«Что такое толерантность и формирование ее у детей дошкольного возраста»
«Что такое толерантность и формирование ее у детей дошкольного возраста»
В русском языке из словаря В.И.Даля: толерантность - это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру.
Из словаря С.И.Ожегова: толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру ребенка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма, позитивную лексику.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Что такое толерантность и формирование ее у детей дошкольного возраста»»
Семинар для педагогов по теме:
«Что такое толерантность и формирование ее у детей
дошкольного возраста»
Г.Дзержинск
Результаты анкетирования педагогов.
Что такое толерантность?
16 ноября 1995 года главной организацией планеты - ООН принята Декларация принципов толерантности. Этот день стал международным днем толерантности. Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках и даже в официальных языках ООН толерантность определяется по-разному. Заглянем в словари разных языков:
В русском языке из словаря В.И.Даля: толерантность - это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру.
Из словаря С.И.Ожегова: толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру ребенка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма, позитивную лексику.
В английском - «готовность и способность без протестов воспринимать личность или вещь»;
Во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»;
В китайском - «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»;
В арабском - «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим»;
В персидском - «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению».
Как видим, толерантность - это не просто отдельно взятое качество, а многогранный фактор взаимосвязанных свойств личности.
Обсуждение'.
- Как вы понимаете слово «толерантность»?
Обобщение, обсуждение полученного, выведение понятия «толерантность».
Понятие «толерантность» имеет множество сторон. Каждое определение выявило какую-то грань толерантности.
(На магнитной доске):
Толерантность:
Сотрудничество, дух партнерства.
Готовность мириться с чужим мнением.
Уважение человеческого достоинства.
Уважение прав других.
Принятие другого таким, какой он есть.
Способность поставить себя на место другого.
Уважение права быть иным.
Признание многообразия.
Признание равенства других.
Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
Принципы формирования толерантности у детей:
Формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости является сегодня насущной проблемой нашего общества.
В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур, умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми на основе сотрудничества и взаимопонимания должно прививаться уже с ражего возраста. Именно в детском обществе у ребёнка может сформироваться реальная готовность к толерантному поведению.
Е.А. Ильинских обосновывает логику формирования основ толерантности у детей дошкольного возраста.
Первый этап - информационно-познавательный. На данном этапе формирования толерантности ребенок получает необходимую информацию о многообразии окружающего его мира, о самом себе, об окружающих его людях.
Второй этап - аффективный, т. е. эмоционально-волевой. Задачей толерантного воспитания детей дошкольного возраста на данном этапе является выработка положительных оценок по отношению к окружающим людям, людям разных национальностей, ко всему, что окружает его, в соответствии с нравственными устоями общества.
Третий этап - мотивационно-поведенческий. На данном этапе происходит апробация способов толерантного поведения в деятельности и повседневной жизни.
Соблюдение такой последовательности в формировании у дошкольников основ толерантности в полной мере соответствует возрастным и психологическим особенностям детей.
Реализация комплексного подхода к формированию толерантности строится на следующих принципах:
Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми.
Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами.
Принцип рефлексивной позиции. Предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.
Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения.
Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.
Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по формированию толерантности
Безусловно, формирование основ толерантности у дошкольников может осуществляться самыми разнообразными педагогическими средствами, методами и формами работы. Важнейшим из них является игра, как наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка, основная целью которой - освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия. В процессе игры ребёнок упражняется в активном взаимодействии с окружающим миром, с миром сверстников (в том числе разных национальностей). Игры формируют у детей такие качества, как общительность, доброта, чуткость, взаимопомощь, столь необходимые для жизни в обществе. В игре могут возникать конфликтные ситуации, которые ребёнок учится разрешать самостоятельно или с помощью взрослого.
В дошкольных организациях накоплен опыт использования и других эффективных форм и методов работы с детьми, в ходе которых возможно заложить основы толерантности у дошкольников:
психогимнастика на снятие напряжения, развитие эмоциональноличностной сферы («Мое настроение», «Веселый - грустный»);
этюды и упражнения, направленные на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми («Подарок»), на воспитание уважения к людям различных национальностей и рас («Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы»);
рисование, задача которого состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка («Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»);
использование художественного слова - стихотворений, считалок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира;
слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов;
проведение праздников и других массовых мероприятий с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира («Масленица», «Рождество» и др.);
театрализованная деятельность дошкольников - драматизация по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
знакомство детей с традициями разных стран (Новый год и другие праздники народов мира);
словотворчество (сочинение сказок и историй самими детьми);
экскурсии (посещение детской библиотеки, музея).
Все эти формы работы с детьми позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствуют воспитанию толерантности, уважения к правам других людей и уважительного отношения к другой культуре.
Роль семьи в формировании толерантности у дошкольников
Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если родители обладают интолерантным сознанием.
А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети - зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим родителям толерантно относиться к своему ребенку. Что это значит?
Во-первых, не обижать его.
Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.
В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка.
Это самый сложный момент, но и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.
В-четвертых, нельзя унижать достоинство ребенка - игнорировать его, проявлять неуважение к его интересам и увлечениям и т.п.
В-пятых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.
Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, родители показывают ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.
6. Формирование толерантности у дошкольников к детям с ОВЗ.
Особое значение приобретает работа по формированию толерантности в коллективах, где некоторые его воспитанники имеют ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Результативность формирования толерантности у дошкольников обеспечивается реализацией комплексного подхода в организации и содержании педагогической деятельности в данном направлении. Комплексный подход включает в себя работу не только со здоровыми детьми и детьми с ОВЗ, но и с взрослыми, которые непосредственно влияют на их развитие, становление. Это - педагоги ДОУ и родители детей (с ОВЗ и без них). Дошкольники в силу своих возрастных особенностей во многом подражают взрослым, а значит, работу по формированию толерантности необходимо вести и с ними].
Таким образом, система формирования толерантности у детей дошкольного возраста к детям с ОВЗ включает в себя три основных направления:
Педагогическая деятельность с детьми через: праздники и массовые мероприятия; толерантные игры; беседы, проблемные ситуации; сочинение и инсценировка сказок; игры-занятия, непосредственную образовательную деятельность.
Педагогическая деятельность с родителями в следующих формах: тренинги, семинары, совместные мероприятия, беседы, консультации, ролевые игры.
Педагогическая деятельность с педагогами, предполагающая открытые просмотры занятий, тренинги, семинары; ролевые игры, моделирование; консультирование.
Вывод: в ходе реализации перечисленных мероприятий могут быть получены следующие результаты: дошкольники знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети смогут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять симпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.
Хочется закончить мое выступление «Гимном толерантности» «Про всех
на свете» Б.Заходера о могуществе толерантности и разнообразия.