Государственное казённое образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  
  «Урюпинская школа-интернат имени генерал-лейтенанта С.И. Горшкова»
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Конспект открытого урока по биологии в 7 классе
  
 
  Пчелы и муравьи общественные - насекомые.
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Черкашина Т.В
  учитель биологии
  I квалификационной категории
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Урюпинск, 2014г.
  
 
  
 
  Урок по теме « Пчёлы и муравьи общественные - насекомые»
 Цель: выделить особенности строения медоносной пчелы и муравья в связи с общественным образом жизни; показать роль в природе и значение в жизни человека; доказать необходимость охраны этих насекомых; расширять кругозор учащихся.
  
 
  Методы обучения: репродуктивный, поисковый, исследовательский, метод коллективного принятия решения  
  
  Тип урока: изучение нового материала.
  
 
  Форма организации занятий: учебный проект.
 
 
 Типология проекта: информационно – исследовательский, краткосрочный.
  
 
 Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Пчёлы и муравьи -общественные насекомые, книги, раздаточный материал, дидактические карточки.  
  
 
  Форма организации работы в классе: классно-урочная, групповая, индивидуальная.
  
 
  Содержание урока:
  
 
  I. Организационный момент (Взаимное приветствие учащихся и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку)
  Стадия вызова:  
  - Прежде, чем сообщить тему сегодняшнего урока, я загадаю Вам загадки, а Вы должны угадать, о чем пойдет речь на уроке.  
  1. Я пахну летом и пыльцой.
  Лечу к цветочкам пулей.
  Но я бываю очень злой.
  К тому, кто лезет в улей!
  2. На поляне возле ёлок 
Дом построен из иголок. 
За травой не виден он, 
А жильцов в нём миллион.
  
 
  
 
  II. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала. Активизация опорных знаний и умений.
  
 
  - На предыдущих уроках мы начали изучать самый многочисленный тип животных - тип Членистоногие. Какие признаки данного типа наблюдаются у пчелы и муравья?  ( выслушиваю ответы детей).
  -Членистые конечности
  -наличие хитинового покрова.
  К какому к классу вы бы отнесли данных животных?
  (к классу Насекомых).
  Как Вы уже поняли героями нашего урока будут пчёлы и муравьи.
  В виду того, что информации об этих насекомых очень много, изучать эту тему мы будем в рамках проекта.
  
 
  Цели проекта:
   Изучить систематическое положение медоносной пчелы и муравья;
  изучить строение медоносной пчелы;
  изучить полиморфизм в улье и муравейнике; найти признаки сходства и отличия;  
  изучить значение пчёл и муравьёв в природе и жизни человека; охрану насекомых;
  изучить историю пчеловодства;
  сделать вывод почему пчёл и муравьёв относят к общественным животным;
  презентовать наш проект.
 
  
 
 III.Этапы работы над проектом.
  1.Формируются 3 группы учащихся:
  Каждая группа получает инструктивную карту, на которой напечатан план изучения области темы. Листы - ответа.
 
 
 На сегодняшнем уроке работа будет проводится по группам
  « Теоретики», 2 « Пчеловоды», 3 « Биологи».
 Просьба к участникам групп помнить правила работы в группе, соблюдать время.  
 На групповую работу отводится 20 минут, время выступления оратора 3-4 минуты.  
 Просьба начать работу с ознакомления инструктивной карты.
 Я желаю вам удачи.
 
  Инструктивная карта «ТЕОРЕТИКИ»
  Цель: изучить систематическое положение медоносной пчелы и муравья, выяснить их значение в природе и жизни человека, предложить меры охраны насекомых.
  1.Систематичесое положение пчелы и муравья.
  2. Внешнее строение пчелы:
  - рассмотрите подробнее строение рабочей пчелы на рис. 1 (справочный материал) и ответьте на вопросы?
   На какие отделы разделено тело пчелы?
  Сколько пар крыльев?
   Сколько пар ног?
  Какие органы чувств различаются на голове пчелы?
  Особенности в строении задних ног. Как вы думаете, для чего они нужны?
 
  3. Какого значение пчёл и муравьёв в природе и жизни человека.
  4. Предложите меры по охране насекомых.
  
 
  5. Сделайте вывод почему пчёл и муравьёв называют общественными насекомыми?
  
 
  Инструктивная карта «Пчеловоды»
  Цель: изучить историю пчеловодства.
  
 
  1. Откуда мы могли узнать информацию о том, что пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека?
  3. Какими продуктами пчеловодства платили дань, подати и налоги?
  4. Что использовали древние славяне вместо сахара, а что - для света?
  5. Как называлось древнее пчеловодство?
  6. Что изобрёл в 1814 году украинский помещик Пётр Иванович Прокопович? 
  7.Сделайте вывод в котором отражено значение пчёл в природе и жизни человека.
  
