9 класс. Биология.
 Тема:  Развитие эволюционного учения. Работы Ч.Дарвина.
 Цели урока: 1.Добиться усвоения обучающимися понятий искусствен
  ный, естественный отбор, передовые свойства.
  2.Формировать умения выделять существенные признаки 
  и свойства в развитии учения. 
  3.Воспитывать нравственные качества – интернационализм. 
 Тип урока:комбинированный.
 Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.
  
 Ход урока:
 Актуализация знаний.
 Письменная работа по карточкам.
 Карточка №1.
 1.Биосфера – сфера жизни.
 2.Существует водная среда, наземно- воздушная.
 3.Верхний слой воды называется фотической зоной.
 4.Животные могут жить только в верхнем слое воды.
 5.Наземно – воздушная среда освоена в ходе эволюции раньше, чем водная.
 6.Почва – верхний слой суши, преобразованной в результате жизнедеятельности живых организмов.
 7.Гумус – лёгкое пористое вещество бурого или коричневого цвета.
 8.Микротрофные вещества – элементы, которые составляют химическую основу тканей живых организмов.
 9.Запасы углерода в атмосфере больше, чем в гидросфере.
 10.Микроэлементы – вещества малых количеств.
 Карточка №2.
 1.Необходимые для жизни элементы называют биогенными.
 2.Макротрофные вещества – элементы, которые составляют химическую основу тканей живых организмов.
 3.Гумус – верхний слой почвы.
 4.Выделяют в биосфере четыре среды обитания.
 5.Наземно – воздушная среда в ходе эволюции освоена позже водной.
 6.Оболочка Земли, населённая живыми существами – биосфера.
 7.Растения выживают только в верхнем слое воды.
 8.Фотическая зона – слой воды куда попадает лучистая энергия.
 9.Учение о биосфере создал В.И.Вернадский.
 10.Живущие в толще воды организмы имеют тип питания – фильтрация.
 Карточка № 3.
 1.В биосфере выделяют водную, наземно- воздушную, почвенную и среду, образуемую самими живыми организмами.
 2.Суша, вода и окружающее воздушное пространство, населённое живыми существами – биосфера.
 3.Важное значение для жизни растений и животных имеет химический состав воздуха.
 4.Углекислый газ является важнейшим сырьевым источником для фотосинтеза.
 5.Биогенные – необходимые для жизни элементы.
 Карточка № 4.
 1.Необходимые для жизни элементы называют биогенными.
 2.Макротрофные вещества – элементы, которые составляют химическую 
 основу тканей живых организмов.
 3.Гумус – лёгкое пористое вещество бурого или коричневого цвета.
 4.Выделяют в биосфере три среды обитания.
 5.Оболочка Земли, населённая живыми существами – биосфера.
 Карточка № 5.
 1.Растения выживают только в верхнем слое воды.
 2.Фотическая зона – слой воды куда попадает лучистая энергия.
 3.В.И.Вернадский создал учение о биосфере.
 4.Выделяют четыре среды обитания.
 5.Важное значение имеют для жизни растений и животных химический состав 
 Изучение нового материала.
 1.Додарвиновский период.
 А) Карл Линней швед
 *основоположник систематики
 Б) Жан Батист Ламарк
 *теория эволюции
 2.Чарлз Дарвин и его теория.
 А) пёстрая изменчивость
 Б) искусственный отбор 
 В) естественный
 Г) Томас Роберт Мальтус Ф.п.
 Д) передовые – полезные
 Е) главные движущие силы эволюции
 *изменчивость
 *борьба за существование
 *естественный отбор
 Деятельность обучающихся. На стр.192 найдите в тексте положе
  ния теории.
 Закрепление знаний.
 1.В чём сущность додарвиновского учения?
 2.Каковы главные движущие силы эволюции?
 Задание на дом.
 Глава 7, пар.1,вопр.2.
 Итог урока.