Ребёнок с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к трудностям в обучении. Перед педагогом встаёт задача– развитие двигательных и познавательных способностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Развитие мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ"»
Развитие мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ
Мелкаямоторика (или пальцевой праксис) – это способность выполнять точные и мелкиедвижения кистями и пальцами рук. Ее развитиезависит от скоординированных действий сразу нескольких систем – мышечной, нервной и костной. Область мелкой моторикивключает в себя различные движения – от самых простых (хватание игрушки) до сложных (рисование и письмо). Роль развития мелкой моторики рук очень важна. С развитием мелкой моторики рук напрямую связано развитие умственных способностей и речи. Стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление.
Развитие мелкой моторики улучшает функционирование высших психических функций:
-внимания;
-мышления;
-зрительной памяти;
-воображения;
-пространственной ориентации;
-связной речи.
С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.
Поэтому, чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
В норме если у ребенка высокий уровень развития мелкой моторики, то соответственно у него хорошо развиты память, внимание и логическое мышление.
Ребёнок с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к трудностям в обучении.
Перед педагогом встаёт задача– развитие двигательных и познавательных способностей. Она реализуется через развитие:
- двигательной области коры головного мозга;
- речевой области коры головного мозга;
- мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия;
- координации крупных движений и умение владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков;
- пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве;
- формирование навыков учебной деятельности;
Реализация этих задач с учётом возрастных особенностей обучающихся с ОВЗ способствует их интеллектуальному развитию.
На занятиях развитию мелкой моторики уделяется особое внимание. От задействованных мышц (сгибательных и разгибательных) постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя её развитию.
Работу по развитию мелкой моторики у детей необходимо проводить систематически, уделяя ей не менее 3-5 минут на занятии.
Выделяют несколько видов упражненийпо формированию мелкой моторики:
Кинезиологические упражнения;
Упражнения с карандашом;
Упражнения со специальными гимнастическими приспособлениями (массажные мячики);
Работа с мелкими предметами;
Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно- координированных движений пальцев и кистей рук.
Кинезиологические упражнения
Эти упражнения направлены на развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизации работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).
Использование кинезиологических упражнений на занятиях повышают работоспособность детей, активизируют интеллектуальные процессы, способствуют развитию мелкой моторики.
Если при работе в быту с различными предметами мы активно используем, в основном большой, указательный, и средний пальцы рук, то при выполнении кинезиологических упражнений задействуем и безымянный с мизинцем.
Хлопчики.
Руки прижаты друг к другу ладошками и пальчиками. Похлопали сначала большими пальчиками, затем их прижали друг к другу. Затем хлопаем указательными пальчиками, и так поочередно всеми пальчиками попарно. Важный момент! Когда хлопаем одними пальчиками, другие плотно прижаты друг к другу. И выполняем аналогичные действия в обратном порядке – от мизинцев. Далее разъединяем вторые и третьи пальчики с четвёртыми и пятыми пальчиками. Теперь хлопаем сначала вторыми и третьими одновременно, затем четвёртыми и пятыми и наоборот. Далее соединяем третий и четвёртый пальчики вместе и хлопаем ими, затем хлопаем вторым и пятым одновременно, в этот момент третий и четвёртый прижаты друг к другу.
Колечко-мизинчик.
Правой рукой показываем колечко указательным и большим пальчиками, левой мизинчик одновременно с правой. Поочередно меняем.
Маятники.
Руки лежат на парте. Пальцы прижаты друг к другу. Одновременно отрываем большой пальчик на правой руке и мизинец на левой, затем обратно прижимаем, теперь одновременно отрываем большой пальчик на левой руке и мизинец на правой. И так чередуем.
Нейросчёт.
На листе А4 справа и слева написать цифры в разном порядке от 1 до 5. Кладем правую руку с правой стороны листа, левую с левой. Показываем одновременно на обеих руках то количество пальцев, которое указано по порядку. Сначала сверху вниз, затем в обратном порядке - снизу верх. Усложнённый вариант: на листе А4 справа и слева написать примеры (сложение и вычитание), при этом, чтобы в ответах получалось от 1 до 5. Кладем правую руку с правой стороны листа, левую с левой. Считаем в уме пример и показываем одновременно на обеих руках то количество пальцев, которое получается в ответе. Сначала сверху вниз, затем в обратном порядке - снизу верх.
Упражнения с карандашом
Взять карандаш и зажать его указательным и большим пальцами правой руки. Передвигаем карандаш между пальцами в одну и в другую сторону. Карандаш необходимо удерживать, не роняя, и вращать в горизонтальной плоскости.
Взять карандаш и зажать его указательным и большим пальцами левой руки. Передвигаем карандаш между пальцами в одну и в другую сторону. Карандаш необходимо удерживать, не роняя, и вращать в горизонтальной плоскости.
Взять один карандаш и зажать его указательным и большим пальцами правой руки и второй карандаш зажать указательным и большим пальцами левой руки. Передвигаем оба карандаша одновременно между пальцами в одну и в другую сторону. Карандаши необходимо удерживать, не роняя, и вращать в горизонтальной плоскости.
Упражнения со специальными приспособлениями (массажные мячики)
Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным мячиком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.
«Вперёд-назад-покругу»
В правой руке находится мячик, в левой - карандаш или ручка с гладкой поверхностью. Правой рукой катаем мяч по кругу по парте, левой катаем карандаш или ручку вперёд-назад. Затем меняем – в правой руке карандаш, в левой – мяч. Упражнение необходимо выполнять обеими руками одновременно.
«Волшебник»
Мячик располагается на тыльной стороне левой ладони сверху, правой ладошкой мячик прижимаем сверху. Необходимо перекатывать мяч между ладонями так, чтобы мяч не упал. Ладони располагаются параллельно друг другу и не разворачиваются. Перекатываем мяч в одну и в другую стороны.
«Кулаки-ладошки»
2 мяча располагаются на парте на небольшом расстоянии друг от друга, при этом один мяч чуть выше другого. Кладём ладошки на парту с противоположных сторон от мячиков, затем мячики меняем и кладём кулачки на места мячей. Поочередно меняем кулачки-ладошки.
Работа с мелкими предметами
Нанизывание резиночек на пальчики по наглядной опоре;
Работа со счётными палочками;
Игры с конструктором, кубиками.
Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук
Используются образцы с разными видами поверхностей (ткани, твёрдые материалы). Ребёнок ощупывает предложенные ему поверхности, после этого взрослый предлагает ощупать один из похожих материалов, при этом не видя его, ребёнку необходимо догадаться и показать похожий материал из предложенных вариантов.
2. Опознание фигур, цифр или букв, «написанных» на правой и левой руке.
3. Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и
левой рукой. Более сложный вариант- ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
Ребенок собирает счетные палочки одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.
Упражнения из практической жизни для развития общей и тонкой моторики. Работа с бумагой очень значима для ребенка. Необходимо учиться складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять ее.
Вывод: Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.
Формируя и совершенствуя мелкую моторику пальцев рук и крупные движения тела, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребёнка.