Просмотр содержимого документа
«Мы путешественники.»
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности
«Мы - путешественники», для детей с ОВЗ
Пояснительная записка
Адаптированная программа дополнительного образования туристско-краеведческой направленности «Мы - путешественники для детей с ОВЗ» составлена в соответствии с требованиями ФГОС АООПНОО, также в соответствии с:
Нормативно-правовой основой разработки программы являются следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный Закон от 13 марта 1995 года Ха 32-Ф3 (ред. от 30.12.2012) «О днях воинской славы и памятных датах России»;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы» от 30 декабря 2015 г. № 1493;
Указ Президента России «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», от 12.05.2009 № 537;
Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014г. № 17 -р (далее - Концепция);
Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Особенности адаптированной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Мы-путешественники»,
Особенностью изучения школьниками культурных, природных и исторических объектов родного города, Чувашского края, соседних республик является развитие самоуправления в коллективе, насыщение свободного времени школьников социально значимой деятельностью. В педагогической науке проблема воспитания в детском коллективе постоянно находится в центре внимания. У школьников развиваются высокие нравственные качества: коллективизм, честность, трудолюбие.
При разработке дополнительной образовательной программы туристско- краеведческого направления для детей с ОВЗ необходимо помнить об их уникальности, и понимать, что учебный процесс должен подстраиваться под них, а не наоборот.
Актуальность программы - обусловлена тем, что детям с ОВЗ тяжело адаптироваться в обществе, поэтому они нуждаются в особом подходе к обучению. Каждый педагог должен понимать, что учебный процесс не может состоять только из обучения конкретным навыкам и знаниям, он должен помогать ребенку социализироваться и адаптироваться в обществе, учиться чувствовать себя увереннее в самом себе.
Дополнительное образование само по себе уникально: оно дает возможность любому ребенку раскрыть в себе различные таланты. А туристско-краеведческое направление позволяет достичь метапредметных результатов освоения учебной программы, узнать мир через огромное количество фундаментальных наук.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она способствует не только духовно-нравственному воспитанию детей, формированию их гражданской идентичности и любви к большой и малой Родине, но и дает практические умения и навыки.
Содержание курса предназначено для расширения и углубления знаний обучающихся краеведческой направленности, даются дополнительные знания, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании.
Программа адресована детям с ОВЗ 7-11 лет и составлена с учётом возрастных особенностей данной возрастной категории обучающихся.
Объём программы - 34 часа в год.
Форма обучения — очная и заочная
Организация образовательного процесса в традиционной форме, в формах очных и заочных экскурсий и путешествий. Состав групп постоянный.
Режим занятий:
Периодичность проведения занятий - 1 раз в неделю по 1 часу, 34 часа в год в каждом классе с первого по пятый.
Цель: создание условий для всестороннего изучения школьниками культурных, природных и исторических объектов родного города, чувашского края, формирование региональной и российской идентичности.
Задачи образовательные:
-изучить особенности природы, исторические и культурные памятники, святые места родного города, края и соседних республик;
-оценить особенности своей местности, её природно-ресурсный потенциал, культурные и исторические достопримечательности.
Задачи воспитательные:
- расширять знания о святых местах;
-развивать патриотическое отношение к своей малой родине, формировать личностно- ценностное отношение к своему родному краю;
-воспитывать "гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры и истории родного города, края.
Задачи развивающие:
научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных процессов в природе и экономике родного города, родного края;
-развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению, истории, искусству, географии, обществознанию,
-развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.
Программа является массовой и предназначена для обучающихся 7-11 лет.
Объём программы -34 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
-Ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на местном, региональном уровне. Представление о рода городе родном крае как неотделимой части России, их месте и роли в жизни родной страны. Осознание значимости и общности проблем города, региона, готовность к их решению.
- Гармонично развитые социальные чувства и качества, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.
Метапредметные результаты (развитие УУД)
Регулятивные УУД:
-способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать ее, определят её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Познавательные УУД:
формирование и развитие посредством исторического, географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование сохранение передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий авизировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и квалификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов.
умение определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
-умение вести диалог с экскурсоводами и другими экскурсантами, уметь задавать
вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и отстаивать свою точку зрения, работать в парах и рабочих группах.
понимание позиции другого в диалоге, дискуссии.
Предметные результаты:
понимать роль различных источников краеведческой информации;
знать особенности природы, населения, хозяйства родного города, Чувашского края;
понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством;
- находить в различных источниках и анализировать информацию по географии, истории, культуре родного города, Чувашского края;
формулировать своё отношение к культурному, историческому и природному наследию родного города и родного края.
Формы контроля
Для проверки усвоения материла предусмотрено обобщающее занятие, на котором
обучающиеся представят репортажи, фотоотчёты, мультимедийные презентации по
итогам экскурсий и путешествий.
Содержание программы (34 часов)
Введение (2 часа) Вводное занятие. Инструктаж по правилам техники безопасности во время занятий и экскурсий, в общественных местах, в транспорте, на проезжей части. Знакомство с программой путешествий. Информация о традициях и героях школы. Безопасный и короткий путь в школу.
