Просмотр содержимого документа
«Дедовичи - партизанский край.»
Конспект НОД по РК
для детей старшего дошкольного возраста (6-7(8) лет)
«Дедовичи - партизанский край»
Сумская Елена Васильевна
Воспитатель МБДОУ Детский сад № 3»Речеёк»
Пос. Дедовичи
Псковская обл.
Цель: воспитание у дошкольников патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое земляков.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с историей создания партизанского края на территории Дедовичского района в годы Великой Отечественной войны;
- дать представление о партизанах, их деятельности, полной примеров величайшего героизма и мужества в борьбе за свободу Родины;
- рассказать о легендарном обозе – как одном из примеров совместного подвига населения и партизан;
- укрепить знания о том, что народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны, в их честь воздвигают памятники, называют улицы, слагают стихи и песни.
Развивающие:
- развивать связную речь, умение вести диалог на заданную тему.
Воспитательные:
- воспитывать нравственно-патриотические чувства, а также чувство гордости за своих земляков, уважение и благодарность к ветеранам ВОВ.
Источник: ООПДО ДОУ, Н.И. Афанасьев «Фронт без тыла», И. Виноградов «Дорога через фронт», «Годы мужества» О дедовичанах, участниках ВОВ, видеофрагменты военной хроники, интернет ресурс.
Предварительная работа: Экскурсия к памятнику «Воину освободителю», к мемориалу, посвящённому дедовичским партизанам, могиле М.С. Харченко.
Встреча с председателем Совета ветеранов Т.Н. Малининой, которая рассказала о блокаде Ленинграда, утренник, посвящённый Дню Победы «Никто не забыт - и ничто не забыто», рассматривание картин о войне, разучивание пословиц и поговорок, чтение рассказов, стихотворений на военную тематику
Форма проведения: подгруппа 6 - 8 человек
Методы и приёмы:
- словесные (беседа,речевые игры, вопросы детям);
- наглядные использование ИКТ (видеонарезки, картинки, карта «Ржевский коридор»);
- практические (продуктивная деятельность).
Ход образовательной деятельности
Этапы деятельности
Действия воспитателя
Действия детей
Ожидаемый результат
Организационный момент
Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и здоровы. А самое главное - мы живём в мирное время. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.
Дети делают вдох и выдох три раза
После окончание дыхательной гимнастики внимание детей «собрано», они слушают и слышат слова воспитателя
2. Рассказывает стихотворение:
- У каждого листочка, у каждого ручья,
Есть главное на свете, есть Родина своя.
Для ивушки плакучей - нет реченьки милей
Для беленькой берёзки - опушки нет родней
Есть ветки у листочка, овражек у ручья
У каждого на свете есть
Родина своя.
(Л. Дайнеко).
Внимательно слушают
Повышена мотивация к содержанию ОД
Мотивационно - побудительный
Задает вопросы:
- А у нас с вами есть Родина?
- Как называется наш поселок?
- Как называют жителей поселка?
Отвечают на вопросы
Проявление активности и инициативности
- Мы много знаем о родном поселке, недавно мы ходили на экскурсию, были в музее. Сегодня нам из музея передали конверт (в конверте разрезная картинка).
- Попробуете составить полное изображение?
Собирают на мольберте разрезную картинку
Развитие наглядно-образного мышления
Вопросы:
- Что у вас получилось?
- Вы где-нибудь видели этот памятник?
- Кому посвящен этот памятник?
- Для чего люди возводят памятники?
Отвечают на вопросы
Активизация познавательного интереса и мотивации к речевой деятельности
Содержательный этап
- У нашего Дедовичского края – большая и славная история, сегодня мы поговорим об одной её странице - о воинской и доблестной партизанской славе.
Для того чтобы нам лучше узнать, кто такие партизаны, чем они занимались, давайте обратим свое внимание на экран.
Показ презентации со слайдами:
«22 июня 1941 года на нашу страну напали враги - фашисты. Огромная, хорошо вооружённая фашистская армия покорила многие государства Европы и теперь стремилась покорить нашу Родину. Фашисты думали, что они самые главные в мире, а остальные люди должны им подчиняться. Началась ВОВ.
Уже через две недели фашисты оказались на псковской земле. Много горя и страданий причинили фашисты людям нашего района. Они убивали мирное население, грабили, жгли деревни. «Зарево пожаров и потоки крови оставляли гитлеровцы на своём пути» - писала в те дни газета «Коммуна»
В начале войны наша Армия отступала, уцелевшие солдаты, отставшие от своих дивизий или вырвавшиеся из окружения, уходили в леса, чтобы продолжить борьбу с врагом. К ним присоединялось местные жители, которые не хотели работать на фашистов. В партизаны уходили женщины и дети. Уже в первые месяцы войны были организованы небольшие партизанские отряды, а к концу года в лесах псковщины действовало несколько партизанских бригад.
