего поколения. Ребята отгадайте мои загадки и доскажите словечко.
Кто любить не устаёт,
Пироги для нас печёт,
Вкусные оладушки?
Это наша…(бабушка)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый…..(дед)
Дедушка и бабушка
Были молодыми,
А когда состарились –
Стали….(пожилыми)
С моей бабушкой вдвоём
Мы и спляшем и споём,
Праздник всем друзьям устроим –
С пирогами стол накроем!
Когда гостей мы встретим с ней?
В праздник….(пожилых людей)
А как вы думаете нам надо быть внимательным к пожилым людям только в этот день (ответы детей).
- Ребята с возрастом, люди взрослеют, стареют, становятся пожилыми, старенькими людьми, и теряют свое здоровье. Ведь у вас есть любимые бабушки и дедушки?
- Они тоже нуждаются в вашей помощи, в вашем сострадании. Надо помогать бабушкам и дедушкам.
- Вы помогаете своим бабушкам и дедушкам? Да? Я знаю, ребята, вы все любите своих родных и помогаете им.
Как же вы, ребята, можете помочь своим дедушкам и бабушкам? (ответы детей).
Предлагаю вам немного отдохнуть и показать на деле, как вы помогаете своим бабушкам и дедушкам. Игра «Рассыпались бабушкины бусы» (Дети собирают бусины на веревку. У кого длиннее бусы). Игра «С дедом по грибы» (Играют три ребенка. Они собирать рассыпанные по ковру грибы. Суть игры – собрать большее количество грибов).
Большие дела складываются из мелочей. Уступить место в автобусе, помочь перейти дорогу, выразить простое человеческое внимание – и разглаживаются морщинки у глаз, светлее становится взгляд, теплее на сердце пожилого человека. Они помогают нам и тогда, когда мы становимся взрослыми. В их добрых и сильных сердцах черпаем мы поддержку и понимание, терпение и любовь, энергию и вдохновение. Огромное спасибо им за это!
Продолжить нашу с вами беседу я хочу басней Л. Толстого «Старый дед и внучек»
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта.
Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он всё им в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.
Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой и смотрят – их сынишка на полу с дощечками играет – что – то складывает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матерью стары будете, чтоб вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то,
что так обижали старика. И с тех пор сажать его за стол стали и ухаживать за ним.
Вопросы к детям:
- Как обидели деда в семье?
- Как ответил на жестокость родителей сын?
- Почему заплакали отец с матерью?
- Как надо относиться к старшим и слабым?
- В чём особенно нуждаются пожилые люди?
- Что мы можем сделать с вами, чтобы пожилые люди не чувствовали себя одинокими?
Ребята, у кого есть бабушка? Как её зовут?
- У кого есть дедушка? Как его зовут?
(дети рассказывают о своих дедушках и бабушках.)
Воспитатель: Я знаю, каждый из вас очень любит своих бабушек и дедушек.
А теперь, мы немножко поиграем.
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Молодой дедушка - …..(старый.);
Весёлая бабушка - ……
Быстрый дедушка - ….
Добрая бабушка - …..
Высокий дедушка - ……
Любимая бабушка - …
Молодцы, ребята, все справились.Пословицы – это народная мудрость. Послушайте внимательно пословицы и скажите, что они обозначают:
«Не смейся над старым, и сам будешь стар».
«Где дедушка, да бабушка – там и оладушка».
«У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед».
Сам стар, а душа молода».
Подведение итогов:
Что нового вы сегодня узнали, о ком мы сегодня говорили? Кто такие пожилые люди? Как нужно встречать родных, пожилых людей?
Мы говорили о пожилых людях, о наших дорогих бабушках и дедушках, о помощи, заботе и уважении к ним.
- Да, ребята любите, уважайте своих бабушек и дедушек.
-А теперь, ребята, давайте нарисуем в подарок нашим бабушкам и дедушкам их портреты. А рисовать будем углём.
Звучит музыка П.И. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года», дети рисуют.