Просмотр содержимого документа
«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Задера Таисья Витальевна, учитель-логопед
МАДОУ г. Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка»
Использование приёмов мнемотехники
в развитии связной речи детей дошкольного возраста с ОВЗ
За последние годы среди дошкольников существенно возросла и продолжает расти доля детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения. Причиной выступает рост вредных социальных и экологических факторов, способных спровоцировать нарушения развития на фоне тенденции роста валеологических рисков. В связи с этим усложняются и задачи, стоящие перед учителями-логопедами, работающими в дошкольных образовательных учреждениях. Ведь такие дети нуждаются в организации особых условий обучения и воспитания, учитывающих особенности их психофизического развития.
У дошкольников с ОВЗ, имеющих речевые нарушения, отмечается недоразвитие многих психических функций, в том числе связной речи, что негативно влияет на овладение детьми различными видами коммуникативной деятельности и препятствует успешной социализации. В старшем дошкольном возрасте значимость сформированной связной речи возрастает, поскольку для предстоящего обучения в школе потребуются навыки пересказа учебных текстов, самостоятельного рассказывания, развернутых ответов на вопросы и другие учебные навыки, предполагающие достаточный уровень овладения связной речью.
Для высказываний детей с ОВЗ, имеющих нарушения речи, характерны:
– нарушения логической последовательности повествования;
Эти особенности накладывают свой отпечаток на формирование многих психических функций и процессов: у детей наблюдается неустойчивое и рассеянное внимание, ограниченное воображение, низкая продуктивность запоминания, низкая мотивация речевого развития в целом. Педагоги-практики констатируют, что детям с ОВЗ сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Возникает необходимость выбора наиболее эффективных технологий, методов и приемов, позволяющих учителю-логопеду успешно преодолевать указанные недостатки связной речи детей с ОВЗ. Отбор средств коррекции осуществляется на основе фундаментальных отечественных исследований в области психологии развития ребенка и современных тенденций коррекционной педагогики.
В период модернизации отечественного дошкольного образования повышается практическая значимость методического принципа интеграции. ФГОС ДО обязывает ориентироваться на разностороннее развитие каждого ребенка, в том числе ребенка с ОВЗ. Интегративный подход к обучению и коррекции все больше осознается как актуальная потребность современного специального образования. В логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, принцип интеграции позволяет осуществлять коррекцию, задействовав сразу несколько психических функций. Этот принцип реализуется, в частности, при использовании мнемотехники – метода, предполагающего интеграцию психических функций восприятия, внимания, наглядно-образного мышления и памяти посредством приема ассоциации.
Мнемотехника (от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания) в процессуальном аспекте понимается как «система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов», а в содержательном аспекте – как «совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций».
Ресурсы мнемотехники – это память и ассоциации. Сохранная словесно-логическая память является важнейшим условием обучения связной речи. Ассоциации как основа мнемотехники работают так: «Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы». В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, а запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Поэтому ассоциации выступают адекватным дошкольному возрасту инструментом стимулирования памяти.
Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста с ОВЗ отличается повышенной значимостью визуального структурирования. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи детей дошкольного возраста с ОВЗ показывает, что обязательно нужно учитывать два основных фактора развития связной речи: во-первых, наглядность; а во-вторых, планирование высказывания. Как отмечают современные авторы, «Язык мозга – это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить».
Поскольку наглядный материал дети дошкольного возраста с ОВЗ усваивают лучше вербального, применение мнемотехники позволяет эффективно обучить детей приемам построения каждого отдельного предложения, приемам построения целого рассказа, способствует развитию операций синтеза и создает возможность наблюдения за правильным развертыванием как отдельного предложения, так и всего связного текста.
Также отметим, что особую важность в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ приобретает проблема пробуждения интереса, мотивации к речевой деятельности и ее увлекательности: «Ребенка необходимо раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности, поскольку от заинтересованности будет зависеть успешность овладения речью». Использование с этой целью мнемотехники как творческого, игрового, нестандартного метода вполне обосновано.
Приемы мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста с ОВЗ мы применяем на практике – в работе учителя-логопеда МАДОУ города Нижневартовска ДС №56 «Северяночка».
Для группы компенсирующей направленности (возраст детей – с 6 лет до прекращения образовательных отношений) автором разработана методика применения мнемотехники на занятиях по развитию связной речи детей «Три ступеньки».
Основой методики выступают мнемотаблицы. Мнемотаблица для развития связной речи детей с ОВЗ – это яркая, красочная сенсорно-графическая схема, в которую заложена определенная информация в необходимой последовательности и структуре, соответствующей содержанию конкретного связного текста.
