kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Что такое толерантность и формирование ее у детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В русском языке из словаря В.И.Даля: толерантность - это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру.

Из словаря С.И.Ожегова: толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру ребенка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма, позитивную лексику.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Что такое толерантность и формирование ее у детей дошкольного возраста»»





























Семинар для педагогов по теме:

«Что такое толерантность и формирование ее у детей

дошкольного возраста»

































Г.Дзержинск













  1. Результаты анкетирования педагогов.



  1. Что такое толерантность?

16 ноября 1995 года главной организацией планеты - ООН принята Декларация принципов толерантности. Этот день стал международным днем толерантности. Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках и даже в официальных языках ООН толерантность определяется по-разному. Заглянем в словари разных языков:

В русском языке из словаря В.И.Даля: толерантность - это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру.

Из словаря С.И.Ожегова: толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру ребенка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма, позитивную лексику.

В английском - «готовность и способность без протестов воспринимать личность или вещь»;

Во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»;

В китайском - «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»;

В арабском - «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим»;

В персидском - «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению».

Как видим, толерантность - это не просто отдельно взятое качество, а многогранный фактор взаимосвязанных свойств личности.

Обсуждение'.

- Как вы понимаете слово «толерантность»?

Обобщение, обсуждение полученного, выведение понятия «толерантность».


Понятие «толерантность» имеет множество сторон. Каждое определение выявило какую-то грань толерантности.

(На магнитной доске):


Толерантность:

  1. Сотрудничество, дух партнерства.

  2. Готовность мириться с чужим мнением.

  3. Уважение человеческого достоинства.

  4. Уважение прав других.

  5. Принятие другого таким, какой он есть.

  6. Способность поставить себя на место другого.

  7. Уважение права быть иным.

  8. Признание многообразия.

  9. Признание равенства других.

  10. Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

  11. Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.

  1. Принципы формирования толерантности у детей:

Формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости является сегодня насущной проблемой нашего общества.

В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур, умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми на основе сотрудничества и взаимопонимания должно прививаться уже с ражего возраста. Именно в детском обществе у ребёнка может сформироваться реальная готовность к толерантному поведению.

Е.А. Ильинских обосновывает логику формирования основ толерантности у детей дошкольного возраста.

Первый этап - информационно-познавательный. На данном этапе формирования толерантности ребенок получает необходимую информацию о многообразии окружающего его мира, о самом себе, об окружающих его людях.

Второй этап - аффективный, т. е. эмоционально-волевой. Задачей толерантного воспитания детей дошкольного возраста на данном этапе является выработка положительных оценок по отношению к окружающим людям, людям разных национальностей, ко всему, что окружает его, в соответствии с нравственными устоями общества.


Третий этап - мотивационно-поведенческий. На данном этапе происходит апробация способов толерантного поведения в деятельности и повседневной жизни.

Соблюдение такой последовательности в формировании у дошкольников основ толерантности в полной мере соответствует возрастным и психологическим особенностям детей.

Реализация комплексного подхода к формированию толерантности строится на следующих принципах:

  1. Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми.

  2. Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами.

  3. Принцип рефлексивной позиции. Предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.

  4. Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения.

  5. Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.



  1. Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по формированию толерантности

Безусловно, формирование основ толерантности у дошкольников может осуществляться самыми разнообразными педагогическими средствами, методами и формами работы. Важнейшим из них является игра, как наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка, основная целью которой - освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия. В процессе игры ребёнок упражняется в активном взаимодействии с окружающим миром, с миром сверстников (в том числе разных национальностей). Игры формируют у детей такие качества, как общительность, доброта, чуткость, взаимопомощь, столь необходимые для жизни в обществе. В игре могут возникать конфликтные ситуации, которые ребёнок учится разрешать самостоятельно или с помощью взрослого.

В дошкольных организациях накоплен опыт использования и других эффективных форм и методов работы с детьми, в ходе которых возможно заложить основы толерантности у дошкольников:

  • психогимнастика на снятие напряжения, развитие эмоционально­личностной сферы («Мое настроение», «Веселый - грустный»);

  • этюды и упражнения, направленные на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми («Подарок»), на воспитание уважения к людям различных национальностей и рас («Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы»);

  • рисование, задача которого состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка («Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»);

  • использование художественного слова - стихотворений, считалок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира;

  • слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов;

  • проведение праздников и других массовых мероприятий с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира («Масленица», «Рождество» и др.);

  • театрализованная деятельность дошкольников - драматизация по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

  • знакомство детей с традициями разных стран (Новый год и другие праздники народов мира);

  • словотворчество (сочинение сказок и историй самими детьми);

  • экскурсии (посещение детской библиотеки, музея).

