Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края»
«Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края»
Методическая разработка
Автор – составитель:
Пилиева Марина Батрадзовна
г. Владикавказ
2025 г.
Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края.
Методическая разработка педагога МБДОУ детский сад № 10 г.Ардон.
В методической разработке представлено перспективное планирование совместной деятельности педагога с детьми и их родителями по экологическому воспитанию детей через ознакомление с природой родного кая, конспекты занятий, картотека игр. Работа по данной методике способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного, любви к природе родного края и бережного обращения к ней. Образовательный процесс строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Методическая разработка может быть широко использована воспитателями ДОУ, родителями, интересующимся вопросами экологического воспитания.
Содержание:
Актуальность
Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию на основе ознакомления с природой родного края
Перспективный план работы с детьми по экологическому воспитанию
Перспективный план работы с родителями
Конспект НОД «По станицам Красной книги»
Картотека дидактических игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста
Экологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста
Экологические сказки для детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родной природе»
Памятка экологической грамотности
Консультации для воспитателей
Диагностика
Список использованной литературы
Актуальность
С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. Существует ещё проблема как донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка бережно относится к объектам живой природы.
Цель:Расширить: представления детей об окружающем мире, способность понимать и любить окружающий мир и природу, развивать творческое познавательное мышление, углубление знаний о природе родной крае.
Задачи: Образовательные: Расширять знания детей о природе родного края и окружающем в мире в целом; Формировать экологическую культуру и познавательную деятельность; Научить обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности. Развивающие: Развивать любознательность, наблюдательность, связную речь детей. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе и любовь к природе родного края.
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов Северной Осетии;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений, стихов К.Л.Хетагурова ;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам родного края;
Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого воспитатель должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой воспитатель личным примером демонстрирует детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвует в природоохранной деятельности.
Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с детьми воспитатель наблюдает, рассматривает, обсуждает, анализирует и т. д. Свои впечатления об увиденном они затем выражают в НОД.
Экскурсии по территории детского сада - особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях воспитатель знакомит детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Воспитатель знакомит детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке должно быть такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями нужно использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
На ООД можно использовать художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После чтения с детьми воспитатель проводит беседу, задаёт вопросы.
Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
Работу по экологическому воспитанию нужно проводить и в семье. Только опираясь на семью, только совместными усилиями воспитатель сможет решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей можно использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).
Методы ознакомления дошкольников с природой
Наглядные методы
В течение всего года с детьми нужно проводить постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ведь наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент.
В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами: старшие дети могут обозначать птиц значками - галочками соответствующего цвета.
Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.
Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.
Обучая детей, заполняя с ними тот или иной календарь, воспитатель осуществляет познавательное общение с дошкольниками, - показывает, где и что надо изобразить, поясняет, поправляет, - в общем, доброжелательно помогает им освоить это дело. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.
Рассматривание картин. Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины. Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности. Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки
Учебный экран - при ознакомлении детей с природой в детском саду используются диафильмы, кинофильмы, телефильмы. С их помощью формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.
Общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.
Помогают детям в получении знаний о природе родного края и экологическая тропа на территории дошкольного учреждения. Можно начать работу с изготовления карты-схемы прохождения маршрута и описания всех объектов на нём. Объекты самые разные: деревья и кустарники данной местности, где дети упражняются в правилах поведения в природе, огород и цветники, где занимаются и трудовой, и опытнической деятельностью.
Игровые методы.
Дидактические игры - в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь.
Предметные игры - игры с листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами: «Чудесный мешочек», «Чьи детки на этой ветке?». Широко используются в младших и средних группах. Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения» - дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно - не нужно» - проводятся с целью закрепления знаний. Осетинские подвижные игры природоведческого характера - связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни. Это такие как «Бурые медведи», «Барсы в пещерах», «Волк и ягнята».
Детям очень нравятся различные викторины, квесты, КВН. Их можно организовать, основываясь на уже имеющихся у них знаний, а можно как изучение нового материала. Можно организовать семейный КВН.
Практические методы.
Труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы. Элементарные опыты - это наблюдение, проводимое в специальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опыт используют как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Обсуждение условий опыта проходит под руководством воспитателя.
По результаты наблюдений, экскурсий полезно сделать гербарий растений, коллекцию семян и плодов. Дети с удовольствием будут листать альбом, сделанный собственными руками. Гербарий может быть собран из растений, растущих на территории детского сада или того, места, где ребёнок побывал на экскурсии с родителями.