Мнемотаблица построена по принципу коллажа, собранного из мнемоквадратов. Мнемоквадраты, в свою очередь, содержат предметные картинки либо символы, в которых зашифровано понятие (рис. 1).
Рис. 1 – Предметные картинки и символы – элементы для мнемотаблиц
Картинки помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков. Символы выступают как усложняющий элемент, но при этом они максимально содержательны, приближены к речевому материалу. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
Отдельные мнемоквадраты, в свою очередь, последовательно организуются в мнемодорожки – последовательность символов. От поэтапного кодирования сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам осуществляется переход к мнемотаблицам. Количество мнемодорожек в таблице и ячеек-символов в них (мнемоквадратов) зависит от сложности и размера текста, а также от уровня речевого развития детей на момент проведения занятия.
Для изготовления мнемотаблиц и их элементов не требуются художественные способности: картинки и символические изображения предметов и объектов к выбранному тексту мы подбираем, объединяем, распечатываем на цветном принтере и придаем прочность посредством ламинирования для многократного использования (рис. 2).
Рис. 2 – Примеры мнемотаблиц к русским народным сказкам
Методика применения мнемотехники на занятиях по развитию связной речи детей «Три ступеньки» интересна тем, занятия проводятся с последовательным возрастанием сложности используемых мнемотехнических приемов:
1. Занятия на декодирование связного текста по мнемотаблице;
2. Занятия по кодированию связного текста в мнемотаблицу;
3. Занятия по созданию связного текста с опорой на мнемотаблицу (табл. 1).
Таблица 1 – Методика применения мнемотехники «Три ступеньки»
Уровни-ступеньки
Цель
Ресурсы
Речевая деятельность детей
Первый
Обучение структурированному пересказу
– наличие определенного текста, подлежащего воспроизведению;
– наличие готовой мнемотаблицы, содержание которой необходимо соотнести с этим текстом.
–прослушивание текста, беседа по содержанию текста;
–рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
– расшифровка картинок и символов, соотнесение их содержания с содержанием текста;
– пересказ текста с опорой на мнемотаблицу;
– анализ самостоятельных пересказов детей
Второй
Обучение аналитическому пересказу
– наличие определенного текста, подлежащего кодированию;
– наличие набора мнемоквадратов, из которых нужно выбрать подходящие к содержанию этого текста
– прослушивание текста, беседа по содержанию текста;
– подбор картинок и символов, соответствующих содержанию текста;
– составление мнемотаблицы к тексту и пересказ текста с опорой на составленную мнемотаблицу;
–анализ мнемотаблиц детей
Третий
Обучение творческому рассказыванию
– отсутствие определенного текста, подлежащего воспроизведению;
– наличие набора мнемоквадратов или готовых мнемотаблиц с произвольным содержанием
– рассматривание мнемоквадратов или мнемотаблиц;
– выбор готовой мнемотаблицы или составление своей мнемотаблицы из последовательности мнемоквадратов / мнемодорожек;
– создание замысла текста;
–составление текста с опорой на мнемотаблицу;
– анализ составленных текстов
Раскроем содержание методики «Три ступеньки».
1. Работа по декодированию связного текста по мнемотаблице предполагает:
–во-первых, наличие определенного текста, подлежащего воспроизведению;
– во-вторых, наличие готовой мнемотаблицы, содержание которой необходимо соотнести с этим текстом.
Занятия первого уровня сложности проводятся для обучения старших дошкольников с ОВЗ структурированному пересказу текстов различного вида – рассказов, сказок, стихотворений. Работу на занятиях первого уровня сложности организуем в пять этапов:
– подготовительный этап: прослушивание текста, беседа по содержанию текста;
– ознакомительный этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
– аналитический этап: расшифровка картинок и символов, соотнесение их содержания с содержанием текста;
– продуктивный этап: пересказ текста с опорой на мнемотаблицу;
– рефлексивный этап: анализ самостоятельных пересказов детей.
2. Работа по кодированию связного текста в мнемотаблицу предполагает;
–во-первых, наличие определенного текста, подлежащего кодированию;
– во-вторых, наличие набора мнемоквадратов, из которых нужно выбрать подходящие к содержанию этого текста.
Занятия второго уровня сложности проводятся для обучения старших дошкольников с ОВЗ аналитическому пересказу текстов различного вида – рассказов, сказок, стихотворений. Работу на занятиях второго уровня сложности организуем в четыре этапа:
– подготовительный этап: прослушивание текста, беседа по содержанию текста;
– аналитический этап: подбор картинок и символов, соответствующих содержанию текста;
– продуктивный этап: составление мнемотаблицы к тексту и пересказ текста с опорой на составленную мнемотаблицу;
– рефлексивный этап: анализ мнемотаблиц детей.