Все эти формы работы с детьми позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствуют воспитанию толерантности, уважения к правам других людей и уважительного отношения к другой культуре.

  1. Роль семьи в формировании толерантности у дошкольников




Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если родители обладают интолерантным сознанием.

А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети - зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим родителям толерантно относиться к своему ребенку. Что это значит?

  • Во-первых, не обижать его.

  • Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.

  • В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка.

Это самый сложный момент, но и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.

  • В-четвертых, нельзя унижать достоинство ребенка - игнорировать его, проявлять неуважение к его интересам и увлечениям и т.п.

  • В-пятых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.

Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, родители показывают ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

6. Формирование толерантности у дошкольников к детям с ОВЗ.

Особое значение приобретает работа по формированию толерантности в коллективах, где некоторые его воспитанники имеют ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Результативность формирования толерантности у дошкольников обеспечивается реализацией комплексного подхода в организации и содержании педагогической деятельности в данном направлении. Комплексный подход включает в себя работу не только со здоровыми детьми и детьми с ОВЗ, но и с взрослыми, которые непосредственно влияют на их развитие, становление. Это - педагоги ДОУ и родители детей (с ОВЗ и без них). Дошкольники в силу своих возрастных особенностей во многом подражают взрослым, а значит, работу по формированию толерантности необходимо вести и с ними].

Таким образом, система формирования толерантности у детей дошкольного возраста к детям с ОВЗ включает в себя три основных направления:

  1. Педагогическая деятельность с детьми через: праздники и массовые мероприятия; толерантные игры; беседы, проблемные ситуации; сочинение и инсценировка сказок; игры-занятия, непосредственную образовательную деятельность.

  2. Педагогическая деятельность с родителями в следующих формах: тренинги, семинары, совместные мероприятия, беседы, консультации, ролевые игры.

  3. Педагогическая деятельность с педагогами, предполагающая открытые просмотры занятий, тренинги, семинары; ролевые игры, моделирование; консультирование.

Вывод: в ходе реализации перечисленных мероприятий могут быть получены следующие результаты: дошкольники знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети смогут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять симпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.

Хочется закончить мое выступление «Гимном толерантности» «Про всех

на свете» Б.Заходера о могуществе толерантности и разнообразия.

Все- все,

Все на свете,

На свете нужны,

И Мошки,

Не меньше нужны,

Чем Слоны.

Нельзя обойтись без чудищ

Нелепых

И даже без хищников, -


Злых и свирепых.


Нужны все на свете!

Нужны все подряд - Кто делает мед

И кто делает яд.

Плохие дела

У Кошки без Мышки,

У Мышки без Кошки

Не лучше делишки! И если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы все-таки очень

Друг другу нужны!

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,


Ошибкой окажется!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
«Что такое толерантность и формирование ее у детей дошкольного возраста»

Автор: Токарева Наталия Александровна

Дата: 27.08.2025

Номер свидетельства: 673626

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "«Этическая беседа как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(99) "etichieskaia-biesieda-kak-sriedstvo-vospitaniia-ghumannykh-chuvstv-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "227964"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441032041"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "«Что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОО?» "
    ["seo_title"] => string(92) "chto-takoie-zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-piedaghoghichieskom-protsiessie-doo"
    ["file_id"] => string(6) "147140"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419332778"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Реализация социально-коммуникативного развития детей в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(61) "realizatsiia_sotsialno_kommunikativnogo_razvitiia_detei_v_dou"
    ["file_id"] => string(6) "555714"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1597314270"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Публичное выступление "Инклюзивное образование детей в дошкольном образовательном учреждении""
    ["seo_title"] => string(80) "publichnoie_vystuplieniie_inkliuzivnoie_obrazovaniie_dietiei_v_doshkol_nom_obraz"
    ["file_id"] => string(6) "410807"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1492800043"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "«Игровые формы работы с детьми по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»."
    ["seo_title"] => string(80) "igrovye_formy_raboty_s_detmi_po_formirovaniiu_osnov_bezopasnogo_povedeniia_v_byt"
    ["file_id"] => string(6) "556692"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1598793003"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства