В свете современного подхода к образованию (образовательная система «школа 2100»),цель обучения видится как обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД). Основная образовательная задача урока состоит в организации условий, провоцирующих детское действие, состоящее в определении цели деятельности, индивидуальном и коллективном поиске путей решения самостоятельно выбранных учебных задач .
  Такой подход призван обеспечить личностное развития ребенка как важнейший результат образования. Личностным результатом обучения планируется мотивация к познанию, формирование способности к саморазвитию, осознание важности учебы и познания нового.
  С целью обеспечения наиболее полного усвоения материала и учета индивидуально-психологических особенностей учащихся, на уроке используются разные модальности восприятия: аудиальные, визуальные и кинестетические.
  1. Обеспечение формирования универсальных учебных действий (УУД) через создание целостной модели размножения как общего свойства живой природы.
  1.Составить совместно с учащимися план действий по достижению целей деятельности, осуществить действия по реализации плана (регулятивные УУД).
  2. Выбрать оснований для сравнения (выделение существенных признаков), классификации процессов размножения. Создать модель изучаемого процесса с выделением существенных характеристик, представить ее в знаково-символической форме и проработать модель в разных ситуациях (познавательные УУД).
  3.Организовать учебное взаимодействие в группах разного состава (коммуникативные УУД).
  Вводный урок в теме «Особенности живого организма».
  Компьютер.
  Проектор.
  Раздаточный материал – схемы процесса полового размножения.
 по программе «Природоведение» Т.С.Суховой и В.И.Строганова.
      |  Номер слайда 
 | Деятельность учителя   | Деятельность ученика   | 
  | Этап 1. Мотивация (в технологии НЛП) – 4 минуты | 
  | №1 | Цель этапа (учителя): 1.Актуализация исходных знаний учащихся о размножении организмов. 2. Формирование мотивации на дальнейшую работу используя фактор интереса к процессу и через создание личностной значимости материала. | Цель этапа (ученика): 1.Актуализировать имеющиеся знания по теме. 2.Применение актуализированных знаний. 3.Отработка умений формулировать понятия. | 
  | № 2 |  Начиная урок, учитель обращается к учащимся с вопросами (демонстрируется слайд с изображениями организмов и их потомков): - Какое свойство живых организмов способствует продолжению и распространению жизни на Земле? | Учащиеся во фронтальной беседе отвечают на вопрос: - Размножение. | 
  | 
 | - Как бы вы определили это понятие? Что такое размножение? | - Учащиеся предлагают свои определения понятию. | 
  | 
 |  Учитель подводит итоги обсуждению: - Размножение - это воспроизведение себе подобных, увеличение количества особей. |  Желающие учащиеся по просьбе учителя повторяют определение. | 
  | 
 |  Далее учащимся предлагается открыть учебники на стр. 89 и познакомиться с определением в учебнике. | Работают с учебником, читают и запоминают определение. | 
  | 
 |  Учитель предлагает рассмотреть рис.102 и ответить на вопрос, какой процесс здесь изображен. | Рассматривают рисунок и говорят о том, что изображен процесс размножения. | 
  | №3 |  Учитель продолжает беседу (на экране слайд, демонстрирующий разные способы размножения): - Все ли живые организмы одинаково появляются на свет? | 
 Участвуют во фронтальной беседе с учителем, отвечают на вопрос: - Нет, есть разные способы размножения. Организмы могут размножаться половым и бесполым путем. | 
  | 
 | - Какой способ размножения показан на рис. 102? | - Половое размножение. | 
  | 
 | - А какой способ размножения показан на слайде? | - И половое и бесполое размножение. | 
  | 
 | - Хотите ли вы научиться различать эти способы? | - Да, конечно. | 
  | 
 | - Хотите ли вы понимать, как вы сами появились на этом свете? | - Да, хотим! | 
  | Этап 2. Целеполагание – 2 минуты | 
  | 