Словесные методы.
Рассказ воспитателя – рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10 - 15 минут.
Беседа – выделяют два вида: итоговую и предварительную. Предварительная - используется перед наблюдением, экскурсией. Цель – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения со знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Беседа - это итог проведенной работы с детьми. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение, рассказы.
Беседа как метод ознакомления детей с природой используется с детьми среднего и старшего возраста.
Чтение художественной литературы – детская природоведческая книга используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности.
В Северной Осетии жил великий поэт К.Л.Хетагуров. У него столько стихотворений о родней природе и любви к Родине. Эти стихи не оставят равнодушным ни одного ребёнка. Дети со своими родителями могут побывать в этих замечательных уголках нашей малой Родины, а потом рассказать об этом и показать фотографии на экране.
Организация предметно – развивающей среды по экологическому воспитанию.
Одним из важнейших условий системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильно организованная развивающая предметная среда, способствующая развитию личности ребёнка. Главной задачей данной среды является создание условий для формирования у ребёнка основ экологической культуры, экологического сознания, развитие представлений об универсальности и самооценки природы.
Решая эту задачу, в группе нужно организовать образовательную, развивающую, экспериментальную, игровую зоны.
Образовательная зона включает набор наглядно-демонстрационного материала, с которым дети занимаются.
Развивающая — содержит настольно-печатные игры, игры по развитию мелкой моторики.
Игровая — сюжетно-ролевые и настольно-печатные игры экологического характера.
Экспериментальный уголок содержит материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься, играть, экспериментировать.
В группе есть уголок живой природы (комнатные цветы).
В уголке книги для детей есть художественная литература о природе, России, Рязани и области.
В уголке по изобразительной деятельности дети отражают свои впечатления о природе в самостоятельной работе.
В группе в уголке природы дети имеют возможность каждый день ежеминутно соприкасаться с объектами природы. Ухаживая за ними, дети наблюдают их рост и развитие. У них формируются экологические знания, но самое главное - добрые чувства.
В книжном уголке дети всегда имеют возможность рассматривать книги о природе. Соприкосновение ребенка с природой затрагивает все струнки его души, дает ему только положительные эмоции, а это так важно в процессе воспитания у детей доброты, внимания, отзывчивости ко всему живому.
Экологические знания и навыки дети получают не только в ООД по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения природоведческой литературы, изобразительных и музыкальных занятий, рассматривания картин, кинофильмов, игр, игровых упражнений, игр-заданий и труда в природе. В рисунках дети отражают неповторимую красоту природы, лепят животных, птиц, овощи, фрукты. Очень интересны детям народные приметы. Можно объяснить им, что народ издавна замечал, как растения и животные ведут себя перед сменой погоды, например, когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам), ворона кричит зимой – (к метели). Сколько же радости бывает у ребят, кода приметы эти подтверждаются собственными наблюдениями!
Экологическое воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач в данный момент. Это трудная, но интересная работа и возможностей здесь очень много.
Особенно дети любят экспериментировать, например, наблюдать, как тает в помещении снег, сосулька, ведь на их глазах происходит превращение воды из твердого состояния в жидкое. Исследовательская, опытническая деятельность очень близка детям, т.к. ребенок по своей натуре пытливый исследователь. Детям нравится играть и заниматься с природным материалом, поэтому нужно родителям на прогулке с детьми собирать шишки, желуди, веточки, семена клена. Все это материал для поделок.
В ДОУ и в группе можно провести конкурс на лучшую поделку из природного материала, сделанную вместе с родителями.
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста
Месяц
Форма работы с детьми
Практический выход (экскурсии, доклады, поделки)
Сентябрь:
Беседа о деревьях, кустах, травянистых растениях, о правилах поведения на природе.
Дидактическая игра «Найди дерево по описанию», «Найди свое дерево», «Узнай и назови».
Рисование «Золотая осень».
Экскурсия в парк.
Беседа с детьми о животных, обитающих в лесах Северной Осетии, среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу. Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.
Рассказ воспитателя о подготовке зверей к зиме.
Отгадывание загадок.
Составление описательных рассказов о животных
Рисование деревьев и лесных зверей.
Наблюдение за насекомыми.
Беседа на тему «Насекомые осенью»
Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»; Д.Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»
Создание иллюстраций к прочитанным произведениям. Составление описательного рассказа «Каких насекомых я видел на прогулке»
Беседа на тему: «Водоемы родного города и области».
Составление описательных рассказов о жителях водоемов.