 
  Инструктивная карта «Биологи»
  Цель: изучить полиморфизм в улье и муравейнике; найти признаки сходства и отличия.
   1.Полиморфизм пчелиной семьи.
  2.Полиморфизм муравьиной семьи.
  3.Что называется роением? В чём его биологическая роль?
  Используя материал учебника стр 135-136 и справочный материал заполните таблицу  "Полиморфизм пчёл и муравьёв»
            |   Признаки сравнения.   |    Полиморфизм пчёл и муравьёв   |  
  |    Матка   пчелы   |     Матка    муравья   |    Трутень   |    Самец муравья   |    Рабочая пчела   |    Рабочие муравьи   |  
  |   1. Размеры тела.   |     l = 18-20 мм m = 0,25 г       |    До 50 мм   |     l = 15-16 мм m = 0,2 г       |    До 50 мм   |     l = 12-14 мм m = 0,1 г       |    2 мм   |  
  |   2. Количество особей в семье.   |    1   |    2 и более   |     Несколько   десятков         |    От нескольких десятков до нескольких сотен   |    70 000   |    От нескольких десятков до миллиона   |  
  |   3. Сроки жизни.   |    До 5 лет   |    12-20 лет   |    1 сезон     |    Несколько дней, недель   |    1 сезон     |    До 3 лет   |  
  |   4. Особенности строения.   |     Крупная пчела, длинное заострённое брюшко; связано с её воспроизводительной функцией                           |      похожа на рабочих, но отличаются от них строением груди и более крупными размерами. Имеют крылья, которые откусывают себе после оплодотворения   |     пчела средней величины с очень крупными глазами, соприкасающимися на затылке, брюшко округлое   |     Развиваются из неоплодотворённых яиц ,имеют крылья                                                          |     на задних ногах корзиночки, на брюшке зеркальца, расширение пищевода - медовый зобик; на конце брюшка жало   |    Самки с недоразвитой половой системой, Крылья у них отсутствуют, имеется упрощённое строение груди, глаза меньше, чем у самок, или отсутствуют   |  
  |   5. Выполняемые функции.   |     Спаривание     и откладывание яиц                                |     Спариваие     И откладывание яиц   |     Оплодотворение   самки   |               Оплодотворение самки                                           |     Чистка ячеек, кормление матки и личинок, строительство сот, разведка, сбор пищи, защита улья.        |    Забота о семье ( Охранники, «няньки», чистят гнездо и тд)   |  
 
  
 
  Ответьте на вопросы?
  1.Дайте понятие полиморфизм?
  2. Сделайте вывод в чём заключается полиморфизм у пчёл и муравьёв,с чем это связано.
  2.Поиск информации.
  Учащимся предлагается найти ответы на вопросы, указанными в инструктивной карте. Учащиеся работают с учебником, дополнительной литературой.
  3.Обработка информации.
  Учащиеся в группах заполняют карты ответа, готовят выступление – защиту проекта, определяют из своей группы выступающего.
  4.Защита проекта.
  Представители каждой группы презентуют свою работу, рассказывают о своих достижениях, делают выводы:
  1. Пчела и продукты её жизнедеятельности имеют огромное практическое значение. Но самое большое значение деятельности пчёл проявляется в опылении растений.
  2. Пчелиная семья состоит из матки, трутней и рабочих пчёл. Между ними в семье распределены обязанности.
  4. Особенности строения рабочей пчелы связаны с её "профессиональными" обязанностями.
 5. Пчела и муравей - "общественные" насекомое, обладающее сложным инстинктивным поведением, в их заботливом уходе за "деткой", в целесообразности разделения труда между членами семьи, в их удивительном строительном искусстве 
  IV. Домашнее задание.
  §28 читать, папочку с проектной работой мы возьмёте в класс и до оформите работу .
  Задания на выбор:
  -Подготовить сообщения о тутовом шелкопряде
  - Производство шёлка
  - Насекомых занесённых в Красную книгу.
 
 
  V. Итоги урока и рефлексия.  
  Ребята, вы проделали большую работу.  
  Командиры групп оцените работу группы, учитывая степень участия в проекте.
  Делаю свой комментарий. И предлагаю кратко ответить на вопросы
  Какое у вас настроение?
  
 
  Продолжите пожалуйста фразу  
  Мне было интересно…
  Мы сегодня разобрались…
  Я сегодня понял, что…
  Мне было трудно…
  Завтра я хочу на уроке…