 | Цель этапа (учителя): 1.Осуществление совместного с учащимися целеполагания и планирования деятельности. | Цель этапа (ученика): 1.Выбор способа действия для решения проблемы. | 
  | 
 | - Как мы можем научиться различать два способа размножения, понять разницу между ними? Что же нам нужно для этого сделать? | - Выделить отличительные признаки, особенности этих процессов. | 
  | Этап 3. Выделение отличительных признаков процессов. – 10 минут | 
  | 
 | Цель этапа (учителя): 1.Организация мыслительной деятельности учащихся по выделению существенных критериев процессов. 2. Создание совместно с учениками плана анализа процессов. | Цель этапа (ученика): 1.Выделение существенных критериев двух процессов. 2. Создание совместно с учителем плана действий по достижению цели. | 
  | 
 |  - Давайте это и сделаем. Выделим отличительные признаки разных способов размножения. | 
 | 
  | 
 |  Учитель демонстрирует детям презентацию с примерами разных способов размножения у животных и растений и просит выделить существенные различия двух процессов.  По ходу обсуждения учитель выписывает на доске найденные критерии сравнения процессов. |  Учащиеся высказывают свои предположения. | 
  | № 4-11 
 |  Сначала учитель демонстрирует слайды, показывающие, сколько особей участвует в процессе размножения полового и бесполого.   Если у учащихся возникают затруднения в выделении главного существенного признака, учитель задает наводящие вопросы. Выделенный критерий учитель записывает на доске. |  Учащиеся выделяют главный признак – количество родителей, принимающих участие в процессе. | 
  | № 12-16 |  Далее учитель демонстрирует слайды, отражающие дополнительные признаки процессов.  Для бесполого размножения – способы получения потомства: при делении одной клетки, с помощью специализированной клетки – споры или с помощью части тела. |  Слушают, запоминают, отмечают новые понятия и пытаются сформулировать определения для новых понятий (на эту работу ориентирует их учитель в предварительной беседе).   | 
  | № 17-19 |  Для полового размножения – участие половых клеток и процесс оплодотворения. Учащиеся пользуются рис.105 на стр.91 и просматривают предложенные слайды. Выслушав учителя, учащиеся формулируют следующие отличительные признаки процессов: участие разных групп клеток, наличие или отсутствие процесса оплодотворения.   |  Отмечают дополнительные признаки процессов полового и бесполого размножения: участие разных групп клеток и наличие оплодотворения. | 
  | №20-28 |  Продолжая обсуждение, учитель демонстрирует слайды, отражающие особенности потомства при половом размножении и просит учащихся отметить эти различия, сравнив потомство с родителями и между собой.   |  Учащиеся отмечают, что при половом размножении потомки похожи на родителей, но все потомство разное, потомки не являются точными копиями родителей. С помощью учителя они выясняют, что различия определяются разными комбинациями признаков самца и самки. | 
  | № 29-32 |  Затем демонстрируются слайды с потомством, полученным путем бесполого размножения. Дополнительно учащимся демонстрируется вегетативное потомство одного комнатного растения с ярко выраженными сортовыми признаками, например, фиалки или пестролистной формы фикуса. | Учащиеся отмечают, что при бесполом размножении потомки являются копиями родительского материнского организма, | 
  | № 33 
 
 |  Учитель с помощью учеников подводит итоги работы, сведя все признаки вместе по выделенным критериям. Критерии сравнения: 1. Сколько родителей участвует в процессе. 2. Какие клетки участвуют в процессе. 3.Какое получается потомство по сравнению с родителями.  Для закрепления полученных знаний демонстрируется слайд с критериями и характеристиками типов размножения – результат деятельности учащихся по достижению поставленной цели.. |  Вспоминают и называют все выделенные критерии сравнения процессов.  По выделенным критериям характеризуют процессы полового и бесполого размножения. 