Загадки о жителях водоемов
Чтение художественной литературы: рассказа
Д.Н. Мамин-Сибиряк
«Серая шейка».
Подвижная игра
«Ходят капельки по кругу».
Дидактическая игра «Собери рыбку»
Рисование водоема и его обитателей.
Беседа о прочитанном, характеристика главных героев и их поступков
Октябрь:
Рассказы и загадки о рыбах.
Беседа «Рыбы мордовских водоемов» Дидактическая игра «Чем похожи? Чем отличаются». Дидактическая игра
«Угадай по описанию».
Чтение экологических сказок о воде
Рисование
«Моя любимая рыбка».
Беседа: «Овощи и фрукты».
Дидактическая игра–сказка «Фрукты и овощи». Беседа о холодных и горячих блюдах из овощей и фруктов.
Дидактическая игра «Определи на вкус».
Чтение художественной литературы: Ю. Тувин «Овощи»; Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок», экологических сказок о мусоре.
Дидактические игры «Съедобное - не съедобное»; «Вершки-корешки».
Художественное творчество: аппликация «Ваза с фруктами», «Овощи на тарелке».
Беседа о том, что вредит природе.
Выставка поделок «Вторая жизнь ненужных вещей»
Беседа о комнатных растениях;
о необходимости для них условий жизни; об элементах труда. Познавательно-исследовательская деятельность: опыты (потребность комнатных растений во влаге, тепле, свете). Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин».
Дидактические игры «Садовник», Угадай растение», Назовите растение».
Чтение художественной литературы:
Б. Житков «Что я видел», «Сад», экологических сказок
Дети сажают хлорофитум для группы
Ноябрь:
Наблюдение за живой и неживой природой. Экскурсии по экологической тропе детского сада. Рассматривание репродукций художников об осени.
Беседа об осени. Дидактические игры
«Когда это бывает?», «Кто больше назовет», «Ботаническое лото».
Составление коллажа из листьев и ягод «Осенний пейзаж».
Беседа: «Птицы осенью» (беседа о перелетных птицах).
Наблюдения за птицами на участке, кормление птиц.
Рассматривание птиц, занесенных в красную книгу. Дидактические игры «Кто лишний», «Кто где живет», Перелетные - зимующие».
Подвижная игра «Перелет птиц», «Совушка».
Чтение художественной литературы:
Е. Благинина «Улетают, улетели», В. Бианки «Синичкин календарь», Г. Ладонщиков «Загрустил воробышек», И. Крылов «Кукушка и петух», Е. Чарушин «Утка».
Просмотр фильма «Перелетные птицы».
Составление описательных рассказов о птицах.
Дидактическая игра «Кто наблюдательный». Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
Игра –имитация
«Я загадаю, а вы угадайте».
Дидактическая игра «Перелетные, зимующие».
Подвижная игра «Перелет птиц».
Художественное творчество: лепка «Красивая птица»
Беседа с детьми «Съедобные и несъедобные грибы» (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка)
Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций. Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении. Загадки о грибах Рассматривание иллюстраций, муляжей.
Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки). Рассматривание следов на снегу, кормление птиц. Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, беседа.
Просмотр фильма «Зимующие птицы». Чтение художественной литературы:
Г. Серебрецкий «Берегите птиц»,
И. Поленов «Синичкины кладовки», экологических сказок.
Дидактические игры
«Голоса птиц», «Я загадаю, а вы отгадайте».
Изготовление кормушек для птиц.
Беседа: «Как лесные звери проводят зиму».
Беседа о труде лесника (рассматривание картины «Лес», иллюстраций, чтение художественной литературы). Дидактические игры
«Мы маленькие зайчики», «Закончите предложение», «Животные в лесу». Чтение художественной литературы:
Для того, чтобы выявить заинтересованы родители в экологическом воспитании детей было проведено анкетирование, ведь получить положительный результат будет намного быстрее и он будет лучше, если работать с ними в тандеме. Поступки родителей для детей пример для подражания.
Диагностику уровня знаний детей по экологии я провела следующим образом:
Методика "Живая - неживая природа"
Цель: выявить уровень сформированности экологических представлений о живой и неживой природе.
Подготовка исследования: подготовить листы на каждого ребенка с изображением объектов живой и неживой природы для раскрашивания, цветные карандаши.
Проведение исследования:
Детям раздаются листы с изображением природы для раскрашивания и дается задание раскрасить цветными карандашами только то, что относится к живой природе.
Обработка данных:
Высокий уровень (4-5). Ребенок правильно и аккуратно выполнил задание.