Виртуальные экскурсии (4 часов). Подготовка к виртуальной экскурсии по музеям России. Работа в группах, сбор информации о коллекциях российских музеев. Экскурсии в Эрмитаж, в Государственный исторический музей, по территории Московского Кремля, Большому Кремлевскому дворцу, ГМИИ им. А. С. Пушкина
Экскурсии по родному городу (8 часов). Виды музеев: исторические, литературные, краеведческие, художественные. Особенности экскурсий в различных видах музеев. Достопримечательности г. Чебоксары. Экскурсии в музеи города Чебоксары: экскурсия в музей трактора, экскурсия в музей воинской славы (МБОУ СОШ №3); экскурсия в Свято-Троицкий мужской монастырь, посещение кинотеатра Синема 5.
Экскурсии по Чувашскому краю (7 часов). Информация о символах Чувашской Республики. Экскурсия Тихвинский женский монастырь, г. Цивильск; экскурсия в этнокомплекс «Ясна».
Экскурсии по родной стране (12 часов). Знакомство с символами Российской Федерации. Знакомство с достопримечательностями страны. Виртуальная экскурсия.
Подведение итогов (1 час). Представление творческих работ - репортажей, фотоотчётов, мультимедийных презентаций.
Календарно-тематическое планирование.
№
Наименование тем
Теорит.
Практич.
дата
Введение (2 ч.)
1
Знакомство с историей экскурсионного дела
1
2
История моей школы.
Виды музеев.
1
Виртуальные экскурсии(4ч.)
3
Виртуальная прогулка по залам Эрмитажа
1
4
Виртуальные экскурсий от ГМИИ им. А. С. Пушкина
1
5
Видеоэкскурсия по Третьяковской галерее
1
6
Виртуальная экскурсия по территории Московского Кремля, Большому Кремлевскому дворцу, Сенатскому Дворцу
1
Экскурсии по родному городу(8 ч.)
7
Экскурсия в музей трактора.
2
8
Экскурсия в музей воинской славы, МБОУ СОШ №3, г.Чебоксары
1
9
Экскурсия в Свято-Троицкий мужской монастырь, г. Чебоксары
2
10
Посещение кинотеатра Синема 5
3
Экскурсии по Чувашскому краю (7 ч.)
11
Экскурсия Тихвинский женский монастырь, г. Цивильск
3
12
Экскурсия в этнокомплекс «Ясна»
4
Экскурсии по родной стране (12ч.)
13
Экскурсия в г. Йошкар - Ола
5
14
Экскурсия в г. Свияжск
7
Подведение итогов (1 ч.)
15
Представление творческих работ
1
ИТОГО
7
27
Методические материалы
Для осуществления заочных экскурсий необходимо наличие классного кабинета с мультимедийным оборудованием. Также предполагается использование фотографии, иллюстраций, мультимедийных презентаций по содержанию программы.
При проведении занятий используются словесные, наглядные и практические методы обучения.
Формы организации образовательного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная.
Основная форма организации учебных занятий - экскурсия.
Оценочные диагностические материалы
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, промежуточный и итоговый контроль.
Цель входного контроля - диагностика уровня сформированное™ предметных умений, навыков и способов деятельности (метод: педагогическое наблюдение) учащихся.
Промежуточный контроль (промежуточная диагностика в конце 1-го полугодия) применяется для оценки качества усвоения программного материала, достижения ожидаемых результатов. При проведении опросов, бесед, викторин и конкурсов отслеживается усвоение теоретического материала, практические навыки учащихся выявляются в ходе анализа работы детей в ходе практических занятий, выполненных на
занятиях.
Итоговый контроль.
Для определения результативности программы используется диагностический инструментарий:
диагностика предметных результатов:
усвоение знаний: устный контроль — индивидуальный и фронтальный опрос, диагностическая беседа;
диагностика специальных умений: педагогическое наблюдение; анализ творческих
работ детей;
диагностика метапредметных результатов:
регулятивных (умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, рационально строит.» самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий) — педагогическое наблюдение,
коммуникативных (умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы) - педагогическое наблюдение;
познавательных (осознанное стремление к освоению новых знаний и умений) педагогическое наблюдение.
3 .диагностика личностных результатов:
диагностика уровня воспитанности;
педагогическое наблюдение.
Список литературы
Димитриев В.Д. История Чувашии ХVIII века. Чебоксары, 1959.
Димитриев В.Д. Чувашия в эпоху феодализма. Чебоксары, 1986.
Димитриев В.Д. Чувашские исторические предания. Чебоксары, 1993.
Енька Е. Повествование о чувашах. Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд. 2012.
Иванов В.П. Кондратьев М.Г., Матвеев Г.Б., Трофимов А.А. Фокин П.П. Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья. Чебоксары, 1993.
Иванов В.П. Чувашский этнос. Проблемы истории и этногеографии. Чебоксары, 1998.
Иванов В.П. Чувашская Республика.Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд. 2018.
Иванов В.П. Чувашская диаспора. (Этногеографический справочник). Чебоксары, 1999.
9. Касимов Е.В. Чувашия древняя и вечно молодая. Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд. 2020.
10. Культура Чувашского края. Учебное пособие. Часть I. Чебоксары. 1994.
13. Видео экскурсия по Третьяковской галерее - Музеи мираhttps://muzei-mira.com › video_exkursii_po_muzeiam
14. Виртуальный тур - Государственный Кремлёвский Дворецhttps://kremlinpalace.org › https://www.russia360.travel/things-to-do/msk/sight_of_Moscow/moskovskiy-kreml/