- активизировать мыслительную активность детей, развивать вербальную память, речевой слух;
- развивать умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы; - развивать у детей любознательность, навыки самооценки.
Воспитательные:
- воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- воспитывать умение детей работать в коллективе;
- воспитывать желание бескорыстно делать добро, проявлять заботу об окружающих; - воспитывать внимательность;
- воспитывать интерес к речевым играм, культуру общения.
Оборудование:
письмо, конверты с заданиями, ключи, билеты на поезд, демонстрационные картинки животных и их жилья, демонстрационные картинки животных и их детенышей, демонстрационные картинки перелетных и зимующих птиц, мяч, набор геометрических фигур и листы картона на каждого ребенка, магнитная доска, цифры от 1 до 10 на магнитах, числовые домики и набор цифр на каждого ребенка, картинки предметов для определения звука в слове, компьютер для демонстрации картинок.
Ход занятия: Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Воспитатель: В круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем направо, А теперь пойдем налево, В центре круга соберемся, И на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем, И опять играть начнем. Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
В. Я хочу сообщить вам очень важную информацию. Сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил письмо. Вам интересно, от кого это письмо?
На письме написано: отгадайте загадку.
Они жители лесные, Очень добрые смешные. Вместо шапки колпачок. Рост с ребячий башмачок. С ними девушка жила. Очень доброю была. Любила стряпать и вязать Дом в порядке содержать.
В: Как вы думаете, о ком идет речь? Правильно. Это Белоснежка и семь гномов. Что же интересно они нам пишут! Прочтем?
Здравствуйте, дорогие дети старшей группы «Непоседы»!
Пишут вам, сказочные жители – гномы. У нас случилась беда, злая колдунья украла нашу Белоснежку и заточила ее в замок в лесу, а огромную дверь закрыла на семь ключей. Чтоб получить ключи, нужно выполнить задания. Мы пробовали, у нас не получилось. Прилетела в лес сорока и принесла на хвосте новость, что дети группы «Непоседы» много что знают и умеют и могут нам помочь. Очень надеемся на вашу помощь!
В. В большом конверте есть маленькие с заданиями. Давайте их посчитаем. Сколько заданий нам нужно выполнить?
Д. Семь.
В. Справимся? Поможем Белоснежке и гномам? Отправимся в сказочный лес? А на чем мы можем поехать?
Д. Автобус, автомобиль, поезд.
В. Я предлагаю поехать на поезде. Чтоб ехать на транспорте, нужен билет? Получит билет тот, кто сможет ответить на вопрос. Готовы? Я задаю вопрос, кто знает ответ, поднимает руку. Будьте внимательны, не выкрикивайте.
Воспитатель читает вопрос, кто отвечает правильно, тянет билетик, на котором написано число от 1 до 8. Ребенок берет билет и занимает свое место согласно числу в «паровозе».
- Дети, какое сейчас время года?
- Что такое зима? Назовите признаки зимы, приметы.
- Как называется месяц?
- Кто назовет мне зимние месяцы?
- А какие времена года вы ещё знаете? Перечислите их?
- А какой сегодня день недели? (завтра, вчера)
- Сколько рабочих дней недели?
- Вот прошли выходные, наступил первый рабочий день, как он называется?
- А кто назовет мне все дни недели?
- Сейчас утро или вечер? - Какие еще части суток вы знаете? - В какое время суток вы приходите в детский сад?
-Перечислите части суток.
- Сколько пальцев на одной руке? - Сколько углов у треугольника? - А у квадрата? - В какой стране мы живём? - Сколько раз в году бывает день рождения? - Как называется наша планета? - Сколько ушей у двух мышей? - Сколько месяцев в году? - Кто стоит справа от тебя? - Как называется посёлок, в котором мы живём?. - Участок земли где растаял снег? (проталина) - Цветок растущий из-под снега? (подснежник) - Как называется домик для птиц? (скворечник) - Птицы которые осенью улетают, а весной прилетают? (перелётные птицы) - Тает снег, с крыш капает? (капель)
В.Да, ребята, удивили вы меня, молодцы, не подвели, с такими знаниями, нам все преграды ни по чем. Билетики все получили. Теперь можно отправляться в путешествие! Готовы?
Д. Да!
В. Чтобы попасть в волшебный лес, нужно сказать волшебные слова:
Ручками похлопай,
Ножками потопай,
Вокруг себя повернись,
В волшебном лесу очутись.
В. Вот мы с вами и в волшебном лесу.
А теперь повернули стулья и сели ко мне лицом.
1-е задание. Лесные жители.
В. Ребята, мы попали в лес. Чтоб получить первый ключ, мы должны назвать что или кого мы можем увидеть в лесу? (дерево, белка, медведь)
В. Молодцы! А как мы назовем всех зверей вместе живущих в лесу?
Д. Дикие животные.
В. А почему их так называют?
Д. Они живут в природе, сами себе добывают еду.
В. А кто подкармливает зимой зверят?
Д. Лесник.
В. А каких животных мы с вами еще знаем?
Д. Домашние животные.
В. Почему мы так их называем?
Д. Они живут дома. За ними ухаживают люди, кормят их.
