Просмотр содержимого документа
«Гендорное воспитание»
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 51 г. Владикавказа
Консультация для педагогов
«Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»
Воспитатель:
Гапбаева А.А.
г. Владикавказ
Консультация для педагогов
«Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»
«Ребенок – это зеркало семьи; как капля воды отражается в солнце,
Так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»
В. А. Сухомлинский
Процесс гендерного воспитания и просвещения детей является актуальной проблемой современного общества.
Наблюдая за детьми старших групп, можно заметить, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Причины этому:
большой процент разводов в обществе;
преобладание неполных семей;
главенствующая роль матери в семье;
пассивное участие мужчин в воспитании детей;
отсутствие культуры взаимоотношение мальчиков и девочек;
программно-методическое обеспечение не учитывает гендерный аспект;
низкий процент мужчин-педагогов;
преобладание в предметно-развивающей среде «девчоночьих» материалов и пособий;
построение педпроцесса без учёта гендерных особенностей.
Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость гендерного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью.
В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В группах нашего детского сада созданы условия для игр «Военных», «Рыцарей» и др. Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами. Воспитатели должны создать условия для того, чтобы мальчики принимали на себя мужские роли, а девочки - женские.
Внедрение гендерных технологий происходит:
- по средством народных игр (являются неотъемлемой частью национального богатства и способствует гендерному воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы быта, обычаи, труд мужчин и женщин);
- сказок (они учат послушанию, любви к земле родной, народу, почитать родителей, быть добрым, справедливым);
- пословицы и по говорок и (учат выделить свод правил поведения);
- театральные игры (проигрывание народных сказок);
-дидактические игры («Сундучок хозяюшки», «Одень куклу», «Кто что делает», «Кем я буду и каким?»)
Для успешного воспитания разнополых детей, осуществления гендерного подхода необходимо:
-предоставление детям возможности для постоянной позитивной трансляции собственного опыта;
-выявление и контроль принципов и качества усвоения знаний разнополыми детьми;
-обеспечение оптимального выбора форм, методов, средств обучения разнополых детей;
-создание условий для позитивной трансляции гендерного опыта педагога в ДОУ;
-учет педагогом гендерной составляющей во взаимоотношениях с ребенком.
Безусловно, важным фактором в процессе формирования психического пола ребенка является семья и, в частности, пример поведения родителей, их взаимоотношений и трудового сотрудничества друг с другом и с детьми, и в особенности мальчиков с отцами и дедушками, а девочек - с матерями и бабушками.
Семья - важнейший институт полоролевой социализации детей.
Работа с родителями носит информационно – практический характер. Для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими, осведомленными в данном вопросе, т. е. компетентными.
Компетентность родителей предполагает овладение ими аспектами гендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического и даже исторического плана.
Мальчик и девочка – два разных мира.
Дети будут кушать с большим аппетитом, если девочкам говорить, что нужно есть чтобы:
«Глазки блестели»;
«Кожа и ногти были красивыми»;
«Что бы выглядеть как принцесса»;
«Щечки были румяными» и т.д.
Замечено, что мальчики едят быстро, торопятся, поэтому можно поступить по принципу противопоставления:
«Девочки, покажите пример мальчикам, как нужно правильно держать ложку»,
«Девочки держите осанку – вы же дамы!»,
«Чей стол чище…» и т.д.
При организации педагогического процесса:
Проведение дифференциации видов деятельности разнополых детей (создание условий для занятий мальчиков «мужским» ремеслом, для занятий девочек рукоделием);
Учет гендерной составляющей игр и игрушек разнополых детей (полноценный набор игрового материала в соответствии с возрастными особенностями.
Для детей младшего дошкольного возраста иметь в наличии игрушки животных мужского и женского пола, весь набор одежды для кукол (не только платья, но и обувь, носки, перчатки, головные уборы).
Для детей среднего возраста пополнить уголок ряженья, чтобы дети могли легко перевоплощаться в любых сказочных и реальных героев.
Для детей старшего возраста обеспечить каждому мальчику набор слесарных инструментов, конструкторы; девочкам – весь спектр оборудования для сюжетно – ролевых игр).
