- Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы Биология М.: Дрофа, 1999
  - Общая биология. Таблицы. Схемы. 9 -11, О.Б. Гигани. – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2007  
  - презентации Mikrosoft office Power Point:  «Синквейн», «Естественный отбор» (переработаны под конкретный урок)
  - медиа – ресурсы «Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0» Просвещение 2005  
        |  № | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемые учебные результаты | 
  | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 
  | 1 | Организационный | Приветствует учащихся, объясняет значимость урока (открытый урок; освоение новой формы работы на уроке) 
 |  Приветствуют учителя; слушают; задают возникшие вопросы. | Коммуникативные: позитивный настрой на коллективное сотрудничкество   | 
  | 2 | Актуализация знаний, направленных связать, ранее изученные темы с данной темой урока | Просит определить круг изученных вопросов, организует беседу   
 
 
 
   | Называют понятия и определяют их взаимосвязь: эволюция, факторы эволюции, борьба за существование, наследственная изменчивость; 
 
 
 
 
 
 
 анализ, синтез логические – анализ объектов с целью анализ, синтез логические – анализ объектов с целью выделения признаков; выделения признаков; 
 
 
 | Познавательные:   логические – построение логической цепочки рассуждений.   Коммуникативные: через беседу реализуется способность полно и точно выражать свои мысли. Пробелы в знаниях устраняются   | 
  | 3 | Постановка учебной задачи | На доске записаны критерии урока, которые определят успешность усвоения новых знаний. Учитель обращает внимание учащихся на критерии и на их основе   просит сформулировать тему урока
 
 
 
 
 
 
 
 
 |  Формулируют тему урока, осознают, что критерии урока определяют его задачи | Регулятивные: целеполагание; Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | 
  | 4 | Повторение материала, изученного на предыдущем уроке «Факторы эволюции» | Организует письменный опрос и самопроверку (слайд №1), выполненных работ  
  Вопросы для контроля знаний:     Фактор, обеспечивающий возникновение нового генетического материала Назовите элементарные единицы наследственной изменчивости Как называются периодические и непериодические колебания численности особей, составляющих популяцию   Как называется явление, при котором популяция проходит период малой численности Изменение частот генов в популяции под действием различных факторов Ограниченное или полное отсутствие скрещиваний особей разных популяций 
 | Внимательно слушают учителя, записывают ответы в тетрадях для проверочных работ. Для самопроверки, используют ключ, предложенный учителем. Оценивают свои работы, озвучивают результаты. 
 
 
 
 | Регулятивные: самостоятельно анализируют свои достижения на основе учета выделенных учителем ориентиров;   Познавательные:   общеучебные – смысловое восприятие информации; Личностные: мотив отметки 
 
 
 
  поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания;   
 | 
  | 5 | Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению нового материала | Учитель возвращается к теме урока, которую предстоит изучить, говорит о новой форме работы на уроке, которая позволит творчески проявить себя, через составление синквейна | Учащиеся знакомятся с презентацией, раскрывающей понятие «синквейн» и приёмы по его составлению. Презентацию представляет, подготовивший её, ученик.   |  Регулятивные:    выделение и осознание того, что подлежит усвоению;    
 Личностные: ситуационный познавательный интерес, мотивация престижа | 
  | 6 | Усвоение новых знаний I этап: «Естесственный отбор» 
 
 
 
 
 
 
 Этап первичного закрепления знаний по вопросу «Естественный отбор» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 II этап «Формы естественного отбора» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Этап первичного закрепления знаний по вопросу «Формы естественного отбора»» 
 
 | Организует самостоятельную работу с текстом § 4.9, стр.232-233(В.И.Сивоглазов,  И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова), а также с дополнительной литературой; предлагает представить результат своей деятельности в виде синквейна. 
  После выступлений учащихся подводит итог данного этапа работы: представляет таблицу «Искусственный и естественный отбор» (слайд №2), создаётся общий продукт деятельности  
  Организует работу в парах, для изучения предлагается раздаточный материал –таблица «Формы естественного отбора»  
  
 Предлагает решить задачи, ответы занести в таблицу   | Работают с текстом § 4.9, стр.232-233(В.И.Сивоглазов,  И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова), с дополнительной литературой, затем каждый представляет свой синквейн (индивидуальная работа) 
 
 
 Синквейн  Естественный отборИзбирательный, творческийНаправляет, закрепляет, движетЕстественный отбор – это результат борьбы за существованиеСила 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Изучают таблицу, знакомятся с формами естественного отбора, определяют признаки каждой формы 
 
 
 
 
 
 
 
