1. Развитие речи «Комнатные растения» Цель: Вспомнить и обобщить названия комнатных растений, их частей и действия по уходу за растениями (поливать, рыхлить землю, протирать или сбрызгивать листья). Задачи: Обобщить представления комнатных растениях, правила и способы ухода за ними; Упражнять детей говорить полными предложениями, согласовывая прилагательные с существительными.- Совершенствовать умения понимать словесную инструкцию. Учить составлять описательный рассказ по схеме. Развивать эстетический вкус, умение получать положительные эмоции от вида и соприкосновения с комнатными растениями, умение описывать предмет, выделяя его части и характерные признаки. Развивать мышление, связную речь, память, воображение, внимание и наблюдательность; умение слушать, вступать в диалог; Прививать интерес к комнатным растениям, желание ухаживать за ними. Воспитывать положительное отношение к природе, любовь к труду, чтобы получать от труда удовольствие. Материалы: лейки, комнатные растения в горшках. Предварительная работа: Чтение стихов, загадок о комнатных растениях; Беседа о комнатных растениях; Рассматривание фото, иллюстраций о комнатных растениях; Ход. 1. Вводная часть. Упражнение «Доброе утро». Дети стоят в кругу. Предложить детям назвать своего соседа, стоящего справа ласково Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь друг с другом глазами. Посмотрите на меня. Пусть ваши глаза на несколько секунд станут бабочками. • «Бабочки летят»- поморгайте глазами сначала медленно, потом быстро • Закройте глаза, откройте. • «Бабочки» медленно полетели вверх, вниз. • Закройте глаза, откройте. Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, о чем мы будем с вами сегодня говорить, отгадайте загадку. — Я загадаю загадку, вы отгадайте ее: Воздух очищают, Создают уют. На окнах зеленеют И зимой цветут. Дети: комнатные растения. Воспитатель: Для чего нам нужны комнатные цветы? Дети: для красоты, уюта, они очищают воздух, «дают» кислород. На доске картинки комнатных растений. Воспитатель: — Вам знакомы эти комнатные растения? — Как называется комнатное растение, которое стоит первым? — Как называется растение, которое стоит между вторым и четвертым? — Есть ли среди этих растений, растение, которое начинается со звука «О», назовите? — Назовите второе растение, последнее и т. д. Воспитатель: — Как вы думаете, живые ли комнатные растения? — Почему? Докажите. Дети: они размножаются, растут, дышат, пьют. Воспитатель: — Чем похожи комнатные растения? Дети: у всех есть корень, стебель, листья, цветы Воспитатель: — Что нужно всем растениям для роста? Дети: свет, тепло, вода, воздух (Показ иллюстрации). Упражнение “Покажи и расскажи” Ксюша, полей фиалку. (названный ребёнок встаёт и выполняет действие) Ксюша, что ты делаешь? (поливаю фиалку) Даша, что делает Ксюша? (поливает фиалку) Спасибо, Ксюша, садись. Диана, что Ксюша сделала? (полила фиалку) Дидактическая игра «Отгадай растение». Воспитатель: — О каком комнатном растении эта загадка: На целый век украсит дом И всех излечит в доме том. Цветок тот неказист на вид, Но как целитель знаменит. (алоэ) — Когда мы можем применять алоэ? Дети: для лечения насморка, для лечения ранок. Воспитатель: — У какого растения кончик молодого листа завернут как улитка? (у папоротника) — У какого комнатного растения пахнут не только цветы, но и листья? (герань). — Назовите комнатные растения, которые нельзя опрыскивать? (фиалка, бегония, герань) Физкультминутка Мы дорожки подметаем (имитация движений) Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение) Чтоб гуляя, малыши Веселились от души! (подскоки на месте) Ох, устали («обтереть пот со лба») Отдохнем (присесть) И домой скорей пойдем (шаги на месте) Составление рассказа на тему «Комнатные растения». Воспитатель:- Представьте, что мы с вами в ботаническом саду, где очень уютно, красиво и много растений. - У меня на столе стоят комнатные растения, которые вам уже знакомы. Вспомните название цветов. (фиалка, папоротник, герань, бегония) - Ребята, что же общего у всех этих растений? (Стебель, лист, цветок, корень.) - Общее строение. А что разного? (Окраска, форма листьев.) - Молодцы! А сейчас я предлагаю вам составить рассказ по схеме. (схема). 1. Название растения. 2. Где растет? 3. Строение. 4. Форма цветка, форма листьев. 5. Цвет лепестков, листьев. 