 | 
  | Этап 4. Работа с новыми понятиями – 8 минут | 
  | 
 | Цель этапа (учителя): 1. Формирование навыков создания определений понятий и процессов. 2.Работа над умениями схематизировать процессы, создавать логический образ явления. | Цель этапа (ученика): 1.Создание формулировок понятий и процессов, используя их характерные признаки. 2.Создание схем-моделей изучаемых процессов. | 
  | 
 |  Учитель просит учащихся назвать новые для них понятия, с которыми они познакомились на уроке.  Называемые учениками понятия учитель размещает в виде цветных табличек на магнитной доске. |  Учащиеся называют: - половые клетки, гаметы; - сперматозоид; - яйцеклетка; - зигота; - зародыш; - оплодотворение. | 
  | № 34-36 |  Детям предлагается дать определения новым понятиям.    Учитель в процессе работы над понятиями для создания визуального образа демонстрирует соответствующие слайды и корректирует высказывания учащихся.  По окончании работы, цветные таблички с определениями вывешиваются на доску и находятся там до конца урока, служа учащимся опорой для дальнейшей работы. |  Учащиеся предлагают свои варианты определений новых понятий опираясь на изображения объектов и процессов.  При необходимости находят определения в тексте учебника и пользуются рисунками учебника. | 
  | 
 |  Учитель благодарит учащихся за работу и спрашивает, к какому из изучаемых процессов относятся данные понятия. | - К половому размножению. | 
  | 
 |  Затем учитель предлагает учащимся создать схемы – модели процессов полового и бесполого размножения, в которых будет отражен главный признак типа размножения. - По какому главному признаку мы можем отличить эти два процесса? |  - Главный признак – это число родителей, участвующих в процессе размножения. | 
  | 
 |  Учитель приглашает желающих создать на доске схемы полового и бесполого размножения и прокомментировать их. Для создания схем учитель выкладывает на магнитную доску знаки-символы и поясняет их: черные круги – родители, белые круги – потомки. Их нужно соответствующим образом соединить стрелками, чтобы показать отличительные признаки процессов и создать логический образ процесса. |  Несколько учащихся работают у доски. Если желающих принять участие в работе много – можно дополнительно использовать обычную доску, а знаки дети нарисуют самостоятельно. | 
  | №34 |  Пока дети готовятся у доски, учитель предлагает учащимся класса еще раз рассмотреть сперматозоид и яйцеклетку (слайд), найти между ними различия и объяснить их.   - Какие различия в строении яйцеклетки и сперматозоида вы можете назвать, и чем объясняются эти различия? |  Ученики указывают различия между мужскими и женскими половыми клетками и объясняют их с точки зрения их функций. | 
  | № 37-38 |  Учащиеся у доски поясняют созданные ими схемы полового и бесполого размножения. Происходит обсуждение работ.    Для закрепления материала учитель демонстрирует схемы на слайдах. |  Класс комментирует и дополняет характеристики процессов. | 
  | № 39 |  Учитель дополняет схему полового размножения знаками полов – мужского и женского и объясняет детям, что они обозначают.  Учащиеся пользуются рис.104 в учебнике. |  Находят в учебнике схемы полового и бесполого размножения и знаки полов. | 
  | Динамическая пауза (стандартные упражнения для снятия напряжения) - 3 минуты | 
  | Этап 5. Освоение и закрепление изученного материала через работу со схемами процессов (групповая работа) – 9 минут | 
  | 
 | Цель этапа (учителя): 1.Освоение и закрепление новых понятий и характеристик изучаемого процесса. 2.Отработка навыков работы со схемами. | Цель этапа (ученика): 1.Использование новых понятий для описания процесса полового размножения у разных групп животных. | 
  | 
 |  Учащимся раздаются листы с заданиями. В задании - схема полового размножения (стандартная), но в задании для каждого учащегося указываются разные группы животных (Приложение 1). Учащимся нужно вписать в отмеченные поля термины и понятия, характеризующие процесс полового размножения (нужно использовать обсужденные понятия, их определения располагаются на доске). Каждые четыре ученика на соседних партах (впоследствии они образуют группу), получают задание работать с одной группой животных. Группы животных: рыбы, лягушки, ящерицы, птицы, звери.    Листы подписываются. Дети работают карандашами, чтобы неверные записи можно было легко заменить.  После того, как учащиеся выполнят задание, они обмениваются схемами с соседями по парте, согласуют и обсуждают свои работы. В ходе работы дети могут пользоваться учебником и информацией на доске.  Следующий этап – работа в группах. Соседние парты объединяются (по четыре ученика) и происходит обсуждение работ в группах (у всех членов группы должно быть одинаковое задание).   |  Выполняют задания: сначала индивидуально, затем в парах, потом в группах. Обмениваются мнениями, согласуют свои представления. | 
  | 
 |  По окончании работы, учитель организует обсуждение выполненного задания.  У всех учащихся в заданиях предлагается составить схемы размножения для разных животных: рыб, птиц, земноводных, пресмыкающихся, млекопитающих. Но схемы должны получиться одинаковые (и схемы-заготовки у всех одинаковые), так как они отражают главные признаки одного процесса – полового размножения и этапы этого процесса одни и те же. |  Демонстрируют свои схемы. Участвуют в обсуждении. Проверяют свои схемы. Вносят при необходимости исправления. | 
  | 
 |  Учитель обращает внимание учащихся на тот факт, что схемы у всех получились одинаковые, хотя они составляли схемы для разных животных и предлагает детям объяснить, почему так получилось. |  Рассуждают на заданную тему, объясняют сходство схем тем, что все они отражают процесс полового размножения, который характеризуется одинаковыми признаками. | 
  | Этап 6. Применение полученных знаний для решения творческих проблемных задач. –4 минуты | 
  | 
 | Цель этапа (учителя): 1.Развитие логического мышления с использованием анализа причинно-следственных связей. | Цель этапа (ученика): 1.Поиск ответа на вопросы, использование приемов логического мышления. | 
  | 
 |  Учитель предлагает учащимся рассмотреть рис. 105 и 106 на стр.92 и обсудить вопрос о том, как же питается растущий зародыш у различных организмов. |  Высказываю свои предположения. | 
  | 
 |  Учитель предлагает учащимся проблемное задание. Сначала проводится предварительная поисковая беседа:  - Как вы думаете, одинакового ли размера яйцеклетки у разных животных?  - А у каких животных они могут быть самыми крупными? (см. рис. 106)  - Да, яйца птиц очень крупные, но где же там яйцеклетка?  - А какого размера, по-вашему, яйцеклетки у млекопитающих животных (кошек, собак, слонов)?  Проблемный вопрос:  - Как вы думаете, чем объясняются различные размеры яйцеклеток у разных животных: микроскопические у млекопитающих и довольно крупные у рыб, лягушек и гигантские по сравнению с размерами тела у птиц.  В качестве «подсказки» учащиеся пользуются рис. 105 и 106. |  Участвуют в обсуждении, высказывают свои соображения. - Наверное, они могут отличаться. 
