Просмотр содержимого документа
«Доклад "Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста"»
В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования. В соответствии с ФОП ДО, дошкольное образование нацелено на приобщение детей к базовым ценностям российского народа, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей. В связи с этим, пересматриваются и внедряются приоритетные формы и методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.
Характерной особенностью дошкольного возраста являются познавательные интересы, выражающиеся в самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого об окружающем мире, его особенностях, о взаимосвязях объектов, явлений и чувств.
Таким образом, возникающая необходимость у ребенка к познанию, будет реализована с помощью творческой деятельностной активности как самостоятельно, так и со сверстниками и взрослыми.
Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, неизведанного, а порой и провести «эксперимент». Поэтому проблема организации познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном возрасте является актуальной.
Исходя из требований ФГОС ДО и ФОП ДО, большое внимание уделяется формированию познавательных интересов и действий ребенка. Элементы поисковой деятельности встречаются в многочисленных программах, методических разработках.
Известные философы и педагоги прошлого и современности в своих трудах доказывали, что познавательная активность детей способствует развитию ключевых компетентностей, таких как социализация (через опыты и наблюдения дети взаимодействуют друг с другом); коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений); информационная осведомленность (через опыты, наблюдения дети получают знания); деятельная (идёт подборка материалов для решения поставленных задач).
Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, о том, что окружает, перерастающие в стремление заниматься выбранной областью знаний, которая приносит удовольствие и удовлетворение.
Дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и исследование объектов и явлений реальности. Необходимо подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности, воображения, формированию устойчивых познавательных интересов.
Планируя работу с детьми, используем следующие формы работы:
• специально организованное занятие с включением эксперимента на заданную тему;
• совместная деятельность педагога с детьми;
• свободная самостоятельная деятельность детей.
Это способствует закреплению ранее изучаемого материала, расширению представления о предметах и явлениях, дает возможность удовлетворить присущую им любознательность, поддержать уверенность в своих способностях, формирует навыки самостоятельной деятельности, «подогревает» интерес к познанию.
Для развития познавательного потенциала дошкольников нами была разработана программа по познавательно - исследовательскому развитию «Любопытная Варвара». Данная программа призвана способствовать повышению образовательного уровня детей, развитию познавательного интереса к окружающему миру, любознательности, восприятия, мышления, речи, формированию мировоззрения и духовно-нравственных ценностей личности. Окружающий дошкольника мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать.
В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. Созданная в группе экспериментальная лаборатория в комплексе с уголком живой природы, стимулирует детей к активности в разных видах деятельности, развивает творческие способности, создает условия для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций, с целью осмысления сути предметов, явлений, чувств.
Организация работы с детьми требует:
• постановки исследовательской задачи (Цель)
• уточнения правил безопасности
• алгоритма плана исследования
• выбора оборудования, самостоятельного его размещения детьми в зоне исследования.
• проверки гипотезы (эксперимент)
• анализа и обобщения полученных результатов .
Содержание познавательного развития детей эффективно реализуется во всех видах деятельности.
Для решения задач преемственности дошкольного учреждения и семьи привлекаем родителей к активной помощи.
В своей работе используем:
• анкетирование родителей по вопросам познавательно - исследовательской деятельности;
• круглые столы, совместная организованная деятельность детей и родителей, мастер – классы, практикумы;
• выставки фотографий;
• привлечение к созданию познавательно - развивающей среды в группе;
• интернет – пространство (соц.сети).
Совместная деятельность педагога, детей и родителей, направленная на поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, дала возможность добиться положительных результатов, что помогло нацелить родителей на необходимость поддержания в ребёнке любознательности, пытливости; способствовало сплочению семьи, так как многие задания приходилось выполнять совместно с детьми. Это позволило вовлечь родителей в жизнь ДОУ и группы, помогло объединить в одно целое образовательное пространство.
Система работы с детьми по познавательно- исследовательской деятельности доказала свою необходимость и эффективность. Анализируя свой опыт работы, мы пришли к выводу, что специально организованная поисковая деятельность в детском саду и дома, побуждает наших воспитанников самостоятельно добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях. У детей расширяется кругозор, развивается наблюдательность, внимание, память, речь, мышление, интерес, что способствует воспитанию всесторонне развитой личности.