6. Значение в жизни человека? - Молодцы! Подвижная игра с мячом. - Давайте поиграем в игру «Назови ласково». Я бросаю мяч и называю слово. Вы ловите мяч, бросаете обратно и называете это слово ласково. Стебель – стебелек ,лист – листочек, цветок – цветочек ,вода – водичка лейка – леечка горшок - горшочек земля - земелюшка корень - корешок Воспитатель:Заслушав рассказы нескольких детей, воспитатель напоминает о том, что существуют опасные и ядовитые растения, трогать которые нельзя. А чтобы узнать одно из растений, мы должны расшифровать загадку. Разгадывание слова “Кактус” Посмотрите на эту картинку. Как вы думаете, какое слово здесь спряталось? Почему вы так считаете? Что вам помогло отгадать эту загадку? Пальчиковая гимнастика:«Цветок» Утром рано он закрыт, Кисти рук находятся в исходном положении. Но к полудню ближе Раскрывает лепестки – Ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон. Красоту их вижу. Кисти рук у запястья соединены, пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок. К вечеру цветок опять Закрывает венчик. Пальцы сомкнуты – нераскрывшийся цветок. И теперь он будет спать До утра, как птенчик. Кисти рук кладут под щеку – имитация сна. Посмотрите на свои рисунки. Что на них изображено? Заштрихуйте свои кактусы по образцу. Чего не хватает вашим кактусам, чтобы они стали как настоящие? (колючек). Нарисуйте их. Иногда кактусы что делают? (цветут). Пусть ваши кактусы тоже зацветут. Рефлексия. Воспитатель: Закончите фразу: «Я люблю ухаживать за комнатными растениями, потому что…» Дети: (нравиться, украшают группу, люблю цветы, очищают воздух и т. д.) Желаем успеха. -О чем мы сегодня говорили? Что вам больше всего запомнилось? Ребята, на этом наше занятие подошло к концу. Кому понравилось занятие возьмите веселый смайлик, кому не понравилось возьмите грустный смайлик, кто не знает возьмите задумчивый смайлик. 2. Худ. тв-во (лепка/ конструирование) Лепка. «Красивый цветок» Цель: Учить изображать цветок из тонко раскатанного пластилинового жгутика и располагать его на картоне; развивать фантазию, поощрять творческую инициативу. Задачи: формировать интерес к работе с пластилином, учить детей скатывать жгутики из пластилина длиной 7—10 см, учить формировать знакомый образ новым способом. Развивать мелкую моторику пальцев; продолжать развивать умение слушать инструкции педагога, добиваться поставленной задачи;-формировать интерес к работе с пластилином, формировать желание преодолевать возникшие в процессе работы трудности. Материал: цветок в вазе; картон; пластилин, дощечки для раскатывания пластилина, стеки, салфетки, кукла. Предварительная работа: наблюдение за цветами; рассматривание тематического альбома "Цветы". Ход ОД: Воспитатель. Ребята, а знаете ли Вы, что у нашей куклы Насти скоро день рождения? Все наши игрушки собираются к ней на день рождения и не знают, что же ей подарить. А Вы как думаете? (ответы детей) Можно подарить все, что угодно. Но я знаю, что все девочки очень любят, когда им дарят цветы. Вы знаете, какие бывают цветы? Физкультминутка « Цветы» Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем) К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках) Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх) Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой) Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево) Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо) Ветерок убегай! (грозят пальчиком) Ты цветочки не сломай! (приседают) Пусть они растут, растут, Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики) Кукла Настя очень любит ромашки. Поэтому я предлагаю вам сделать для Насти большой букет из ромашек. Я уже подготовила такой цветок. (воспитатель показывает детям цветок в вазе) А давайте подарим нашей кукле Насте большой красивый букет. Согласны? (ответы детей) Тогда я Вам покажу, как можно из пластилина "вырастить" цветок. Воспитатель. Каждый цветок имеет стебель, листики и лепестки. Их мы будем делать из жгутиков, которые раскатаем из пластилинаКакого цвета пластилин необходимо взять для листьев и стебелька нашего цветка? (зеленого) А какого цвета у Вас будут лепестки? (ответы детей) Разного, это очень хорошо, потому что наш букет получится разноцветным и очень красивым. А помните ли Вы, как раскатать жгутики? Покажите мне, пожалуйста, как это делать. (дети руками имитируют раскатывание жгутика) Молодцы, правильно. А теперь я Вам покажу, как из зеленого жгутика можно сделать стебелек и листик, а из синего лепесток и из желтого - сердцевину цветка. Воспитатель показывает последовательность лепки цветка и размещения его на картоне. Воспитатель. Вот какой красивый цветок я подарю кукле Насте. Но из одного цветка не составить букета. Нужно еще несколько цветов "вырастить". Нужно приниматься за дело. Дети выполняют лепку цветка, воспитатель оказывает помощь. (воспитатель помогает по необходимости отмерить пластилин, изготовить жгутики) Воспитатель. Ребята, какие красивые цветы Вы слепили. Кукла Настя будет очень рада такому красивому и яркому букету. 3.Музыка по плану муз. руковод. |