 - У птиц. 
 
 - Это желток. 
 - В ходе беседы выясняются маленькие размеры яйцеклеток у млекопитающих животных. 
 - В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу о том, что размеры яйцеклеток зависят от способа питания зародыша, от того, откуда и как он получает питательные вещества для своего развития. | 
  | Этап 7. Актуализация и закрепление знаний через прием использования личной значимости материала. – 7 минут | 
  | 
 | Цель этапа (учителя): 1.Актуализировать новые знания за счет придания им личностной значимости. | Цель этапа (ученика): 1.Использование полученных знаний для выяснения «истории своей жизни». | 
  | 
 |  Учитель благодарит детей за работу и задает вопрос: - Ребята, мы говорим сегодня с вами о способах размножения организмов. А вы когда - нибудь задумывались о том, как лично вы появились на свет? | 
 
 - Да, конечно. | 
  | 
 | - Какой способ размножения у человека? | - Половой! | 
  | 
 | - Докажите! |  Учащиеся называют признаки полового размножения. | 
  | 
 | - Можете вы мне ответить на вопрос: когда каждый из вас появился на свет как новое живое существо? |  Дети отвечают по-разному. Многие привычно называют дату своего рождения. | 
  | 
 | - Хорошо, это дата вашего рождения. А до этого вы были? | - Да! В животе у мамы! | 
  | 
 | - Значит вы уже были! А когда же вы появились на свет как мальчик или девочка? Как новое живое существо? | - Наверняка найдутся дети, которые скажут, что это случилось, когда их увидел врач на УЗИ. | 
  | 
 | - А до УЗИ вы были? Вы были мальчик или девочка? |  В результате обсуждения выясняют, что они появились на свет в момент слияния половых клеток отца и матери. И уже тогда природе было известно, мальчик этот новый зародыш или девочка. | 
  | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 № 40-48 |  Учитель предлагает детям сделать дома творческую работу «Как я появился(лась) на свете – история моей жизни».  Для выполнения этой работы нужно воспользоваться уже готовой схемой полового размножения, дополнив ее фотографиями или рисунками папы и мамы, фотографией УЗИ ребенка (можно просто нарисовать зародыш), фотографией новорожденного ребенка (себя). При желании можно показать и историю свой жизни после рождения. На схеме можно подписать при появлении зиготы: «Ура!!! Я появился(лась)!!!», возле изображения зародыша – 40 недель – срок его развития. Возле фото новорожденного: «Ура!!! Я родился (лась)!!!».(Приложение 2)  Предполагаемую схему по ходу объяснения учитель рисует на доске. И иллюстрирует слайдами развития зародыша человека.  Поскольку в семьях у детей бывают разные ситуации, учитель особо подчеркивает, что если нет желания делать работу о себе, можно подойти к делу творчески (это же творческая работа!) и сделать историю появления на свет любимой кошки, попугайчика или даже рыбки. Если нет фотографий, их можно заменить рисунками. |  Записывают задание, делают пометки на схеме полового размножения. | 
  | Этап 8. Домашнее задание. - 1 минута | 
  | 
 |  Учитель задает домашнее задание: §24, рассказ по рисункам, определения основных понятий, творческая работа «Как я появился на свет!». |  Записывают дом.задание. |