Альтернативные методы и приемы как средство формирования коммуникативной функции у дошкольников с ОНР
Альтернативные методы и приемы как средство формирования коммуникативной функции у дошкольников с ОНР
Альтернативные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи.На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.Терапевтические возможности нетрадиционных приемов содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Альтернативные методы и приемы как средство формирования коммуникативной функции у дошкольников с ОНР»
«Болашақ» бөбекжай - бақшасы МҚКК
ГККП ясли - сад «Болашақ»
Обобщение педагогического опыта работы учителя - логопеда
II категориивысшего уровня квалификации
Авдеевой Е.А.
Тема «Альтернативные методы и приемы как средство формирования коммуникативной функции
у дошкольников с ОНР»
Введение
Я работаю логопедом в детском саду Болашақ. Работа каждого педагога нашей детского сада направлена на психолого-педагогическую коррекцию физических и психологических отклонений в речи и здоровье детей, и подготовку их школьному обучению, поэтому я выбрала для себя тему «Альтернативные методы и приемы как средство формирования коммуникативной функции у дошкольников с ОНР».
Альтернативные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи.
Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Эффект их применения зависит от компетенции педагога. Умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно - развивающего процесса, создавать психофизиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности нетрадиционной медицины содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
В комплексном преодолении ОНР наряду с традиционными методами и приемами педагоги нашего детского сада используют и альтернативные. На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, глина, воско-, и др).
Мне хотелось бы остановиться на тех, которые я применяю в своей педагогической деятельности нашем детском саду. Это дермолексия, лито-терапия, арт-терапия, применение простых шерстяных веревочек, кинетического песка.
1.1 ЧТО ТАКОЕ ДЕРМОЛЕКСИЯ?
ДЕРМОЛЕКСИЯ это — способность человека к опознанию начертанных на коже цифр, букв, слов, предметов.
Условия применения метода деромолексии с детьми: согласие и желание ребенка и творческий подход педагога к проведению занятий.
Применяю метод дермолексии дляформирования стабильного графического образа буквы (графемы) на полианализаторной основе. «Рисую» на ладони или спинке ребенка букву, а тот должен опознать ее. Ребенок при этом получает импульсы от тактильных рецепторов, распознает букву, показывает эту букву т.е активизирует зрительное восприятие и проговаривает ее – вовлекая в процесс обучения речеслуховую память.
Благодаря методу дермолексии закрепляю знания детей основных геометрических фигур. «Рисую» на ладони или спинке ребенка геометрическую фигуру, а ребенок узнает ее и показывает, также развиваем способность распознавать очертания предметов.
16 слайд Для развития мелкой моторики разработано много разных, интересных методов и приемов, используются разнообразные стимульные материалы. Выбор средств достаточно широк.
Не стали исключением самые обычные нитки, разной длины и всевозможных цветов.
17 слайд Готовность к овладению письмом является важным этапом подготовки детей с ОНР к обучению в школе
Формируя графические навыки с помощью простых веревочек, важно знать, что эту работу лучше проводить в несколько этапов:
- Формировать умение выкладывать горизонтальные и вертикальные линии из ниток, следить за движением своей руки.
- Научить копировать: круг, квадрат и другие геометрические изображения и обязательно следить глазами за движением своей руки.
- Уметь выкладывать нитки по контуру, с применением шаблонов, «выложи по контуру линии» (уменьшение или увеличение объекта по контуру и без). «повтори рисунок», «закончи узор», «соедини контуры между собой»( «нарисуй букву».
18 слайд. Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов. Для массажа можно из ниток приготовить небольшие мячики (чтобы катать их между ладошек), связать несколько ниток разных цветов и перебирая их пальцами продвигаться от нитки одного цвета к другой, пока не достигнем самого начала.
19 слайд Кроме самомассажа можно выполнять упражнения на напряжение и расслабления мышц – «дерни за веревочку» (веревочка зажата в кулаке, ее нужно выдернуть). Или упражнение «Вот шагает великан» (один конец веревочки держим в правой руке, а другой в левой) выполняем «Шагающие» движения, развиваем тактильные ощущения, тренируя мышечную память.
20 слайд Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому мы обратились к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием шерстяных веревочек. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.
21 слайд Проводим совместные занятия с родителями. Все вместе придумываем игру сказку и выкладываем к ней картинку из шерстяных веревочек. Педагоги и родители стремятся вызывать эмоционально положительное состояние у ребенка, удовольствие от игр-сказок.
Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.
«Проигрывать» разнообразные жизненные ситуации, создавая композиции на полотне с помощью разноцветных веревочек.
8 слайд Следующий метод с которым я хотела бы вас познакомить лито-терапия.
Лито-терапия это одна из разновидностей игро-терапии. Для работы применяются цветные, речные и базальтовые камешки.
9 слайд Рекомендуем применять этот метод при закреплении материала по лексическим темам,
10 слайд Закрепление основных геометрических фигур
Предлагаем сначала выкладывать геометрическую фигуру по контуру цветной картинки, спрашиваем, какая фигура получилась из разноцветных камешков.
Усложняем задание, предлагаем выложить геометрическую фигуру без картинки
11 слайд Работаем над словообразованием
Выкладываем из камешков картинку, н-р дом, предлагаем выложить поменьше.
Спрашиваем, если большой, то мы называем дом, а как назвать маленький….т.е. отрабатываем правильное применение уменьшительно-ласкательных суффиксов
Просим ребенка показать, где высокая елочка, а где низкая.- закрепляем знание антонимов Выкладываем цифры и соответствующее число предметов, обязательно проговариваем
1 конфета, 3 конфеты и 5 конфет – отрабатываем навык согласования числительных с сущ.
12 слайд Базальтовыми камешками можно делать расслабляющий массаж на ручках маленьких воспитанников. Камни нагреваем в горячей воде, сушим их, на 1-2 мин. Выкладываем на ручки ребенка. Это помогает ребенку успокоиться, переключить и сконцентрировать внимание
13 слайд Широко известный метод арт-терапии мы применяем в рисовании по стеклу гуашью.
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребенка захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.
Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться.
14 слайд Применяем при выполнении арт гимнастики, автоматизации звуков. Необходимо вспомнить слова, начинающиеся на определенный звук и нарисовать картинку
15 слайд. Расширяем и систематизируем словарный запас
22 слайд.На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Эффект их применения зависит от компетенции педагога.
Т.е. умения использовать новые возможности,
включать действенные методы в систему коррекционно - развивающего процесса, создавать психологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» в своих силах.
Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.
На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитание и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал традиционные и альтернативные методы, все остальное зависит только от нас.