Действия фашистов не остались безнаказанными.
Дедовичские партизаны срывали планы немцев по захвату Ленинграда, они держали под контролем железную дорогу, взрывали мосты, пускали под откос вражеские эшелоны (поезда), спасали мирное население от угона в рабство, а также передавали сведения о перемещении вражеских войск нашему командованию.
Дедовичский партизанский край своей стойкостью и мужеством доказал, что русский народ непобедим».
Внимательно слушают и смотрят презентацию
Активизация познавательной деятельности
2. Речевая игра.
- Я хочу убедиться, что вы запомнили и поняли все то, о чем я говорила. Я вам объясню слово, а вы постарайтесь отгадать о чем речь.
а) … это героический поступок, его совершают смелые и отважные люди; они рискуют своей жизнью ради жизни других людей, за этот поступок награждают орденами и медалями
б) Задание подгруппам объяснить слова «партизаны» и «герой»
Называют загаданное слово «подвиг»
1 группа объясняют загаданное слово, 2-я отгадывает, потом наоборот
Совершенствование логического изложения;
умения анализировать
3. Итог:
- Партизаны – это люди, которые уходили в леса, жили в землянках, воевали с фашистами.
- Как они помогали Красной армии?
- Можно ли сказать, что партизаны совершали подвиги?
- Как называют человека совершившего подвиг?
- Вспомните, кто из дедовичских партизан получил звание героя.
Отвечают на вопросы
Закрепление знаний
4. Показ портрета (на экране).
«Михаил Семенович Харченко был командиром пулеметного отряда у партизан, погиб в бою, получил звание героя Советского Союза за выдающийся вклад в историю партизанского движения.
Его именем названа улица в Дедовичах».
Слушают воспитателя
Вызвать интерес к продолжению изучения родного поселка (где эта улица?)
5. Динамическая пауза (предлагает детям стать в круг)
- Ребята, вам было дано задание выучить пословицы и поговорки о Родине и её защитниках.
Выходят и становятся в круг
Рассказывают по очереди пословицы и поговорки
6. Рассказ воспитателя о Блокаде Ленинграда:
- Ребята, не только псковская земля страдала о врагов. Фашисты подошли к Ленинграду и окружили его со всех сторон. (Обращает внимание, что сейчас это город Санкт-Петербург). Днем и ночью обстреливали фашисты Ленинград, но взять его так и не смогли. В городе не было света и воды, в домах был страшный холод, продукты были на исходе, начался страшный голод. И только зимой, по льду Ладожского озера, под вражеским обстрелом продукты можно было провезти в осажденный город.
С экрана чтение ребенком отрывка стихотворения «Блокадный хлеб»
Слушают воспитателя
Вызвать чувство сопереживания
7. Рассказ об обозе:
«Люди нашего района узнали, что Ленинград находится в окружении – в блокаде,
А его жители погибают от голода и холода. Партизаны и жители партизанского края решили собрать для ленинградцев обоз с продуктами. Каждый житель нашего края давал, что мог: кто хлеб, кто зерно, кто крупы. Приносили также письма и тёплые вещи. Только жители нашего края собрали множество подвод с продуктами, Дорога в Ленинград была очень опасной. Этому обозу нужно былоидти по оккупированной (т.е. занятой врагом) территории. Обоз шёл только ночью. Рискуя своей жизнью партизаны доставили продукты в блокадный Ленинград».
Обобщение (вопросы детям):
- Для кого партизаны везли продукты?
- Почему ленинградцы голодали?
- Что совершили партизаны и жители нашего района доставив обоз в Ленинград?
Слушают воспитателя
и смотрят видео хронику
Отвечают на вопрос
Умение делать выводы на основе полученных знаний
8. Работа с картой
- Асейчас ребята, мы пройдёмся по пути легендарного обоза (показывает на карте путь обоза, дорогу жизни, и Ржевский коридор).
- Описание памятного знака вы должны соотнести с цифрой на карте
Соотносят описание знака с картинкой и отмечают на карте.
Развитие образного мышления
Рефлексивно - корригирующий
- Чему было посвящено занятие?
- Важно ли то, о чем вы сегодня узнали?
- Какой праздник есть в нашей стране, когда мы особо чествуем ветеранов, возлагаем цветы к памятникам?
Отвечают на вопросы
Понятие значимости
исторических событий
В работе использовала выдержки из дедовичской газеты «Коммуна», интернет ресурс: видеофрагменты военной хроники, видеонарезки «Партизанское движение", «Легендарный обоз», карта «Ржевский коридор»
Картинки памятных знаков («Цветок жизни», «Румболовская гора», «Балтийские крылья», «Регулировщица» «Памятник полуторке», а также стихотворения известных авторов
https://yadi.sk/d/GYrmAvB0bEHCIw - ссылка на материалы к НОД
https://yadi.sk/d/sNHOOJpmqwSqzA утренник (предварительная работа к НОД)