В. А давайте вспомним, у кого из животных, какое жилье?
Демонстрация картинок
В. А теперь давайте назовем детенышей животных.
Демонстрация картинок.
В. А кто живет в лесу кроме животных?
Д. Птицы.
В. А каких птиц мы с вами знаем?
Демонстрация карточек с птицами.
В. А все птицы живут в лесу круглый год?
Д. Нет, есть птицы перелетные, есть зимующие.
В. Молодцы дети! Первый ключ у нас.
В. Раз уж мы с вами попали в сказочный лес, давайте вспомним с вами какие сказки мы знаем. И за это получим первый ключ.
2-е задание. Сказки.
Давайте поиграем в игру «По следам сказок»
-Я буду загадывать загадки, а вы угадывать о какой сказке идет речь.
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (Семеро козлят)
И зайчонок и волчица-
Все бегут к нему лечиться. (Айболит)
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил (Красная Шапочка)
Толстяк живёт на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон) Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нес?
Кто садился на пенёк?
И хотел съесть пирожок? (Медведь)
В. Молодцы ребята, второй ключик у нас!
3-е задание. Упрямцы.
Игра «Скажи наоборот».
В. А теперь, давайте присядем в круг на коврике и поиграем. Сейчас мы превратимся с вами в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю вам мяч и называю слово, а вы говорите наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
Мокрый - сухой
Взлететь - приземлиться
Хорошо - плохо
Тяжело - легко
Высоко - низко
Можно - нельзя
Трудно - легко
Быстро - медленно
День - ночь
Радость - грусть
Жара - холод
Зло - добро
Говорить - молчать
Покупать - продавать
Длинный – короткий Большой – маленький Высокий – низкий Широкий – узкий Толстый – худой Далеко – близко Вверху – внизу Слева – справа Вперед – назад Один – много Снаружи – внутри Легкий – тяжелый
В. Молодцы, ребята, какой ключ по счету мы с вами получили?
Д. Третий.
В. Теперь давайте присядем за столы.
4-е задание. Геометрические фигуры.
Для следующего задания нам предлагают вспомнить фигуры, которые мы знаем.
Воспитатель называет фигуру, дети показывают.
В. Молодцы дети, а теперь давайте поселим наши фигуры на заснеженной полянке.
Овал будет жить в центре полянки. Квадрат – в верхнем левом углу, прямоугольник – в нижнем правом углу, круг – в верхнем правом углу, треугольник – в нижнем левом углу. В. Молодцы, справились с заданием. Какой ключ у нас!
Д. Четвертый.
5-е задание. Спорт.
В. Следующее задание – разминка.
Физкультминутка
Мы шагаем, мы шагаем
Дружно ноги поднимаем
По дороге мы пойдем
В лес волшебный попадем.
Влево шаг, вправо шаг
Шаг вперед и шаг назад
Мы по мостику шагаем
Ножку к ножке приставляем.
В. И пятый ключ мы с вами заслужили! Какие вы умники! Сколько ключей нам осталось добыть?
Д. Два.
В. Справимся?
Д. Да.
В. Тогда отправляемся дальше.
6-е задание. Цифры.
В. А теперь нам нужно показать, знаем ли мы цифры. Готовы?
Сразу давайте все вместе назовем цифры от 1 до 10. А теперь в обратном порядке.
Дети называют цифры.
В. Молодцы! А теперь Миша, назови цифры от 1 до 9. Анюта, назови цифры от 3 до 8. Ева, назови цифры от 4 до 7. Катя Г., назови цифры от 7 до 10.
В. Молодцы! А кто назовет мне соседей числа 3, 6, 8?
В. Итак еще один ключ у нас. Какой это ключ по счету?
Д. Шестой.
В. Молодцы! Осталось последнее задание. Приступим?
7-е задание. Страна звуков.
В.Для начала, давайте вспомним, что такое звук и что такое буква?
Д. Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем.
В. Какие бывают звуки?
Д. Гласные, согласные
В. Какие звуки называют гласными и почему?
Д. Гласные звуки мы поем, воздух проходит свободно, не встречая преград
В. Какие звуки называются согласными и почему?
Д. Согласные звуки не поются, им мешают губы, зубы, язы
В. А теперь давайте поиграем в игру и посмотрим, кто у нас самый внимательный. Я буду называть звук, а вы называть слово, которое начинается на этот звук.
В. Ну что, дети, подсчитаем, сколько же мы ключей получили.
Считают.
Д. Семь.
В. Молодцы! Я точно знала. что мы сможем помочь Белоснежке и гномам! Все ключи у нас.
Стук в двери. Заходит гном. Хвалит детей. Забирает ключи. Дает детям угощения, благодарит и уходит.
В. Ребята, мы с вами собрали все ключи и освободили Белоснежку, спасибо вам за помощь! - Вам понравилось наше путешествие? - Что понравилось больше всего? - Какое задание оказалось для вас самым сложным? - Спасибо вам, вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому так хорошо справились со всеми заданиями, которые встречались нам во время путешествия. Я думаю, что вы всегда так будете стараться.
Ну что, отправляемся назад в детский сад?
«1,2,3 вокруг себя обернись и в детском саду окажись».