Средний уровень (2-3). Ребенок допустил ошибки: раскрасил объекты неживой природы или пропустил некоторые объекты живой природы.
Низкий уровень (1). Ребенок разукрасил всю природу или только то, что ему нравится.
Методика "Знатоки природы"
Цель: определить уровень сформированности экологических представлений об условиях жизни живых объектов природы, их дифференцированном отношении к свету, теплу и влаге; о механизмах приспособления к среде обитания; о пищевых цепочках и взаимосвязях, существующих в природе.
Проведение исследования:
Исследование проводится в индивидуальной форме. Ребенку предлагаются следующие задания:
1.Используя серию карточек "Жизнь дерева круглый год", ребенку необходимо расположить их по порядку и описать процесс изменения внешнего облика дерева в зависимости от времени года.
2.Ребенку необходимо рассмотреть 3 комнатных растения в уголке природы и определить их отношение к теплу, свету, и влаге (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые, влаголюбивые).
3.Предлагаются карточки с изображением животных и насекомых (бабочка, кузнечик, заяц, божья коровка, гусеница). Ребенку необходимо рассказать, как они маскируются, приспосабливаясь к условиям среды.
4.Предлагаются карточки с изображением живых объектов природы, из которых можно составить пищевые цепочки. Ребенку необходимо заполнить вагоны поезда карточками, составляя цепь питания.
Обработка данных:
Высокий уровень (4-5). Ребенок выполнил все задания правильно, смог обосновать свои ответы.
Средний уровень (3-2). При выполнении заданий у ребенка возникли незначительные затруднения. В ответах ребенок допускал ошибки или не использовал объяснения.
Низкий уровень (1). У ребенка возникли значительные затруднения при выполнении заданий: не смог правильно расположить карточки или отказывался от выполнения заданий.
Методика "Радости и огорчения"
Цель: выявить место природы в системе ценностных ориентации у старших дошкольников.
Подготовка исследования: подобрать рассказ о природе, вызывающий эстетические и нравственные чувства.
Проведение исследования:
(проходит в 2 этапа)
1. Чтение рассказа М. Пришвина "Золотой луг":
"У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.
- Сережа! - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво, все говорили: "Очень красиво! Луг
- золотой".
Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал себе одуванчик, и оказалось, что он сжал себе лепестки, как все равно, если бы у нас пальцы были желтые, стороной к ладони, и , сжав кулак, мы закрыли бы желтое.
Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали". 2. Испытуемому (ребенку) задается 2 вопроса:
1.Что тебя больше всего порадовало в этом рассказе?
2.Что тебя больше всего огорчило?
Обработка данных.
Ответы анализируются в соответствии со следующими уровнями:
Высокий уровень (4-5). Ответ эстетического характера, связанный с природой,
проявление эмоциональности. Выделение нравственного момента в рассказе.
Средний уровень (2-3). Ребенок указывает на нарушение норм поведения в природе, но не проявляет
эмоциональности и эстетического чувства в отношении к природе.
Низкий уровень (1). Ребенок затрудняется в определении моментов рассказа, которые ему понравились или не понравились. Отказывается отвечать на вопросы.
Итоговый уровень:
12-15 баллов – высокий уровень
7-11 баллов – средний уровень
Менее 7 баллов – низкий уровень
№
Имя Фамилия ребёнка
Живая - неживая природа
Знатоки природы
Радости и огорчения
Итоговый уровень
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение мира: ребёнок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Значит, уже в этот период формируется познавательный интерес в рамках экологического мышления, сознания и экологической культуры. Но происходит это при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей проблемы.
Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства. Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.
Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе - необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность - создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Список используемой литературы:
Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу?! Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. Путешествие в мир природы и развитие речи. Издательство ГНОМ и Д, 2000 - 96с.
Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. — М.: Просвещение, 2002. — 144 с.
Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году?! Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. — 64 с.
Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 144 с. (Серия «Программа развития»)
Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду : прогр. и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О. А. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.
Сайт в интернете www.nsportal.ru
Сайт в интернете www.maam.ru
Приложения
Анкета для родителей
«Экологическое воспитание дошкольников»
1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?
Да
Нет
Не знаю
2. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего региона?
Да
Нет
Не знаю
3. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего региона, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
Да
Нет
Не знаю
4. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?
Да
Нет
Не знаю
5. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье?
6. Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребенка?
Высокий
Средний
Низкий
7. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?
Да. Каким образом? __________________________________________________
Нет.
8.Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы вгруппе?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Готовы ли помочь воспитателям в организации мероприятий по экологическому