| Урок - экскурсия   «Весенние явления в жизни экосистемы (лес, луг)»  6 класс 
 
 | 
  | Фамилия, имя, отчество (полностью) | Туманова Елена Юрьевна | 
  | Район | Ветлужский | 
  | Место работы | МОУ Ветлужская школа №2 | 
  | Должность | Учитель биологии | 
  | Общая информация | 
  | Образовательная область, учебный предмет   | Биология | 
  | Класс | 6 | 
  | Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | Авторская программа И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова (Биология 509 класссы: программа-М:Вентана-Граф,2014г) | 
  | Тема учебного занятия |  Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы (лес, луг)» 
 | 
  | Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | Тема «Природные сообщества», урок №3 | 
  | Учебная задача | Создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности обучающихся по практическому определению типа сообщества и взаимоотношений организмов в нем на основе теоретических знаний через организацию групповой деятельности, решая проблему по предложенному | 
  | Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты | 
  | Ц ель Уровень | Базовый («обучающийся научится») | 
  | Цель – предмет (предметный результат) | Учащиеся научатся применять на практике знания о классификации, жизненных формах растений, определять тип сообщества и весенние изменения в жизни растений. 
 | 
  | Цель – способ (метапредметный результат) |  Учащиеся смогут организовать сотрудничество в микрогруппах, выполняя задание учителя, отраженное в инструкционных картах, получат возможность формировать экологическое мышление и умение применять его в коммуникативной деятельности. 
 | 
  | Цель – ценность (личностный результат) | Осознают необходимость бережного отношения к окружающей природной среде. | 
  | Исходное состояние обучающихся: -   
 |  Учащиеся умеют объяснять сущность понятия «природное сообщество»,  устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества,  выявлять преобладающие типы природных сообществ родного края,  характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества. 
 | 
  | Формы оценки планируемых результатов   |  Предметный результат |  Метапредметный результат |  Личностный результат | 
  | Умение определить тип сообщества, вид растения, его ярусное расположение  
 | Организация работы в группе, умение работать с различными источниками информации;  
 |  Отношение учащегося к экологическому состоянию природного объекта | 
  | Комментарии учителя к учебному занятию или уроку | Урок – экскурсия проводится на экологической тропе «Дорога к роднику» в 50м от школы. Тропа проходит по лугу и смешанному лесу. | 
  | Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия | 
  | Учебно – информационное обеспечение |  Основная литература |  Дополнительная литература |  Интернет - ресурсы |  ЭОРы | 
  | Пономарева Ирина Николаевна, Кучменко Валерия Семеновна, Корнилова Ольга Анатольевна Художник: Александрова Л. Я., Исакова Е. Е., Юдин А. В. Редактор: Пономарева Ирина Николаевна Издательство: Вентана-Граф, 2019 г. Серия: Основная школа/Биология. Экология
 
 |    Биологические экскурсии: кН. Для учителя / И.В.Измайлов, В.Е.Михлин, Л.С. Шубкина – М.:Просвещение, 1989. – 224с.   Шепелева В.И. Организация экскурсий в природу. /Принципы организации внеклассной работы. – М.: Высшая школа, 2002, -177с.  .Мельникова Е. Л. Технология проблемного обучения// Школа 2010 |  http://terra-botanika.narod.ru/metodspis.html  http://www.soln3.edu.27.ru/files/uploads/2017/mr/Opredelenie_tseley_i_zadach_uroka_s_uchetom_trebovaniy_FGOS_k_rezultatam_obucheniya_2.PDF |  LECTA
 Источник: https://rosuchebnik.ru/material/elektronnye-obrazovatelnye-resursy-po-biologii/
  «Вся биология» 
 Источник: https://rosuchebnik.ru/material/elektronnye-obrazovatelnye-resursy-po-biologii/
  
 | 
  | Техническое обеспечение |  Блокноты, простые карандаши, фотоаппарат, компас, план местности | 
  | Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование | 
  | Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) | Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя) | 
  | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт |   Приветствие, проверка готовности класса к уроку: 
 
 | Мотивация учащихся на работу в группах в походных условиях. 
 
 
 | 
  | 1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся |   Организация работы в группах по маршрутным листам , содержащим вопросы по пройденному материалу, касающемуся темы экскурсии | Почти все задания посильны учащимся и могут заинтересовать их в выполнении задания 
 
 
 
 
 
 | 
  | 1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания» | Инструктаж учителя по организации работы: 
   К маршрутному листу прилагается план местности, на котором указаны контрольные точки для каждой группы. Учащиеся должны их найти; В маршрутном листе есть задание определить тип растительного сообщества в контрольной точке; Необходимо выяснить, какие жизненные формы растений произрастают в данной контрольной точке и как они располагаются по ярусам. Необходимо выяснить, какие весенние изменения произошли в данном растительном сообществе. 
 | 
 Возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся на выполнение практического задания, опираясь на имеющиеся теоретические знания 
 
 
 
 | 
  |  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 2. Операционно – исполнительский   | 2.1. Целеполагание и планирование | •Цель урока:  Создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности обучающихся по практическому определению типа сообщества и взаимоотношений организмов в нем на основе теоретических знаний через организацию групповой деятельности, решая проблему по предложенному учителем плану. | 
 В соответствии с возникшей проблемой – на практике определить тип растительного сообщества и связи организмов в сообществе, учащиеся ставят цели, планируют свои действия. 
 
 
 | 
  | 2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации 2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа 2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий |   Анализ готовности учащихся к выполнению задания – наличие теоретических знаний, умения пользоваться планом местности, умения работать в группах | 
 Учащиеся анализируют свои знания, обсуждают пути решения проблемы, обращаются к учителю за помощью в определении незнакомых видов растений. 
 
 | 
  | 3. Рефлексивно – оценочный   | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий |  | Определение правильного порядка действий   
 
 | 
  | 3.2. Ситуация оценки образовательных результатов |   Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?) | 
 Осмысление процесса решения учебной задачи, осознания необходимости применения полученных теоретических знаний на практике. 
 
 |