 
МБОУ «Доеговская основная общеобразовательная школа» 
Урок охраны окружающей среды.  5 класс 
Логинова Ольга Ивановна, 
учитель биологии, химии 
2015г. 
     
Цель:  систематизировать и расширить знания учащихся о состоянии природы нашей планеты; раскрыть некоторые экологические проблемы; 
- Задачи: 
- Формировать представления о Земле как общечеловеческом доме; 
- Показать важность и направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды; 
- Способствовать воспитанию ответственного отношения к природе ; формировать экологическую культуру. 
 
Отрицательное воздействие человека на окружающую среду 
Уже древние люди, охотившиеся на крупных животных, погубили многих из них. Считается, что в вымирании мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей немалую роль сыграл человек. Люди преследовали их, подкарауливали в засадах или устраивали ямы- ловушки. Животных поражали камнями, палками, копьями, стрелами, каменными топорами, деревянными дубинами… В те далекие годы живой мир планеты понес первые большие потери от рук человека. 
     
- Человек оказывает сильное влияние на дикорастущие растения: проводит лесопосадки, изменяет состав растений луга, леса, болота и т.п.  Человек губит деревья, рвет цветы, плохо обращается с пойменными лугами, по вине человека иногда бывают лесные пожары, заболачиваются территории и уничтожаются растения.   
 
- Продолжительность разложения отходов: 
- Автобусный билет - 1 месяц 
- Кожура банана - до 6 месяцев 
- Бумажный стаканчик— до 5 лет 
- Консервная банка— 10 лет 
- Шерстяной носок— 1 год 
- Деревянная палка— 4 года 
- Деревянная окрашенная доска— 13 лет 
- Алюминиевые, пластиковые 
-  бутылки - более 500 лет 
- Стеклянные бутылки— никогда 
 
- Загрязнению подвергаются атмосфера (воздушная среда), гидросфера (водная среда) и литосфера (твердая поверхность) Земли . 
 
Загрязнение окружающей среды. 
Основные источники загрязнения. 
Атмосфера 
Промышленность 
Гидросфера 
Основные вредные вещества . 
Транспорт 
Сточные воды  Утечка нефти  Автотранспорт 
Оксиды углерода, серы, азота  Органические соединения  Промышленная пыль. 
Литосфера 
Тепловые электростанции 
Тяжелые металлы  Нефть  Нефтепродукты 
Отходы промышленности и  Сельского хозяйства  Избыточное использование  удобрений  
Пластмассы  Резина  Тяжелые металлы 
     
Три подарка человека самому себе 
Парниковый эффект 
Ежегодно человечество сжигает 2 млрд. тонн топлива, при этом образуется 5,5 млрд. тонн углекислого газа! Он удерживает тепло в атмосфере. В результате происходит потепление климата. Если температура на Земле повысится на несколько градусов, растают полярные льды и горные ледники, уровень моря поднимется, и вода затопит огромные площади суши вместе полями и огородами. Повсюду изменится погода, разладится работа с/х и вся жизнь людей. 
     
Озоновые дыры 
Когда мы разбрызгиваем из баллончика освежителя воздуха, лака или других аэрозолей , мы обычно не думаем ,что это может нанести вред окружающей среде . Оказывается ,может , и ещё какой !!! В этих баллончиках бывают вещества ,которые попадая в атмосферу, разрушают в ней озоновый слой .Тот , самый ,который защищает всё живое от солнечных лучей .Если озоновый слой будет разрушен , все живое на Земле погибнет. 
     
Кислотные дожди 
Кислота образуется в небе от загрязнения атмосферы выбросами промышленных предприятий котельных, автомобилей. Выпадая с дождём на землю , она губит всё живое . К сожалению, люди во многих районах мира всё чаще сталкиваются с этой бедой . 
     
Что сделано 
- Создание охраняемых территорий: заповедников (территории где исключаются хозяйственная деятельность человека, разводят редких видов растений и животных)   
 
Памятники природы (отдельные природные объекты (водопады, пещеры, гейзеры), заказники (территории с частичным режимом охраны) 
     
Национальные парки (участки, выделенные для сохранения природы в оздоровительных и эстетических целях.) 
     
Красная книга 
- В книге: черная страница содержит названия исчезнувших видов, красная – виды на грани исчезновения, желтая – восстанавливающих, зеленая – малоизученных, белая – не изученных видов животных и растений.   
 
Всемирный фонд дикой природы 
Цель Всемирного фонда дикой природы - построить будущее, к котором человек и природа будут сосуществовать в гармонии". …За более чем сорок лет своего существования Всемирный фонд дикой природы превратился во влиятельную организацию и действует более чем в 130 странах мира 
Панда – символ Всемирно-го фонда дикой природ 
     
Важнейшие экологические проблемы: 
- Сохранить все живое на планете 
- Бороться с уничтожением лесов 
- Остановить наступление пустынь 
- Защитить планету от всех видов загрязнений 
 
Необходимо 
- Чтобы не загрязнять атмосферу, следует на трубах заводов ставить фильтры, препятствующих выбросу ядовитых веществ. 
- Необходимо создавать больше охраняемых территорий, микрозаказники с целью охраны конкретных видов растений. 
- Необходимо запретить сбор диких цветковых растений. 
- Разрешать заготовку лекарственного сырья только по лицензиям в необходимом объеме, исключить из этого списка растения редкие и занесенные в Красную книгу. 
- Регулировать выпас скота в природных условиях, создавать искусственные пастбища. 
- Обучать подрастающее поколение к охране природы к рациональному природопользованию. 
 
«Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Бережно относиться к природным богатствам» 
- Как понимаете свою роль в выполнении этой обязанности? 
     
Берегите природу 
Чтоб радость завтрашнего дня 
Сквозь фабрик и заводов дым 
Нам трудно разглядеть 
Сумел ты ощутить, 
 Все те страданья, что Земле 
 Должна быть чистою Земля 
Приходится терпеть. 
И небо чистым быть. 
 Надолго ль хватит нам воды, 
А Землю эту, не щадя, 
 Коль растворен в ней яд? 
 За веком век 
 Надолго ль хватит тех лесов, 
И брал все только на себя 
« Разумный » человек. 
 Где топоры стучат? 
Сейчас же кинулись спасать 
 Спасти поля, леса, луга 
« Природную среду», 
 И чистую гладь рек – всю Землю 
Но почему ж так поздно мы почуяли беду? 
 Можешь только ты, 
Разумный человек! 
     
Будущее нашей планеты в наших руках 
     
-  -Какой вывод сделали для себя? 
 - Зависит ли от вас состояние окружающей среды и планеты? 
 - Мне понравилось … 
 - Я узнал, что … 
 - Сделал вывод … 
 - Для сохранения природы необходимо … 
     
Домашнее задание. 
- -Подготовиться к фотовыставке по теме 
« Родные просторы »