Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Игры по экологии в детском саду"»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19 «Ручеёк» г. Гая Гайского муниципального округа Оренбургской области
(МАДОУ № 19)
462635, Оренбургская область, Гайский городской округ, проспект Победы, 12А,
тел. (35362) 4-08-76 e-mail: madou19g.gai19@yandex.ru
Выступление на педагогическом часе на тему:
«Игры по экологии в детском саду»
Подготовил:
педагог I квалификационной категории
Карабутова В. А.
г. Гай, 2025 г.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является важным аспектом образовательного процесса, направленным на формирование бережного отношения к природе и окружающей среде. Через игры дети познают мир, развивая внимание, мышление, память и творческие способности. Организация экологических игр помогает детям осознать ценность природы, почувствовать ответственность за её сохранение и воспитывать экологическое сознание.
Разрешите познакомить вас с методами организации экологических игр, способствующих развитию экологической культуры дошкольников.
Дети дошкольного возраста особенно восприимчивы к восприятию окружающего мира. Экологические игры позволяют педагогам формировать следующие качества:
- Бережное отношение к растениям, животным и природным ресурсам.
- Осознание важности сохранения чистоты воздуха, воды и почвы.
- Развитие интереса к изучению природных явлений и процессов.
- Формирование элементарных представлений о взаимосвязях между человеком и природой.
Формы и методы экологических игр
1. Дидактические игры
Дидактические игры направлены на развитие познавательной активности детей. Они помогают закрепить знания о растениях, животных, временах года и явлениях природы. Примеры дидактических игр:
«Кто живёт в лесу?» Игра направлена на закрепление знаний о лесных обитателях. Дети раскладывают карточки с изображениями животных и растений по соответствующим группам («хищники», «травоядные», «растения»).
«Собери мусор!» Педагог заранее готовит набор карточек с изображением различных предметов (бумага, пластик, стекло). Задача ребёнка — разложить предметы по контейнерам правильной утилизации мусора.
2. Подвижные игры
Подвижные игры способствуют физическому развитию детей и формированию основ здорового образа жизни. Такие игры учат взаимодействовать друг с другом и ценить природу. Примеры подвижных игр:
«Охота за сокровищами». Заранее спрятанные предметы имитируют природные объекты (камешки, шишки, листья), задача ребенка — собрать их быстрее всех, изучив правила обращения с находками.
«Животные и среда обитания». Ребёнок выбирает карточку животного и показывает движения соответствующего животного. Остальные дети отгадывают, кто изображается.
3. Творческие занятия
Творчество развивает воображение, эстетический вкус и способствует выражению чувств и эмоций. Например:
Рисование на тему «Моя любимая природа». Детям предлагается нарисовать любимые места отдыха на природе, показать своё восприятие красоты родного края.
Создание поделок из природного материала: листьев, веточек, семян. Эти занятия знакомят детей с разнообразием материалов, используемых в быту, и демонстрируют важность вторичного использования ресурсов.
4. Театрализованные представления
Театр позволяет ребёнку войти в роль персонажей природы и прочувствовать свою связь с окружающим миром. Театр формирует чувство ответственности перед природой и понимание последствий собственных действий.
Пример сценария театрализации:
Птицы и насекомые благодарят людей за заботу о своей среде обитания. Дети надевают костюмы птиц и насекомых, играют роли добрых героев.
Основные принципы организации экологических игр
При проведении экологических игр важно соблюдать ряд принципов:
- Простота правил и понятность задания для каждого ребёнка.
- Положительный эмоциональный настрой участников.
- Постепенное усложнение заданий в зависимости от уровня развития группы.
- Регулярная смена видов деятельности, предотвращающая утомляемость.
Подведу итог своего доклада: организация экологических игр должна стать неотъемлемой частью повседневной образовательной деятельности в детском саду. Важно создать условия, при которых каждый ребёнок сможет проявить себя, расширить кругозор и сформировать основы экологического сознания. Использование разных форм и методов делает процесс увлекательным и эффективным средством воспитания экологически грамотного поколения.