При обучении и воспитании мальчиков и девочек в разных видах деятельности необходимо использовать дифференцированный подход.
Решением задач гендерного воспитания необходимо заниматься не только воспитателям, но и другим специалистам, это педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, учитель- логопед. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы.
При организации и проведении занятий педагогами должна учитываться психологическая особенность мальчиков и девочек: при анализе занятий оценивались их знания, а не поведение.
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГА
девочки
мальчики
Типовые и шаблонные задания
Задания ориентированные на поисковую деятельность
Движения спокойные, пластичные, выразительные
Более подвижны, их движения просты, угловаты, рискованны
Для девочек в игре важнее поддержание хороших отношений
В играх мальчиков присутствует конфликтное и соревновательное начало, для них важна победа
Игры опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя
Игры опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом. Бросают предметы в цель
Чувствительны к шуму, резкие звуки их раздражают
Более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, неуверенны в себе и более агрессивны
У них больше развита чувствительность кожи, поэтому девочкам надо чаще гладить их кожные покровы
Трудновоспитуемые — их чаще ругают
Лучше развита беглость речи
До 8 лет острота слуха у мальчиков выше
Лучше развита мелкая моторика рук.
Лучше решают задачи на сообразительность, требующие умственного поиска
Девочки биологически запрограммированы на большую устойчивость к жизненным ситуациям
Вопросы мальчики задают конкретно, для получения информации
В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, происходит принятие гендерной роли:
• к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
• в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Физические особенности развития:
Мальчики:
- Лучше развито правое полушарие, участвующее в распознавании и анализе зрительных и музыкальных образов, формы и структуры предметов, в сознательной ориентации в пространстве.
- Здоровье слабее. Организм хуже сопротивляется болезням. Многие болезни переносятся тяжелее.
- Физически сильнее.
- Ориентируются на дальнее зрение.
- Более подвижны, менее усидчивы, т. к. потребность в движении выше в 4 – 6 раз. В 9 раз чаще страдают от своей гиперактивности.
- Труднее обрабатывают информацию, полученную разными полушариями.
- Легкие мальчиков по величине больше.
- Крови на пол литра больше, чем у девочек.
- Используют в рисунке меньшее количество цветов. Их цветовая гамма менее насыщенная.
- Себя зачастую изображают на фоне машин.
- Больше внимания при рассказе уделяют действиям. Рассказы отличаются незавершённостью, простотой изложения, традиционностью сюжета.
Девочки:
- Лучше развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речевой деятельности, письма, счета и логического мышления.
- Девочки дышат грудью.
- Большая выносливость. Более крепкое здоровье.
- Физически слабее.
- Организм лучше сопротивляется болезням.
- Быстрее утомляются.
- Чувствительны к шуму.
- Ориентируются на ближнее зрение.
- Менее подвижны. Более усидчивы.
- У девочек сердце бьётся быстрее. Поэтому они такие суетливые.
- Любят рисовать себя в фате. Рисуют себя с четко выделенными ресницами и ртом, любят прорисовывать взрослые атрибуты.
- Речь обычно богаче. Словарный запас обогащается значительно быстрее.
- Более детально описывают предметы. Используют сложные предложения в речи. Более эмоциональны.
Одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков, игровых зон для девочек, оформление прихожей, спальни и других помещений, в которых бывают дети).
Для девочек – это игры на семейно-бытовые темы: «Ленточки и бантики», «Подбери одежду кукле», «Чья игрушка?». Для мальчиков – это игры в «пожарных», «моряков», «военных», «рыцарей» и др.
Нужно использовать маркеры с акцентом на гендерную идентичность. Оформить метки на шкафчиках для одежды. Для девочек подобрать картинки с изображением кукол, а для мальчиков – машин. Такие же красочные маркеры можно изготовить для кроватей и шкафчиков для полотенец. Подобрать для девочек полотенца одного цвета, а для мальчиков – другого.
В книжном уголке можно организовывать «Выставки книг про девочек и для девочек», «Выставки книг про мальчиков и для мальчиков».