3. Работа по созданию связного текста с опорой на мнемотаблицу предполагает;
–во-первых, отсутствие определенного текста, подлежащего воспроизведению;
– во-вторых, наличие набора мнемоквадратов или готовых мнемотаблиц с произвольным содержанием.
Занятия третьего уровня сложности проводятся для обучения старших дошкольников с ОВЗ творческому рассказыванию. Работу на занятиях третьего уровня сложности организуем в пять этапов:
– подготовительный этап: рассматривание мнемоквадратов или мнемотаблиц;
– проектный этап: выбор мнемотаблицы или составление своей мнемотаблицы из последовательности мнемоквадратов или мнемодорожек;
– креативный этап: создание замысла текста;
– продуктивный этап: составление текста с опорой на мнемотаблицу;
– рефлексивный этап: анализ составленных текстов.
На каждом этапе логопедической работы мы придерживаемся следующих «мнемонических правил»:
– поскольку мнемотаблицы для детей без подготовки сложны, всегда начинаем с мнемоквадратов и мнемодорожек;
– предлагаем только цветные таблицы: черно-белые рисунки не вызывают положительного отклика и интереса у детей;
– не анализируем более двух мнемотаблиц заодно занятие;
– одновременно предлагаем таблицы только разной тематики, а сходные – разводим хронологически.
Тем самым, согласно предлагаемой методике «Три ступеньки» посредством постепенного усложнения приемов мнемотехники и соблюдения нескольких важных правил активизации памяти осуществляется переход от репродуктивной речевой деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ к креативной через: – обучение структурированному пересказу;
– обучение аналитическому пересказу;
– обучение творческому рассказыванию.
Дети становятся способны не только воспроизвести готовый текст, но и самостоятельно создать новый, что предполагает достаточный уровень владения связной речью. При пересказе с помощью мнемотаблиц совершенствуется структура речи детей, ее выразительность, умение строить предложения. Свое внимание каждый ребенок концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей при обучении составлению рассказов, при пересказах художественных текстов, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов, при изучении различных лексических тем. Во время образовательной деятельности порой трудно удержать и сконцентрировать внимание детей с ОВЗ, но составление мнемотаблиц вызывает большой интерес и помогает решить эту задачу.
Методика применения мнемотехники на занятиях по развитию связной речи детей «Три ступеньки» прошла апробацию в группе компенсирующей направленности (возраст детей – 6-7 лет). Для диагностического исследования динамики уровня развития связной речи мы использовали методику В.П. Глухова, включающую балльно-уровневую оценку связной речи по семи диагностическим заданиям.
На констатирующем этапе дети испытывали значительные затруднения при пересказе, составлении рассказа по серии сюжетных картинок с предварительным разбором, составлении описательного рассказа, решении творческой задачи и при реализации замысла в форме связного последовательного повествования. Высказывания отличались отсутствием четкости, последовательности изложения, отражалась лишь внешняя сторона явлений, не учитывались причинно-следственные отношения, отмечалась бедность используемых языковых средств, присутствовали грубые аграмматизмы.
Результаты контрольной диагностики, проведенной после полугода занятий по мнемотехнической методике «Три ступеньки», выявили речевую динамику по всем критериям обследования (рис. 3).
Рис. 3 – Результаты мониторинга эффективности мнемотехнической методики «Три ступеньки»
Контрольная диагностика показала, что у старших дошкольников с ОВЗ в большинстве случаев смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету не нарушено, рассказы детей стали более целенаправленными, соблюдалась композиция повествования, повысился уровень связности высказываний, дети стали включать элементы описания в другие виды развернутых высказываний – при пересказе, составлении рассказов на тему из личного опыта.
У воспитанников наметилась положительная динамика развития связной речи. Большинство детей стали лучше осознавать структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец), легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя. Научились составлять описательные, повествовательные, творческие рассказы при помощи мнемотаблиц, повысилась познавательная активность детей.
Тем самым подтверждена эффективность использования мнемотехники на занятиях по развитию связной речи детей дошкольного возраста с ОВЗ. Представленная методика «Три ступеньки» как логически выстроенная совокупность приёмов работы позволяет учителю-логопеду повысить эффективность коррекции речевого развития старших дошкольников с ОВЗ, способствует повышению интереса к родному языку и речевой деятельности. Оптимизация процесса развития связной речи посредством мнемотехники – это важно условие совершенствования коммуникативных способностей дошкольников с ОВЗ и фактор успешной социализации.