 Определяют к какой форме естественного отбора можно отнести данные примеры, ответы заносят в таблицу, сверяют с образцом | Регулятивные:   выделение и осознание того, что подлежит усвоению;  Личностные:смыслообразова-ние   Познавательные: общеучебные- теоретическое исследование, умение структурировать материал; изложение результатов исследования в виде синквейна и их представление; Коммуникативные: обмен знаниями; умение слышать и слушать;    
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Коммуникативные: эффективное сотрудничество, продуктивная кооперация; Познавательные:    общеучебные – смысловое чтение;    
  
  
  
  
  Познавательные:  логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез.  
 Пробелы в знаниях устраняются (коммуникативные: общение и взаимодействие) | 
  | 7 | Закрепление учебного материала | Предлагает посмотреть презентацию «Естественный отбор»; задать вопросы, которые возникли в процессе просмотра | Задают возникшие вопросы; в ходе презентации, участвуют в беседе; | Пробелы в знаниях устраняются (коммуникативные: общение и взаимодействие) | 
  | 8 | Рефлексия деятельности (итог урока) |  Возвращается к критериям урока; предлагает определить успешность урока, раскрыв вопросы, заложенные в критериях. Выслушивает ответы учащихся, при необходимости корректирует их | Выстраивают монологические ответы | Познавательные:   рефлексия Личностные: смыслообразование Коммуникативные:   умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | 
  | 8 | Домашнее задание | Формулирует задание: § 4.9, подготовить иллюстрированные примеры дизруптивной формы естественного отбора | Фиксируют задание. | Личностные:смыслооброзова-ние, мотив отметки 
 | 
 
       |  Признаки |  Движущий  отбор | Стабилизирующий отбор | Дизруптивный отбор | 
  |  Автор 
 | Ч.Дарвин | И. Шмальгаузен | К. Мазер | 
  |  Условия действия 
 | Действует в меняющихся условиях окружающей среды | Действует при длительно неменяющихся условиях окружающей среды | Действует в неблагоприятных, для организмов со средними признаками, условиях окружающей среды | 
  |  Направленность 
 | В пользу особей, имеющих отклонения от средней нормы в сторону либо усиления, либо ослабления проявления признака | Против особей, имеющих крайние отклонения от средней нормы признака, в пользу особей со средним выражением признака | Против особей, имеющих среднюю выраженность признака, в пользу организмов, обладающих крайними отклонениями | 
  |  Результат действия 
 | Появление и закрепление новой нормы реакции организма, которая соответствует изменившимся условиям окружающей среды | Укрепление средней нормы признака, предохранение её от разрушающего действия мутационного процесса | Возникает разрыв средней нормы реакции и образование двух новых средних вместо старой, переставшей соответствовать окружающей среде | 
  |  Примеры 
 | А, Д | В, Г | Б, Е | 
 
  А. Появление тараканов, устойчивых к действию ядохимикатов.
  Б. Формирование многих вариантов окраски внутри популяции травяной лягушки.
  В. Соответствие частей цветка у растения данного вида размерам конкретного вида насекомого – опылителя.
  Г. Кистеперые рыбы и крокодилы практически не изменились за миллионы лет.
  Д. Возникновение устойчивости к антибиотикам у микроорганизмов.
  Е. На океанических островах мухи с нормальными крыльями сдуваются в океан и погибают. Преимущество у длиннокрылых и с недоразвитыми (рудиментарными) крыльями.
      | Признаки для сравнения   | Искусственный отбор | Естественный отбор | 
  | Материал для отбора | Индивидуальная наследственная изменчивость (в том числе, резкие уклонения) | Индивидуальная наследственная изменчивость (в основном незначительные уклонения) | 
  | Отбирающий фактор | Человек | Условия среды (живая и неживая природа) | 
  | Путь изменения:  -путь благоприятных изменений |   Отбираются, становятся производителями  |   Остаются, накапливаются, передаются по наследству.  | 
  | -путь неблагоприятных изменений | Отбираются, бракуются, уничтожаются  | Уничтожаются в борьбе за существование | 
  | Характер действия | Творческий —  накопление признаков на пользу человека  | Творческий — отбор приспособительных признаков на пользу особи, популяции, вида. | 
  | Результат отбора | Новые сорта растений, породы животных, штаммы микроорганизмов | Новые виды | 
  | Формы отбора | Массовый, индивидуальный, бессознательный (стихийный), методический (сознательный) | Движущий, стабилизирующий, дизруптивный, половой и др. | 
  | Скорость действия отбора | Действует быстро (методический отбор) | Действует медленно |